Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинцы помнят атмосферу Майдана

23 ноября, 20:42

В воскресенье украинцы отмечали День свободы — праздник-воспоминание и одновременно праздник-надежду. К этой дате, знаменующей, к тому же, пятилетие Майдана, мы «запустили» анкету, ответы на которую продолжают поступать. Очевидно, это означает, что Майдан до сих пор живет в сердцах людей и полностью опровергает утверждение оппонентов Майдана о том, что он был спланированной политтехнологией. Чувство патриотизма, свободолюбия и гордости за свою нацию спланировать нельзя. Но это можно пережить и помнить...

Вопросы анкеты к 5-й годовщине Майдана

1. В ноябре 2004 года (когда у многих ответ на вопрос о Майдане был однозначным) «День» спросил своих экспертов и читателей: «Что это было?». «Потрясение», «революция», «украинский подъем», отвечали тогда. С тех пор прошло пять лет, а мы снова к вам с «детским» вопросом: «Что это было?»

2. Из дня сегодняшнего: хорошо, что был Майдан? Плохо? Его причины и последствия?

3. Какую политическую тенденцию вы поддерживаете сегодня и имеет ли она конкретную фамилию (мы ждем размышлений и аргументов).

Леонид КОЗЯРЧУК, частный предприниматель (ремонтирует дельтапланы), с. Елизаветин Рожищенского района Волынской области:

1. Это была действительно революция, а не переворот. Это был всплеск национального сознания.

2. Пять лет назад мы стали украинцами, мы осознали, что мы являемся ими. И в Ющенко тогда увидели украинца номер один. Поэтому ему и поверили. Однако большая политика, которая означает и большие деньги, развеяла эту веру по ветру.

3. Хотя я никогда не был ни в одной партии, но поддерживаю ту политическую тенденцию, которая воплотилась в нынешнем Президенте Викторе Ющенко. Он таки украинец, он ведет Украину в Европу, а с другими кандидатами в президенты мы неизвестно куда зайдем.

Михаил ТИССКИЙ, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Волынского национального университета имени Леси Украинки:

1. Это было гражданское движение против своеволия тогдашней власти, за свои права и свободу слова. Я со времен Майдана больше всего запомнил тот журналистский воз, на котором из Львова в Киев ехали газетчики и по дороге подбирали своих коллег. Их кормили, брали на ночь люди, и этот воз власть, как ни желала, не могла остановить. Тот воз наделал шуму на весь мир, привлек к Украине не меньше внимания, чем сам Майдан. Майдан подтвердил, что Украина — единая, что ее не нужно делить на восток и запад. Это было испытание на единство, и его с честью выдержали.

2. Однозначно хорошо, потому что Майдан подтвердил мысль, которую Лев Троцкий выразил в письме к Ленину. Он писал о том, что знает украинцев, потому что сам с Украины, знает, что этот народ очень терпелив, но когда поднимается, то делает это с особым казацким рвением и остановить его будет трудно. Люди поднялись, потому что хотели справедливости, а тогдашняя власть все манила хорошей будущей жизнью, в то же время, расцвела суперприватизация общественного имущества, появились первые олигархи, дикое взяточничество. И хотя это есть и сейчас, однако благодаря Майдану украинцы поверили, что народ имеет силу, почувствовали, что могут влиять на общественные процессы, что могут стоять на страже своих национальных интересов. И следствием является то, что все без исключения нынешние кандидаты в президенты понимают: они вынуждены давать обещания народу, с ним считаться.

3. Поддерживаю тех политиков, которые ведут Украину в Европу и одновременно не забывают, что нужно развивать добрососедские отношения с соседями. Мы обречены жить рядом, мы являемся вечными соседями, а поэтому должны об этом помнить. Европа для Украины должна пониматься не как членство в, так сказать, Соединенных Штатах Европы, а как стремление подтягиваться к европейским стандартам.

Юрий ПШЕНИЧНЫЙ, журналист, Днепропетровск:

1. Майдан — это попытка значительной части украинского социума, который на уровне здравого рассудка осознал, что дальше невозможно находиться в «шариковско-швондеровской» системе координат, которую создали за период окаянного десятилетия Леонида Кучмы так называемая региональная и киевская «элиты». Народ понял, что такое положение вещей — это унижение человеческого достоинства, путь к полной деградации общественной морали, стремительное скатывание государства до уровня стран экваториальной Африки, которое они пережили в первые десятилетия после падения европейской колониальной системы, и полный крах идеалов государственности.

2. Понятно, что доводить страну до состояния Майдана в современном постиндустриальном мире, который идет по пути планетарной глобализации, — это нонсенс. Но осенью 2004 у нашего народа другого выхода не было. Майдан был объективной необходимостью, и он возник. Он провел частичную санацию общественной морали и сознания, но кардинально изменить существующие реалии в нашем морально и физически больном обществе такие явления, каким был Майдан, не могут. Это процесс долговременный, нуждающийся в нравственности и интеллекте всего общества, в первую очередь, его ведущего слоя. После Майдана, который завершил окаянное десятилетие, к сожалению, началась пятилетка деструктивности, которая может продолжаться и после новых президентских выборов, если вину за десятилетие можно относительно возложить на одного человека, то за грехи пятилетки деструктивности в полной мере должны отвечать все — и действующий Президент, и премьеры, которые возглавляли в этот период правительства, и все силы, которые играют в эти общегосударственные политические игры.

3. К огромному сожалению, новых политических тенденций или политических сил, которые соответствовали бы моим морально-этическим критериям, не вижу, поэтому приходится поддерживать политические партии, приносящие нашему государству наименьший вред.

Петр МАЛИШ, член Ассоциации украинских писателей, Хмельницкий:

— Я не сторонник революции. Общество должно развиваться эволюционно. Иначе, как свидетельствует история, власть меняют поводыри с идеализированными мечтами и болезненными амбициями, которые несут народу разруху, беду, анархию, насилие, разочарование... Вспомните, что творилось после пресловутого 1917 года.

Оранжевая революция — это яркий символ, один из радостных для украинцев примеров сплоченности, братолюбия, единства силы. И очень хотелось бы, чтобы все мы вместе продолжали нести и воплощать в действия эти добрые, консолидирующие, светлые зерна, заложенные в незабываемом 2004-м.

К революциям, государственным переворотам тщательно готовятся. Майдан — спонтанный взрыв, следствие человеческого потрясения, когда делались попытки навязать «баранат» и «козлат», явную ложь, демонстрировались наглость нуворишей и спесь вседозволенности; когда «по понятиям» плюют в глаза, а говорят: «Дождь идет»... «Так не будет!» — заявили в ответ миллионы. И стали плечо к плечу, и показали миру уровень гражданской зрелости и высокой культуры как нации европейской. Поэтому и пять лет спустя я лично не разочарован и не жалею о Майдане, который не оправдал надежд. Это было прекрасное мгновение в украинской истории! Сегодня я сказал бы еще так: небесное озарение окутало человеческие души и знак предупреждения тем, кто в сытости своей игнорирует правду, презирает свой народ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать