Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Украина имеет огромную возможность, чтобы двигаться вперед»

Курт Волкер — о Черноморской стратегии, минском процессе и визите Владимира Зеленского в Вашингтон
27 августа, 18:01
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

На днях в Украине снова побывал специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт ВОЛКЕР. В этот раз поводом для его визита стало участие в церемониях по случаю Дня Независимости Украины. На следующий день он согласился дать интервью отдельно одному печатному изданию и одному телеканалу. Начали разговор со специальным представителем Госдепартамента США с его впечатлений от празднования 28-й годовщины Независимости Украины.

«ЦЕРЕМОНИЯ ПОСЫЛАЛА СИЛЬНЫЙ МЕССЕДЖ ДЛЯ СТРАНЫ, ОЧЕНЬ ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ И ОЧЕНЬ ПОЗИТИВНЫЙ»

— Несколько вещей хочу отметить. В первую очередь, я наслаждался церемонией на Майдане. И, по моему мнению, она была очень позитивной, возвышенной и фокусировалась на будущем, на молодежи, на национальном единстве. Я думаю, что церемония посылала сильный месседж для страны, очень вдохновляющий и очень позитивный.

Я благодарю за возможность быть здесь. Я считаю, что прибыть сюда и показать поддержку Украине в этот национальный день — очень важно.

Я также был на приеме в очень красивом Мариинском дворце и имел возможность поговорить с президентом Зеленским. Хочу подчеркнуть, что первая вещь, которую он отметил: это важность национального единства и объединение страны как на региональном уровне, так и в целом. Поэтому церемония была очень ободрительной. И в этом духе, я был очень рад увидеть всех прежних президентов, за исключением одного, который скрывается в России.

— Я видел это фото на вашей странице в Twitter.

— И, на мой взгляд, это также посылает сильный меседж о стране в целом. Президент Зеленский имеет огромный мандат доверия среди общественности, чтобы имплементировать реформы. И также имеет голоса и огромную поддержку в парламенте. И я надеюсь,  что главным фокусом для страны станет собрать вместе другие политические партии, чтобы работать с правительством, способствовать вместе реформам. Фокусироваться на будущем и создать соответствующую структуру и систему для реформ в стране для будущего значительно важнее, чем смотреть назад. Мне бы не хотелось увидеть страну, которая будет разделенной или наполненной призывами о политической мести.

Мы видели это в Грузии, когда «Грузинская мечта» победила на парламентских выборах в 2012 году, и мы увидели три потерянных года в Грузии, когда там происходили политические преследования и внутренняя борьба, что повернуло страну назад. Украина имеет огромную возможность, чтобы двигаться вперед.

— Господин Волкер, вы вспоминали о единстве. А что вы скажете о единстве в G7 относительно России, когда мы слышали призывы президента Трампа вернуть ее в G8, и это при том, что три страны выступили против этого, а также президент Европейского Совета. Как это нам, в Украине рассматривать?

— Да. Белый дом прояснил этот вопрос вчера (интервью записывалось утром 25 августа. — Авт.) на брифинге, сделав заявление, что Россия не просила этого и это действительно не обсуждалось. И не будет обсуждаться в Биаррице, где происходит саммит G7. И что более важно, президент Трамп и американская делегация находятся в Биаррице сейчас. И это не моя задача говорить, что там происходит, это может сделать делегация президента.

«МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ НАД ПОДГОТОВКОЙ ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА ЗЕЛЕНСКОГО В ВАШИНГТОН»

— Кстати, для нас украинцев несколько странно, что мы не получили поздравление с Днем независимости лично от президента Трампа, который много пишет в Twitter, а только вчера было поздравление от госсекретаря Майка Помпео. Что вы скажете на это?

— Это нормально. И заявление Помпео от имени президента Трампа является нормой, согласно которой госдепартамент делает заявления по случаю национальных дней. Я не знаю такого, чтобы каждый раз это делал Белый дом.

Но я думаю, о том, что является важным. И мы должны напоминать людям, что президент Трамп звонил по телефону, чтобы поздравить президента Зеленского в ночь выборов, опять позвонил по телефону ему после парламентских выборов. И мы продолжаем работать вместе над подготовкой визита президента Зеленского в Вашингтон в определенный момент.

— А можете сказать, когда приблизительно состоится этот визит?

— У нас нет никаких дат на данный момент. Важно отметить для нас, что мы заботимся о том, если состоится этот саммит, то, чтобы он был успешным для обеих сторон, чтобы была хорошая повестка дня, за которой будет следовать хорошая имплементация. Я не могу вам назвать ни одной даты относительно визита, но мы будем работать над визитом, потому что это важно как для нас, так и для Украины.

«ВАЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ САММИТА, А НЕ ПРОВОДИТЬ ВСТРЕЧУ РАДИ ВСТРЕЧИ»

— А можете подсказать, как украинской стороне лучше к этому готовиться, какие предложения или идеи выдвинуть, чтобы саммит был успешным?

— Во-первых, здесь, в Украине, еще нет правительства. Мы будем ждать заседания парламента, избрания премьер-министра, министра иностранных дел и министра обороны и тому подобное.

Во-вторых, нам нужно увидеть, как президент Зеленский ведет страну через процесс перспективных реформ. Мы считаем, что ряд реформ является до сих пор важным, начиная от земельной реформы до продолжения борьбы с коррупцией. Мы уже много сделали в наших отношениях и будем продолжать это делать и в дальнейшем. Я думаю, что важно предложить содержание для саммита, а не проводить встречу ради встречи.

— Я как раз об этом и спрашиваю. Ведь может же на переговорах идти речь о закупке вооружений, которых не хватает Украине.

— Некоторые вещи, которые обсуждались, мы продолжаем обсуждать. У нас есть Программа по продаже военных вооружений Foreign Military Sales (FMS). Украинское правительство при президентстве Порошенко в начале этого года приняло законодательство, которое позволяет Украине закупать военное оборудование. И в настоящее время ведутся дискуссии об условиях закупки дополнительных Джавелинов.

Поэтому есть вопросы, которые лежат на столе переговоров, и они не достигли уровня договоренностей, и я считаю, что нам нужно определенное продвижение для таких встреч.

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ УКРАИНА ИМЕЛА СИЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ»

— А как относительно закупки самолетов F-16, я не говорю специально о F-35, системах ПВО Patriot, противокорабельных ракетах и тому подобное.

— Я бы хотел, чтобы у Украины были ресурсы сделать подобные закупки.

— Но это может быть сделано как покупка в кредит или лизинг.

— Я думаю, что мы забегаем слишком далеко. Мы поддерживаем суверенитет Украины, территориальную целостность. Мы хотим, чтобы Украина имела сильные  и профессиональные вооруженные силы. Мы считаем, что это лучший способ предупредить любую последующую российскую агрессию и создать условия, что для России будет четко понятно, что нет смысла продолжать агрессию, и мы будем продолжать способствовать достижению мирного соглашения.

Поэтому мы все это поддерживаем, и я не хочу углубляться в конкретные системы вооружений и большие суммы средств. Давайте фокусироваться на конкретных шагах улучшения возможностей ВСУ.

— А как относительно использования проекта резолюции Сената или Конгресса об увеличении присутствия США в Восточной Европе, что может включать увеличение американских войск на ротационной основе в Украине, участие в тренировках ВСУ и в объединенных учениях, присутствие ВМС США в Черном море? Ведь таким образом США помогут Украине развивать собственные вооруженные силы, сотрудничество и будут демонстрировать большое присутствие их войск в регионе, который будет сдерживающим фактором против РФ.

— Я бы сам не мог бы это сказать лучше (смеется). Это может сделать и само американское правительство, не обязательно Сенат.

И мы в настоящее время имеем здесь, в Европе, большее присутствие американских войск, чем это было до того, как президент Трамп вступил в должность в Белый дом. Они размещены дальше: в Польше, балтийских странах и в Румынии.

Проводятся более активные учения с нашими союзниками и нашими партнерами на Востоке, включая Украину и Грузию.

По инициативе некоторых стран-членов НАТО, включая США, была разработана Черноморская стратегия. И США увеличили свое присутствие, частоту визитов в Черное море, а также в Балтийском море. И мы поощряем другие страны-члены НАТО делать то же самое.

НАТО избрало нового заместителя генсека НАТО, который приступит к выполнению обязанностей осенью, с Румынии. Я думаю, что это есть свидетельство того, что Черное море будет приоритетом для НАТО. И все эти вещи имеют место, и все они развиваются.

И позвольте мне прибавить что-то, что  также весьма важно. Многие люди говорят о Черном море и безопасности Украины в плане, как мы реагируем на Россию. Позвольте мне напомнить, что речь идет о регионе с населением в 200 млн человек.

И три страны в Черном море являются членами НАТО, еще две — партнерами НАТО. Вместе они составляют 90% береговой линии — юридически в Черном море. Здесь есть демократии, что развиваются, которые борются с элементами коррупции и нуждаются в усилении правительственных структур. Это экономики, которые нуждаются в интеграции в более широкую глобальную экономику. Следовательно, они нуждаются в доступе и свободе торговли и навигации, а также много подобных вещей.

Это регион, где проходят энергетические коридоры, которые соединяют все с Центральной Азии, Кавказа до Европы, через Черное море, что чрезвычайно важно.

И, исходя из всех этих упомянутых причин, — это новый растущий регион в мире, здесь должны быть хорошие основы для безопасности в регионе.

И это не обязательно должно быть связано с Россией. Здесь идет речь о регионе, который развивается, является демократическим, и который становится все более процветающим и больше взаимосвязанным.

«ВСЕ МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВОЙНЫ ЕСТЬ, НО РОССИЯ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ВОЛЮ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЭТО»

— Между прочим, Вы читали  статью Стива Бланка из Американского совета внешней политики под названием «Зеленский и Донбасс: Новая игра, но есть ли здесь стратегия»?

— Нет.

— Соглашаетесь ли Вы с мнением этого аналитика, что у Зеленского нет стратегии решения войны с Россией и в частности реализации Минского процесса?

— Да, относительно Минского процесса нет стратегии. Минские договоренности и «нормандский процесс» ставят в фокус конфликт на Донбассе. И вы все об этом знаете, потому что это тянется пять лет.

Но в последнее время можно заметить сдвиг в тональности и содержании в нескольких областях.

Разведение Украиной около моста в Станице Луганской является очень позитивным. Также была в некотором плане позитивная реакция России на это, что проявилось в отозвании определенных своих вооруженных сил, но не всех. Я вчера (интервью записывалось 25 августа. — Авт.) разговаривал с главой СММ ОБСЕ в Украине. Он сказал, что также была достигнута договоренность снять некоторые фортификации. Но этого еще не произошло. Возможно, будет прогресс по этому вопросу.

Также был прогресс по разминированию в данном месте.  Поэтому здесь есть небольшое движение, и я надеюсь, что это создает момент, и нам нужно увидеть больше с российской стороны — как ответ на украинские шаги. И я надеюсь, что будет больше продвижения.

И это может создать момент для разведения, возможно, в других областях. Будем надеяться на это.

Кроме того, состоялось значительное сокращение в ежедневных нарушениях прекращения огня. Правда, они продолжаются еженощно, происходят обстрелы, в том числе артиллерийские и минометные. Но со значительным сокращением в сравнении с тем, что было несколько месяцев назад. Это положительно.

А также был диалог между Россией и Украиной об обмене заключенными. Это также положительно. Поэтому в настоящее время есть новые элементы в минском процессе, и если все эти элементы будут продолжать развиваться — это замечательно, и мы надеемся, что это создаст новый момент.

С самого начала я говорил, и это остается истиной, реальной проблемой здесь является то, хочет ли Россия положить конец войне или нет.

И если она хочет, то мы найдем пути это сделать. И если она не хочет, то будет продолжать войну. Все механизмы для прекращения войны имеются, но Россия должна иметь волю, чтобы сделать это.

Что мы видели за последние несколько лет это то, что Украина стала сильнее, более объединенной, более стойкой, более демократической, более реформированной, более прозападной, больше антироссийской. Но ни одна из этих черт не идет в российском направлении. Россия продолжает эту войну и проигрывает. И в определенный момент, я надеюсь, мы можем найти ситуацию или очутиться в ситуации, когда Россия согласится, что не стоит это продолжать, и предложит завершить войну.

«ОТНОШЕНИЕ ТРАМПА К РОССИИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТОМ, ЧТО НАМ НУЖНО ХРАНИТЬ ОТКРЫТЫЙ КАНАЛ ДИАЛОГА»

— В интервью «Голосу Америки» сенатор Рон Джонсон прямо призывал Владимира Путина прекратить агрессию против Украины, вернуть захваченных в итоге инцидента в Керченском проливе моряков и смириться с фактом, что территориальная целостность Украины должна быть нерушимой. Почему бы президенту Трампу не сделать подобное обращение, как это он делает по отношению к Китаю или любому другому политику, но не ставит подобный вопрос Путину?

— Я не могу говорить, почему президент Трамп поступает так или иначе. По моему мнению, его отношение к России основывается на том, что нам нужно хранить открытый канал диалога. Он не хочет закрыть диалог с Россией. Если посмотреть на то, что Трамп сделал в политике после того, как стал президентом, то он был значительно жестче, чем это было до этого при его предшественнике. Усиление санкций, снятие эмбарго на снабжение оружия, больше прямой ответственности России за ее войну, не признание политики относительно Крыма, общая поддержка Украины. И это не только касается Украины, но и наших отношений с Россией в вопросах договора РСМД, Сирии, Венесуэлы.

При наличии негативной жесткой политики относительно России нужно также держать открытыми возможности диалога, чтобы решить проблемы, если мы можем так сделать. И, по моему мнению, именно это президент пытается делать.

«США ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРАВА И СТРЕМЛЕНИЯ НАРОДОВ В НЕЗАВИСИМЫХ СТРАНАХ ИЗБИРАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ»

— А мы еще видели пример президента Макрона, который на пресс-конференции с Путиным говорил о создании зоны безопасности от Лиссабона до Владивостока. Видите ли вы основания говорить об этом с человеком, который нарушил и продолжает нарушать международные нормы и договоры?

— Я также не могу говорить от имени и президента Макрона (смеется).

Но я могу сказать, что США поддерживает права и стремления народов в независимых странах избирать собственное правительство, собственную политику, политическую ориентацию. И каждый имеет право жить в безопасном пространстве, будь-то здесь, в Украине, или Грузии или балтийских странах и Польше.

Нет причин, почему безопасность должна разделяться в Европе.  Каждая страна должна иметь возможность быть демократической, процветающей, безопасной, если страны это выбирают, то мы поддерживаем такие стремления.

«ЭТО РАЗОЧАРОВЫВАЕТ, ЧТО РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ ПОЗВОЛИЛИ ВЕРНУТЬСЯ В ПАСЕ»

— Но мы не видим никаких шагов со стороны России в подобном направлении. Права человека в России нарушаются, они не имеют даже права выставлять своих кандидатов на местных выборах. А до этого российскую делегацию вернули в ПАСЕ на основании, что мы будем говорить с Россией, и таким образом она будет подотчетной.  Но какие разговоры с Россией помогли разрешить любой конфликт?

— Хорошо, давайте распакуем проблемы, о которых вы вспомнили в своем вопросе. Одна из них — это наша поддержка новых демократических стран в трансатлантическом регионе, независимо от того, где они есть. Будь то Грузия, Армения, Украина или Молдова.

Другое — это вопрос безопасности. Мы увеличили наше сотрудничество из в тренировках, учебах с Украиной, Грузией и балтийскими странами, союзниками и партнерами НАТО.

Кроме того,  мы желаем лучшего российскому народу и хотим, чтобы россияне жили в демократической и процветающей стране. Сейчас это не тот случай, но мы не можем ничего изменить. Наши надежды и чаяния на российский народ.

Выборы, демократический процесс, направление страны, трансатлантические стремления, деятельность страны, реформы и в известной мере в военной сфере они должны продолжаться, а также вклад Украины в европейскую безопасность в целом. НАТО нуждается во взаимодействии с Украиной. Это абсолютная необходимость. Я не думаю, что Украина находится в позиции, когда НАТО скажет: ok, вы готовы к Плану действий относительно членства в НАТО, что вы готовы стать членом НАТО. Пока еще Украина не находится в такой позиции.

Но я думаю, что НАТО нуждается во взаимодействии с Украиной, и потому следует продолжать строить позитивные отношения, чтобы дойти до момента вступления

Что касается Совета Европы. Давайте вспомним, что произошло в Совете Европы. Там, в ПАСЕ, состоялись дебаты, какой лучший путь, чтобы Россия была подотчетной или ответственной за нарушение прав человека. Оставлять ее вне ПАСЕ, потому что российская власть не придерживается прав человека и обращается с ними плохо.

Или лучший способ их вернуть и, чтобы мы могли поднимать эти вопросы прямо с ними.

Я считаю, что первый подход является правильным. Совет Европы — это организация, которая базируется на таких стандартах как права человека, и РФ должна придерживаться этих стандартов. И, по моему мнению, это разочаровывает, что российской делегации разрешили вернуться в ПАСЕ.

Но аргумент позволить им вернуться не значит забыть, что Россия нарушает права человека.

Аргумент, что люди или делегации, которые вернули их в ПАСЕ, заключался в том, что они хотят говорить с Россией о нарушении прав человека.

Это не попустительство для России, не в зависимости от того, как смотреть на этот вопрос.

«НАТО НУЖДАЕТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УКРАИНОЙ, И ПОТОМУ СЛЕДУЕТ ПРОДОЛЖАТЬ СТРОИТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧТОБЫ ДОЙТИ ДО МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ»

— В октябре в Лондоне состоится ПА НАТО, а в начале декабря саммит НАТО? Будет ли, по вашему мнению, там рассматриваться украинский вопрос?

— Абсолютно точно, что этот вопрос будет рассматриваться на этих очень важных событиях. Учитывая изменения, какие мы увидели в Украине. Выборы, демократический процесс, направление страны, трансатлантические стремления, деятельность страны, реформы и в известной мере в военной сфере они должны продолжаться, а также вклад Украины в европейскую безопасность в целом. НАТО нуждается во взаимодействии с Украиной. Это абсолютная необходимость. Я не думаю, что Украина находится в позиции, когда НАТО скажет: ok, вы готовы к Плану действий относительно членства в НАТО, что вы готовы стать членом НАТО. Пока еще Украина не находится в такой позиции.

Но я думаю, что НАТО нуждается во взаимодействии с Украиной, и потому следует продолжать строить позитивные отношения, чтобы дойти до момента вступления.

Я хочу прибавить, что также, по моему мнению, важно сказать, что мы признаем, что страны имеют свою собственную внутреннюю динамику, демократию, рыночную экономику, безопасность и собственные стремления. И если страна в конечном итоге станет членом НАТО или нет, этому не должно помешать то, что российские войска оккупируют часть ее территории. Это не вина страны. И это не должно быть критерием членства.

«Я НЕ СОГЛАСЕН С ПОЗИЦИЕЙ БУДАПЕШТА ДЕЛАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ С НАТО»

— Но мы видим ситуацию с Венгрией, которая до сих пор блокирует проведение заседания Комиссии Украина — НАТО из-за пятой статьи языкового закона.

— Я думаю, многим известно, что я несколько раз разговаривал с представителями венгерского правительства. Я не согласен с позицией Будапешта делать заложником отношения Украины с НАТО.

Да, языковой вопрос и права меньшинств важны, но, я не думаю, что Венгрия была справедливой, блокируя сотрудничество Украины с НАТО, и в то же время, я считаю, что нужен диалог между Венгрией и Украиной, цель которого — обеспечить, чтобы эти два важных принципа, один из которых — уважение к правам меньшинств и языков меньшинств, а второй — любая страна имеет правомерные ожидания, что все граждане этой страны могут разговаривать на национальном языке и использовать его. Это правомерные принципы, и они существуют по всей Европе. Очень много примеров в Европе, где существуют меньшинства. И такие вещи как образование, и использование языка решаются во всех этих случаях. И я не вижу, почему так не может быть сделано в Украине. И я просто надеюсь, что эти две страны могут работать вместе над этим вопросом. И мы поддерживаем оба упомянутых принципа и обе страны. Но в то же время мы разочарованы этой ситуацией, когда блокируется сотрудничество Украины с НАТО и вместо того, чтобы решить это, эти две страны союзник и тесный партнер НАТО разделены, что выгодно России.

— Поскольку вы до этого интервью разговаривали с президентом Порошенко, то он, по-видимому, поднимал вопрос предоставления Украине ПДЧ на саммите НАТО в Лондоне, потому что это было одной из его рекомендаций президенту Зеленскому. Так вы разговаривали с Порошенко на эту тему?

— Мы не обсуждали этот вопрос во всех деталях. По моему мнению, НАТО — организация, которая действует на основе консенсуса. Я не думаю, что в данный момент у НАТО есть консенсус относительно этого вопроса. Мы уже говорили о Венгрии как примере. Я думаю, что нам нужно работать до того дня. Но это не должно рассматриваться как успех или провал.

То, что нам нужно, это все больше и более крепкое взаимодействие Украины с НАТО. Обо всем, что мы говорили: Черное море, учения, присутствие военных, тренировка, — и мы поддерживаем Украину в ее стремлении членства в НАТО. И будем ли мы или нет иметь конкретное решение по этому вопросу, или в какое время я не знаю.

«ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ПА НАТО ОБРАТИТЬСЯ К УКРАИНЕ И К ПРЕЗИДЕНТУ ЗЕЛЕНСКОМУ»

— Недавно, я брал интервью у президента ПА НАТО Мадлен Мун, и она сказала мне, что пригласила президента Зеленского, а также Генсека НАТО и некоторых лидеров стран НАТО  на одну из финальных панелей сессии Ассамблеи НАТО. И мой вопрос следующий: какой месседж должен дать на этой сессии в своем выступлении украинский президент?

— Прежде всего, хочу сознаться, я не знал об этом. Это новость для меня. Благодарю, что вы мне сказали об этом.

Во-вторых, я думаю, что это замечательная инициатива ПА НАТО обратиться к Украине и к президенту Зеленскому. Я приветствую их за это. Это замечательный дух. Я не знаю, согласился ли президент Зеленский на это, или он может это сделать, имея другие обязательства. Я не знаю, что должно случиться.

По моему мнению, что касается месседжей и выступления Президента Украины перед этим органом или любым другим. То, что президент Зеленский уже говорил о преданности Украины конечной цели — членству в ЕС и НАТО, а также имплементировать необходимые реформы, его преданность миру и разрешению конфликта на Донбассе — все это является правильными месседжами.

«МЫ РАССМАТРИВАЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВСТРЕЧИ ОБОИХ ПРЕЗИДЕНТОВ, ВОЗМОЖНО, НА СЛЕДУЮЩИЙ УИКЕНД, ЕСЛИ У НИХ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ»

— Мы помним, когда президент Джордж Буш был с визитом в Украине в апреле 2008 года,  он очень поддерживал предоставление Украине ПДЧ. А когда мы можем ожидать визит Дональда Трампа в нашу страну? Потому что президент Американской торговой палаты в Украине Андрей Гундер назвал 10 причин, почему нынешний глава Белого дома должен посетить Украину.

— Я бы хотел увидеть, чтобы такой визит состоялся. В настоящее время относительно этого нет никакой информации. Мы рассматриваем возможность встречи обоих президентов, возможно, на следующий уикенд, если у них будет возможность, но я не уверен в этом. И, конечно, потом должен состояться визит президента Зеленского в Белый дом. И мы увидим, что будет дальше.

— Кстати, как, на ваш взгляд, президент Зеленский должен использовать даже, скажем, пять минут,  в Варшаве, и потом, возможно, на Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, чтобы наладить контакт с Дональдом Трампом?

— Здесь больше будет идти речь о личной «химии», ведь у них не было случая встретиться лично, и они разговаривали только по телефону. И думаю, если у них будет шанс встретиться друг с другом, то будет очень хорошо наладить личные отношения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать