Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Угроза осталась

«Запад-2017» — Россия завершила цикл подготовки к полномасштабной войне с Украиной. Другое дело, воспользуется ли она наработками», — эксперт
20 сентября, 19:00
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Уже неделю Россия держит в напряжении своих соседей на западных границах. «Союзное государство», то есть Россия и Беларусь, проводит масштабнейшие военные учения «Запад-2017». Официально заявлено, что учения проходят с 14 по 20 сентября на девяти полигонах в Беларуси и РФ. В них принимают участие 7,2 тысячи белорусских военнослужащих и около 5,5 тысячи российских, 70 самолетов, вертолетов и 680 единиц боевой техники. Однако реальная картина совсем иная. На это с самого начала указывали официальные представители Украины, Польши, стран Балтии, организации НАТО. Из самых свежих заявлений.

«По состоянию на 19 сентября 2017 года, реальная численность участников всех мероприятий, проводившихся в рамках «Запад-2017», оценивается в 120 тыс. человек, более 10 тыс. ед. боевой техники, около 100 летательных аппаратов и около 40 кораблей и подводных лодок разного класса», — сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов (rnbo.gov.ua).

Как раз во время подготовки номера появилася новость от президента Беларуси Александра Лукашенко, который заявил, что «сегодня (20 сентября. — Ред.) завершились совместные российско-белорусские учения «Запад-2017». Хотя накануне министр обороны Польши Антони Мацеревич выразил сомнение по этому поводу: «Учения «Запад-2017» являются не только крупнейшими, но и наиболее агрессивным и многофункциональным из всех учений России за последние 30 лет. Хотелось бы отметить, что эти маневры не закончатся 20 сентября, а будут продолжаться с применением ядерного оружия, которое не было включено в программу учений» (tvp.info).

КРОМЕ ТОГО, ЧТО ВО ВРЕМЯ УЧЕНИЙ «ЗАПАД-2017» УПАЛ РОССИЙСКИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М3, А ВЕРТОЛЕТ КА-52 ВЫПУСТИЛ РАКЕТУ ПО ЗРИТЕЛЯМ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ДВА ЧЕЛОВЕКА ПОЛУЧИЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ТРАВМЫ, В БЕЛАРУСИ ПРОТИВ САМИХ ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ ВЫСТУПИЛА ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА. ДАЛЕКО НЕ ВСЕМ НРАВЯТСЯ АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ / ФОТО РЕЙТЕР

«Подобно Украине, Россия планирует военные шаги против Беларуси, если политическая ситуация там изменится. Российские вооруженные силы и структуры безопасности ведут подготовку к тому, чтобы в случае необходимости вмешаться и провести военную операцию в Беларуси. Планирование операции началось в 2014 году. Цель учений «Запад-2017» — парализовать способность белорусских военных действовать самостоятельно», — это уже заявление глава Сил обороны Эстонии Рихо Террас (rus.err.ee).

Чтобы не слышать правду о себе и якобы продемонстрировать протест, делегация РФ на Генеральной ассамблее ООН, проходившей в эти дни в Нью-Йорке, покинула зал перед выступлением президента Литвы Дали Грибаускайте. «Сегодня внимание мира обращено на Северную Корею и другие регионы, однако те же методы шантажа и агрессии используются в Украине и вдоль восточной границы НАТО. Около ста тысяч российских военнослужащих принимают участие в учениях наступательного характера «Запад-2017» на границах балтийских государств и Польши, и даже в Арктике. Россия, проводя подобные учения, репетирует агрессивные сценарии против соседних государств, обучая свою армию нападению», — отметила Даля Грибаускайте.

Если бы российское руководство так же рьяно занималась другими вопросами и проблемами в своей стране, например, в инфраструктурной или социальной сферах, то исходя из ее естественных возможностей, сегодня это была бы совсем другая по стандартам и уровню жизни страна. Но московская историческая и политическая традиция диктует совсем другое поведение, которое нынешнее руководство РФ не желает изменять. Условно говоря — босые и голодные, но с оружием и влиянием в мире. Именно поэтому, несмотря на уже существующие экономические и финансовые проблемы, Россия все равно вкладывает в армию безумные средства, проводя, в частности, масштабные учения. С такой реальностью мы имеем дело, находясь в непосредственном контакте с агрессором, и именно такому агрессору мы должны отвечать и противостоять. Конечно, в лоб и напрямую Россию мы не победим, а следовательно, нужно использовать другие возможности и методы — быть профессиональнее, хитрее, развитее. Для начала нужно знать все о нападающем. Например, на чем конкретно акцентирует внимание Россия во время этих масштабных учений?

«Если брать общие уроки, а не ситуативные, то с уверенностью можно сказать, что «Запад-2017» — это прежде всего отработка такой сложной задачи, как мобильная переброска войск, — комментирует «Дню» директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. — Для РФ на сегодняшний день это является наиболее важным элементом. Этот элемент РФ представляет как свой наибольший козырь. По расчетами РФ здесь имеет наилучшие показатели и возможности. В том числе потому, что военные соединения, которые Россия держит на западном направлении, имеют оснастку новыми системами вооружения на 58%. Они ожидают, что к концу года этот показатель достигнет 62%. Элемент мобильной переброски войск для России важен еще и тем, что если к группировке войск, которая создана на границе с Украиной, прибавить 4 воздушнодесантные дивизии, то фактически мы имеем риск прорывной операции без дополнительной мобилизации. В этом смысле для России достижением может быть любой даже позиционный успех. Мы пока не можем этому противопоставить оперативность и масштабность перевооружения собственных Вооруженных сил».

«Кроме мобильной переброски войск, существует еще одна важна составляющая, которую мы должны учитывать, — продолжает эксперт. — Россия может использовать как учения «Запад-2017», так и учения в пределах ОДКБ, где они представляют «миротворческие» усилия, для отработки определенных «сюрпризов», связанных с ее союзниками. Эти союзники могут быть втянуты в вооруженный региональный конфликт. На мой взгляд, это чрезвычайно опасный сценарий, ведь таким образом Россия теоретически может развязать создание пророссийской коалиции. И тогда это уже будет не только деятельность Кремля в направлении изменения системы международной безопасности, но и деятельность некоторых других стран, которые окажутся в фарватере российской внешней политики. И здесь Россия очень активно прорабатывает вопрос насыщения своими вооружениями стран, которые она рассматривает в качестве своих союзников или партнеров. Это и Армения, и Беларусь, которые напитываются российским вооружением по упрощенным и дешевым схемам. Фактически она это вооружение им раздает, соответственно, сохраняя влияние. Я уже не говорю о том, что таким образом Россия пытается внести раздор в стан НАТО. Я имею в виду недавнее решение о закупке Турцией систем противовоздушной обороны S-400 «Триумф».

«Таким образом, я рассматриваю учения «Запад-2017» не оторвано от других методов, которые внедряет Россия, — резюмирует Валентин Бадрак. — Она ведет целостную, целеустремленную и системную работу по дестабилизации в целом западного мира и, в частности, дестабилизации Украины для удерживания возможностей влияния на наше государство, в том числе военным путем. Россия оставляет за собой все возможности влияния. Следует говорить правду, «Запад-2017» — это еще одно свидетельство того, что Россия в действительности абсолютно готова к полномасштабной войне с Украиной. Цикл подготовки для этого она завершила. Другое дело, что она может не воспользоваться этими наработками. Более того, на сегодняшний день нет уверенности в том, что РФ готова ими воспользоваться. Отмечу, что когда мы говорим о каком-либо военном сценарии, то он не может работать оторвано от сценариев в других сферах. Кремль и в дальнейшем будет работать в направлении дестабилизации ситуации внутри Украины, создавать разнообразные движения не только для простого сопротивления власти, но и для создания условий, когда можно будет говорить о расколе в украинской власти или расколе между властью и обществом. Все это комплексно и взаимосвязано».

Теперь главный вопрос — как должна реагировать Украина? Официально в СНБО Украины заявили, что для поддержания боевой готовности и противодействия возможным провокациям со стороны российских военных, в соответствии с планом, идут стратегические командно-штабные учения Вооруженных Сил Украины «Непреклонная стойкость-2017», к которым также привлекаются другие военные формирования Украины. Осуществляется наращивание возможностей органов военного управления по управлению войсками (силами) во время перегруппировки, ведению оборонных, стабилизационных и боевых действий. В ходе практических действий украинские военные демонстрируют высокую полевую выучку и боевые возможности.

«Дело в том, что под видом российско-белорусских учений проводятся и другие учения на территории России, — комментирует «Дню» заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины (2006—2010 гг.) Игорь Романенко. — Например, в Крыму, на Кубани, в Краснодарском крае. Поднимается псковская дивизия десантников, которые являются стратегическим ударным компонентом. Это те же десантники, которые «заблудились» у нас на Донбассе в 2014-м. В целом, Россия имеет уже до 100 тысяч ударной группировки. Чтобы начать широкомасштабные боевые действия против Украины, им нужно более 240 тысяч военных. Пока у них нет такого ресурса. Но даже если они не сформируют эти 240 тысяч, то все равно они будут оказывать давление на Украину, на Польшу, на страны Балтии. Также важно, какая будет дальнейшая судьба привлеченных к учениям группировок. Возможно, они останутся в Беларуси, тогда это еще одна угроза для нас».

«На международной арене нами было приложено достаточно усилий, была поднята своего рода волна обеспокоенности, которая не может не влиять на российскую сторону через международные институты, в частности через военные структуры НАТО, — считает Валентин Бадрак. — Что же касается военных приготовлений, то здесь следует признать, что по сравнению с Россией мы имеем ограниченные возможности в случае масштабных сюрпризов. Возможно, будет звучать банально, но то, что мы делаем, это искусство возможного. То есть создание определенных предотвращающих механизмов, приготовлений, особенно что касается локальных тактических вещей, здесь украинское войско научилось реагировать, в частности, мы имеем совсем другую контрразведку по сравнению с тем, что было в 2014-м. Чтобы отвечать на масштабные действия, нам необходимо наращивать оборонный потенциал, однако в этом плане пока существует дефицит».

Следовательно, внутренняя работа остается на первом месте. Чтобы победить исходя из своих возможностей, мы должны быть лучшими.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать