Перейти к основному содержанию

Угроза слабых государств

09 ноября, 00:00
Недавно, 31-го октября исполнилось пять лет со дня вступления Украины в Совет Европы. Как известно, пропуском в эту организацию является склонность государства к определенным стандартам прав человека. Безусловно, постсоветское пространство — это не Индонезия и не Нигерия. Тем не менее, в отличие от европейской традиции обеспечения прав человека, в недоразвитых демократиях, по мнению автора предлагаемой статьи, личности угрожает как раз не сильное, а слабое государство. Либеральные ценности одинаково сильно страдают как от недееспособности государства, так и от деспотичной власти

Зловещие события в Израиле и Югославии отодвинули на задний план продолжающие беспорядки в Нигерии и Индонезии. Этнические и религиозные конфликты в обоих государствах продолжают уносить жизни многих людей. Мы не должны упускать из виду возможные катастрофические последствия этого насилия, если его не обуздать. Проблема заключается в том, что обе страны, отягощенным наследием тирании и разграбления, могут оказаться неспособными справиться с насилием.

Исторически, от Великой Хартии Вольностей до Всеобщей Декларации Прав Человека, борьба за права в основном велась в плоскости ограничения государственной власти. Поэтому утверждение о том, что для защиты прав во многих частях мира в данный момент требуется укрепление централизованной государственной власти, могло бы показаться аномальным. Однако либеральные ценности одинаково сильно страдают как от недееспособности государства, так и от деспотичной власти. Угрожающие последствия этого заключения начинают вырисовываться по всему миру, в том числе и в этих двух крупнейших странах.

Последствия распада Нигерии для 114-милионного населения страны, для остальных стран проблемного африканского континента и для международной системы в целом оказались бы катастрофическими. И хотя правительство президента Олусенгуна Обасаньо — самое демократическое и наименее коррумпированное с момента завоевания Нигерией независимости (включая период конца 1970-х, когда генерал Обасаньо был военным правителем страны и добровольно отказался от власти, разрешив выборы гражданского президента), государство остается опасно слабым.

Администрация президента Обасаньо оказалась не в состоянии помешать исламским фундаменталистам установить шариатское правление в нескольких северных штатах, спровоцировав вспышку насилия, унесшую тысячи жизней. Она также не смогла принести мир в богатую нефтью дельту Нигера, где доведенные до нищеты жители возмущены эксплуатацией природных ресурсов территории, обогащающей коррумпированную элиту. Совсем недавние жестокие столкновения в Дагосе между народностями хаусас и йорубас стоили сотен человеческих жизней. Для многоэтничной, многоязычной, исповедующей разные религии Нигерии в настоящий момент угроза распада — самая серьезная после войны-геноцида в Биафре, которую вело предыдущее поколение нигерийцев.

Сходные трудности испытывает и Индонезия — еще одна большая, этнически и (в меньшей степени) религиозно разнородная страна, находящаяся за тысячи миль от Нигерии. После долгого периода коррупции и жестокого военного правления ее президентом также стал убежденный демократ Абдурахман Вахид (Гус Дур). Однако, как и в Нигерии, центральному правительству, похоже, не хватает сил для того, чтобы покончить с насилием религиозных общин, уносящим сотни жизней. Если правительство президента Вахида не сумеет остановить кровавую бойню, то и Индонезии будет грозить распад.

Нигерия и Индонезия обладают огромными богатствами. Если администрации президентов Обасаньо и Вахида дать возможность несколько лет управлять честно и мирно, то они могли бы добиться огромных улучшений в жизни рядовых жителей Нигерии и Индонезии. Однако они могут не получить этого шанса, поскольку возглавляемым ими правительствам не хватает сил для того, чтобы положить конец этническим и религиозным конфликтам.

Бессилие президентов Обасаньо и Вахида частично обуславливается ненадежностью их армий. Предыдущие военные режимы опирались на своих солдат. Но военная мощь приносит мало пользы демократическим правительствам, пытающимся защитить права своих граждан, если правительствам нужно опасаться того, что действия войск разожгут сепаратистские тенденции.

Именно в такой ситуации находится президент Вахид, которому известно, что общественная поддержка движения за независимость в Асехе и Ирьян Джайе в значительной мере вызвана возмущением действиями армии, нарушающими права человека, и что вторжение армии в Малуке по меньшей мере обострило конфликт между христианами и мусульманами, много лет мирно жившими вместе, и даже спровоцировало насилие.

Быть может, еще более важным фактором, объясняющим слабость новоявленных демократических правительств, является уменьшающаяся поддержка государства со стороны общественности. Десятилетия беспорядков и лишений углубили разделение по этническому и религиозному признаку. Как заметил Макиавелли в своих «Рассуждениях» пятьсот лет тому назад, от государства требуется огромная живучесть для того, чтобы не только пережить смену членов правительства, но и изменить основную форму управления. И Советский Союз, и Югославия распались именно в тот момент, когда стали осуществлять изменение формы управления. Именно потому, что плохое правление лишило Нигерию и Индонезию жизненной силы, нечто подобное на пути перехода к демократическому правительству могло бы случиться и с ними.

Если этим новым демократиям суждено выжить, то их правительства должны обратиться за щедрой помощью к международному сообществу (включая списание долгов). Зная объем украденного и расхищенного предшественниками Обасаньо (например, генералом Сани Абахой) и клептократическим режимом Сухарто в Индонезии, к таким мольбам о списании долга могут отнестись не совсем благосклонно. Тем не менее, западные лидеры должны осознать, что в случае распада этих стран долги никогда не будут выплачены, а кредиторы неизбежно столкнутся с огромными дополнительными затратами. Поэтому если демократы типа Обасаньо и Вахида получат шанс сохранить единство своих стран, то это могло бы предотвратить огромные страдания и вместе с тем оказаться в собственных интересах Запада.

Распад Нигерии или Индонезии означал бы трагедию. Несмотря на то, что невозможно конкретно предсказать будущие события, существует прецедент — конфликты, развязанные распадом бывшего Советского Союза или Югославии. Насилие и жестокость, уже имеющие место в Нигерии и Индонезии, заставляют опасаться того, что невозможность сохранить целостность этих стран могла бы привести к самым кровопролитным по сравнению со всеми виденными ранее событиям, и для решения данной проблемы от отстаивающего права человека сообщества можно потребовать нового творческого мышления и новых подходов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать