Перейти к основному содержанию

«Трудности перевода»

Кто поможет власти и бизнесу договориться
27 мая, 20:54

«Жертвуйте на «Союз меча и орала», — зазывал в начале XX века знаменитый аферист. «Сдайте 20 копеек в Общество трезвости и пейте на здоровье», — хитрил профсоюзный деятель в конце советской эпохи. Наши современники сравнительно недавно придумали гениальный способ финансирования избирательных кампаний — так называемые благотворительные фонды, куда бизнесмены (более или менее добровольно) несли деньги. В результате там аккумулировались средства, сопоставимые, по словам одного из нынешних министров, с бюджетом региона.

Казалось бы, тем самым само понятие благотворительности дискредитировано в нашей стране надолго, если не навсегда. Сегодня крупный бизнес просыпается по ночам от мыслей о реприватизации, средний и мелкий в шоке от ревальвации гривни, заборов на границах и изменений в налоговом законодательстве.

Не способствуют раздумьям предпринимателей «о вечном» и грядущие изменения в Конституции, в частности переход на сугубо пропорциональную избирательную систему. В парламент по «мажоритарке» теперь не проскочишь, а собственную партию творить — накладно, да и гарантий никаких.

Бизнес вследствие прошлогодних выборов понял неэффективность непосредственного подкупа власти. Где сейчас те «великие и ужасные» олигархи, которые считали, что у них в кармане своя парламентская фракция, министр, а то и, чем черт не шутит, Президент? Иных уж нет…

Что осталось делать тем, кто не может или не хочет позволить себе скоропостижно отправиться в командировку в одну из тех стран, с которой у Украины нет договора о выдаче разыскиваемых преступников? Торить тропинки с мешками денег к представителям новой власти означает подвергать себя опасности нарваться на непривычно честного чиновника. Тратить деньги на самопиар? Дорого, долго и эффект просчитать заранее невозможно. Пытаться с властью дружить? Нужно придумать себе достойное хобби — не могут же все как один собирать трипольские артефакты, кататься на лыжах или восстанавливать Хортицу. Да и пчелы кусаются…

Не нужно изобретать велосипед. С властью нужно договариваться, для начала — хотя бы говорить на одном языке. Или использовать для этого переводчиков. Чего хочет власть? Продолжить свое пребывание у кормила, а значит, — нужно услышать избирателя, который затем дружно пойдет к прозрачным урнам. Нужно объяснить этому самому избирателю, что власть все делает правильно и в его, избирателя, интересах. Чего хочет от власти бизнес? Государственных решений для своей нормальной работы. Попытки переговоров бизнеса и власти напрямую возможны, но чреваты коррупцией.

Во всем мире для иллюстрирования общественных отношений используют схему треугольника с вершинами «Власть», «Бизнес» и «Негосударственные организации». По данным Министерства юстиции, в Украине зарегистрированы более 10 тысяч общественных организаций, из них почти две тысячи — всеукраинские и международные. Подсчитать количество граждан, которые в них работают, практически невозможно. Что возможно — так это понять, что люди этии инициативные, активные, в большинстве своем неглупые и, безусловно, влиятельные. Хотя бы с точки зрения политических процессов. Среди НГО — аналитические центры, медиа-холдинги, мониторинговые организации, мобилизационные инициативы, региональные объединения. В Украине, впрочем, как и везде, специализаций общественных организаций бесконечно много. Наши коллеги участвуют в экологических, культурных, образовательных программах, борются со СПИДом, исследуют экономические процессы, работают вместо профсоюзов, представляют национальные и религиозные меньшинства и так далее.

В течение всех лет независимости страны львиная доля финансирования украинских организаций «третьего сектора» происходила из-за границы. Кстати, это давало повод коммунистам в Верховной Раде и сочувствующим им говорить о западном финансировании избирательных процессов (и даже создавать комиссии для проверки собственных домыслов). У именно таких источников финансирования было как минимум две причины — отсутствие готовности украинского бизнеса давать деньги «непонятно кому» и давние традиции благотворительности на Западе. О корнях нежелания отечественных богатых людей поделиться — смотрите в начале текста. Для цивилизованных же стран бизнесмен, который не жертвует часть своей прибыли на общественно значимые программы, — нонсенс, зачастую подозрительный. Среди известных филантропов — Джордж Сорос, Билл Гейтс и особы королевской крови. Объемы помощи в мире измеряются миллиардами долларов, на деньги благотворителей функционируют научные центры, отрасли экономики и целые страны. Премия от богача Нобеля — не только самая престижная в мировой науке, но и самая «тяжелая» в денежном исчислении.

К финансированию отечественного «третьего сектора» Западом в нашей стране быстро привыкли. Многих украинских общественных деятелей вера в то, что «заграница им поможет», просто развратила. Написать красивый проект, а потом — не менее красивый отчет о проделанной работе и использовании средств ведь значительно проще, чем собственно работать. Совершенно не случайно появился даже специальный термин для такой практики — «грантоедство».

Но все же большинство общественных организаций заняты реальной работой и являются серьезными игроками в своих отраслях. И именно они, по моему глубокому убеждению, кроме существующих функций, могут стать своеобразными проводниками, переводчиками между властью и бизнесом в современных условиях. Ведь за каждой НГО — интересы той или иной общественной группы, ведь именно общественные организации имеют неоценимый опыт правового лоббирования нужных «громаде» законопроектов, ведь мы умеем работать с представителями власти плечом к плечу и ее, власть, убеждать.

Общественные организации могут быстро научить отечественный бизнес ставить «третьему сектору» задачи, контролировать их выполнение и внедрять результаты. Мы переведем на язык государственных решений идеи людей, сумевших построить собственное производство и семейные финансы. В конце концов, есть вещи, на которые просто неловко просить деньги у Запада, например, на евроинтеграцию.

Дело за малым — готовностью со стороны бизнеса системно финансировать программы конкретных общественных организаций. Украинские НГО к сотрудничеству готовы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать