Перейти к основному содержанию

Угроза «ваххабизма»

Крым ждет новых беженцев из Узбекистана, хотя и уже существующие проблемы еще не решены…
16 октября, 00:00

В семинаре, кроме представителей ПАСЕ, приняли участие Председатель постоянной делегации ВР Украины в ПАСЕ Борис Олейник, его заместитель Анатолий Раханский, народные депутаты Украины Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, Председатель ВР Крыма Леонид Грач и глава крымского правительства Валерий Горбатов, представители общественных формирований крымских татар. Однако случилось так, что актуальность семинара за истекшую неделю значительно повысилась в связи с тем, что Крым в ближайшие дни стал ожидать наплыва более 20-и тысяч (другие аналитики говорят о возможных 30-и тысячах) беженцев крымских татар из Узбекистана, втянутого в военное противостояние в Афганистане. Как известно, более 9-и тысяч крымских татар в этой стране уже имеют гражданство Украины и теперь получили серьезный повод для экстренного переезда на новую-старую родину. Участники семинара ПАСЕ, высказывая по этому поводу часто диаметрально противоположные мнения, единодушны были, пожалуй, в одном: Украина приняла в состав своего населения и на свою территорию теперь уже почти 300 тысяч крымских татар, она и должна полностью отвечать за устройство их судьбы. Вместе с тем предложения о том, как это лучше сделать, и на этом семинаре формулировались гораздо реже, чем озвучивались разные аспекты самой проблемы.

УВЕЛИЧИТСЯ ЛИ УГРОЗА «ВАХХАБИЗМА» В КРЫМУ?

Некоторые местные газеты в Крыму давно говорят о мусульманском фундаментализме на полуострове и проникновению на него ваххабитов. И народный депутат Украины Мустафа Джемилев, и муфтий Крыма Эмирали Аблаев также не раз публично выражали беспокойство в связи с проникновением в Крым иностранных мусульманских агентов из арабских стран, в частности из Саудовской Аравии, которые вместе со строительством мечетей подвергали критике религиозные обычаи местного населения, утверждая, что крымский ислам — это не настоящий ислам. Дело в том, что примерно 10 лет назад муфтий Аджи Сейтджелиль особенно активно приглашал арабских учителей ислама. В меджлисе, однако, довольно быстро отреагировали, и муфтият сменил своего руководителя. И сейчас много крымских мечетей строится или же возобновляется на средства мусульманских фондов из Саудовской Аравии, в которой ислам ваххабистского направления является государственной религией. Однако крымские духовные лидеры мусульман считают, что теперь им удалось отстоять право крымских татар на свой ислам, отличающийся демократичностью и толерантностью — крымскотатарские женщины никогда не носили паранджу, большинство мужчин-мусульман не живут здесь по законам шариата.

Однако боязнь ваххабизма обострилась после известия о неизбежном прибытии в Крым новых беженцев из Узбекистана. Рескомнац Крыма уже готовит места в общежитиях и гостиницах для приема вынужденных переселенцев. Главе правительства Крыма Рескомнац подал список необходимых мер для того, чтобы сгладить возможное обострение обстановки. Но пока «ваххабизм» крымских татар проявлялся только во внешних признаках — скандированиям «Аллах Акбар!» во время демонстраций 18 мая, да редких дискуссиях о том, стоит ли носить бороду. Мода на зеленые повязки так и не прижилась на полуострове, где ислам всегда имел более светские традиции, чем в арабских странах.

Мустафа Джемилев считает, что «понятие «джихад» девальвировано, его объявляют не так». Он считает, что международную борьбу США с терроризмом нельзя рассматривать «как конфликт между мусульманским и христианским мирами. Речь идет о коллективных акциях против бандитов, совершивших ужасное преступление против мирного населения». Мустафа-эфенди говорит, что судьба Афганистана его беспокоит давно. «Я не равнодушен к событиям в Афганистане, т.к. в 1984 году, когда коммунисты меня в очередной раз судили, одним из главных пунктов обвинения было то, что я выступал против советского вторжения в Афганистан. Теперь ситуация радикально иная. Американцы долго пытались разрешить проблему выдачи Осамы бен Ладена мирным путем, они долго вели переговоры с талибами, и сегодня удары американских и британских сил по Афганистану вполне оправданы». Мустафа Джемилев считает, что международную борьбу с терроризмом должны поддержать и мусульманские государства: «Было бы целесообразнее для взаимопонимания между христианами и мусульманами, чтобы решение об уничтожении террористов приняла Организация исламской конференции. Поскольку этого не произошло, то мусульмане должны быть признательны США за то, что они делают дело, которое должны были сделать мы сами», — сказал Мустафа Джемилев журналистам. Однако не все так просто. Нет сомнения, что в общей массе беженцев могут оказаться и перевозчики наркотиков, и агенты экстремистских структур. Поэтому Крым готовится к чрезвычайным мерам предосторожностей, которые принимаются сейчас во всем мире.

Вместе с тем сейчас становится все более очевидным, что Украина — давно уже и мусульманская страна, и ее благополучие зависит, кроме прочего, также и от того, как будут решаться проблемы мусульманского сообщества.

СОГЛАСИЯ ВСЕ ЕЩЕ НЕТ…

Пожалуй, выражение «среди участников семинара ПАСЕ не было единодушия» — слишком мягкое для того, чтобы адекватно отразить неприятие сторонами позиций друг друга. Когда на семинаре с приветственным словом выступал Леонид Грач, члены меджлиса и актив национально-культурных организаций крымских татар вышли из помещения. Когда на трибуну вышел Мустафа Джемилев, зал покинули Леонид Грач и представители Верховной Рады Крыма. Это уже второй серьезный случай игнорирования сторонами друг друга после того, как крымские татары вынудили Леонида Грача уйти из президиума траурного собрания 18 мая нынешнего года. Именно этот факт, как отмечают крымские наблюдатели, позволил гостям от ПАСЕ заявить, что они «лучше поняли крымскую специфику». В остальном семинар прошел в деловой обстановке и по-международному толерантно. Несмотря на то, что для обустройства крымских татар в Украине за истекшие 10 лет сделано немало, состояние проблемы не может считаться удовлетворительным. Глава крымского правительства Валерий Горбатов привел много примеров успешной работы по интеграции крымских татар в украинское общество. Он, например, отметил, что «Благодаря стабильному бюджетному финансированию, достигнутому в последние годы, и последовательной работе всех министерств и ведомств удалось добиться значительного увеличения объемов строительства жилья, инженерных сетей и коммуникаций.

В 2000 — 2001 годах построено 35 тысяч квадратных метров жилья, что больше, чем за предыдущие четыре года, вместе взятые, водопроводных сетей сдано более 130-и километров, или в 2,3 раза больше. чем в 1996 — 1999 годах. Аналогичные результаты достигнуты и по ряду других позиций. Все это позволит нам уже в начале 2002 года завершить электрификацию массивов компактного проживания крымских татар, значительно увеличить уровень их обеспеченности водопроводными сетями.

Определенные сдвиги произошли в гуманитарной сфере. Предпринимаются шаги, направленные на сохранение и развитие родного языка, культуры, образования, обеспечение занятости, привлечение международной технической и гуманитарной помощи, Проводится работа, направленная на укрепление материально-технической базы учреждений образования, в том числе Крымского государственного индустриально-педагогического института и ряда общеобразовательных школ с крымскотатарским языком обучения. В составе Министерства образования Автономной Республики Крым создано управление образования на крымскотатарском языке. Расширяется сеть школ и классов с обучением на родном языке. Осуществляются меры по подготовке учителей для национальных школ на базе Таврического национального университета и Крымского индустриально- педагогического института. Реализуется программа ежегодного целевого приема в вузы Украины крымскотатарской молодежи. В 2001 году такие направления в 16 вузов получили 363 абитуриента. На государственном уровне был отмечен 150-летний юбилей выдающегося крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского. В открытии мемориального музея в Бахчисарае принял участие Президент Украины. Завершается подготовка к 100-летнему юбилею Крымскотатарского музыкально-драматического театра…» Однако председатель Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины Мустафа Джемилев отметил, что из 9 пунктов рекомендаций, принятых в прошлом году в Страсбурге, лишь отчасти выполнены два пункта о гражданстве.

НАРОД И ВЛАСТЬ

Случай с нежеланием сторон- представителей коммунистической Верховной Рады Крыма и антикоммунистического меджлиса — даже слушать друг друга ставит под сомнение возможность решить проблему крымских татар в границах нынешних политических реалий на полуострове. В чем же основные противоречия?

Во-первых, о масштабах и характере противоречий. Они очевидно таковы, что поскольку одна сторона представляет власть, а позиция другой стороны поддерживается большинством народа, то приобретают характер противостояние верховного органа власти и одного из народов региона. Поскольку эта власть по- прежнему, как и в советское время, подходит к решению проблем крымских татар, с позиций фактического непризнания их политических и экономических требований, такая политика — во многом похожая на проводимую в советское время — не может иметь перспективы. В Страсбургских рекомендациях прошлого года было отмечено: Украина должна понять, что повторение советского опыта общения с крымскими татарами не может дать продуктивный результат.

Во-вторых, об основных пунктах непонимания власти и меджлиса. Для этого процесса характерно то, что наша страна часто успешно решает проблемы, требующие значительных материальных затрат, как например, обустройство народа, обеспечение жильем, топливом, и так далее, но с непонятным упорством не решает проблем, не требующих значительных капиталовложений, например проблемы справедливого распределения земли в процессе аграрной реформы, или проблемы представительства народа в органах власти. Валерий Горбатов на семинаре отмечал, что в Крыму «последовательно осуществляются меры, направленные на привлечение крымских татар в органы исполнительной власти автономии. За последний год их численность увеличилась и достигла в целом по Совету министров Автономной Республики Крым 5,1 процента от общего числа государственных служащих, а по райгосадминистрациям —7,8 процента. В большинстве райгосадминистраций введены дополнительные должности заместителей председателя, заполняемые специалистами из числа крымских татар». В то же время в органах представительной власти всего Крыма крымские татары составляют всего 2 процента депутатского состава. Сказываются даже разность подходов к проблеме. Со своей стороны крымские татары вообще видят эту проблему не как «привлечение в органы исполнительной власти», а как «пропорциональное и достаточное представительство народа в органах власти», которое должно гарантированно обеспечиваться законодательством страны. Мустафа Джемилев отмечал, что, по его мнению, представительство должно быть пропорциональным численности крымских татар в общей структуре населения, то есть примерно 12 процентов. Леонид Грач же предлагает применить на новых выборах такую систему, которая может предоставить крымским татарам всего два места, да и то в списке коммунистов, хотя крымские татары и сейчас таких депутатов не признают своими представителями.

Второй вопрос — обеспечение крымских татар, земледельцев по призванию, участками земли путем паевания земель бывших КСП. Валерий Горбатов отмечал, что «на сегодняшний день органами местного самоуправления принято около 46 тысяч решений по предоставлению крымским татарам участков. В местах компактного проживания депортированных граждан создано 18 крымскотатарских сельскохозяйственных предприятий, которым выделено более 17-и тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, и работа по их созданию продолжается». По статистике местное население Крыма получило земли в частную собственность значительно больше, чем крымские татары, хотя и среди них выявлено много нарушений и злоупотреблений местного начальства.

Однако, что характерно для украинской ситуации, главное противостояние крымских татар и органов власти сформировалось на уровне Крыма, поскольку именно представители коммунистов у власти зачастую намеренно не идут навстречу требованиям народа, который был по решению их партии депортирован со своей родины. Вместе с тем, кажется, что на уровне страны существует некоторое взаимопонимание, поскольку создание представительства народа при президенте как бы решило проблему легализации меджлиса, в Верховной Раде рассматриваются (правда, без заметных успехов) проекты законов, призванные нормализовать этническую ситуацию в стране. Однако анализ показывает, что ключ к решению проблем крымских татар лежит не в Симферополе, и не Страсбурге, а именно в Киеве. Поскольку именно парламент Украины, а не Крыма должен принять такой закон о выборах крымской Верховной Рады, чтобы в нем обеспечивалось право гарантированного представительства народа. С другой стороны земельную проблему в Крыму породили именно особенности Указа Президента, на базе которого проводится аграрная реформа, поскольку он не учитывает крымской специфики и не содержит механизма выделения земли бывшим депортированным, которые, понятно, под общие правила не подходят. Поэтому всякие попытки решить проблему в пределах действующего законодательства, как того требует Киев, не могут привести к успеху, поскольку именно действующее законодательство и не содержит норм выделения земли возвратившимся их депортации. Но ни Верховная Рада, ни Президент еще не внесли в него изменений, не издал уточняющие документы и Кабинет Министров, хотя одного документа любой из этих инстанций хватило бы для масштабного снятия напряженности в Крыму по земельному вопросу.

Впрочем, с решением материальных проблем не лучше. Как уже несколько раз отмечал народный депутат Украины Анатолий Раханский, Киев не выполняет рекомендаций ПАСЕ о вступлении в Фонд социального развития ПАСЕ, из которого для решения проблем депортированных Украина могла бы получить серьезные средства, способные значительно ускорить интеграцию и обустройство народов. Даже Германия, как свидетельствует опыт, получает из фонда средства на обустройство отставших за период строительства коммунизма восточных областей, а Украина относится к этому так, вроде бы для обустройства депортированных средства ей и вовсе не нужны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать