Перейти к основному содержанию

Украине нужен новейший ленд-лиз

Неужели нынче для переоснащения украинских Вооруженных сил, для поддержки инфраструктуры тыла, реконструкции ВПК и финансовой стабилизации Запад не найдет материальные ресурсы и живые деньги в сумме $25—30 млрд в течение нескольких лет, — с тем, что определенная их часть вернется назад по мере угасания конфликта?
17 апреля, 11:57
ФОТО РЕЙТЕР

Радикальные экономические реформы, затеянные правительством Арсения Яценюка, обречены на провал. Как и попытка власти противостоять русским экспансионистским планам, преодолев сепаратистов в Донецке и Луганске и защитившись от потенциального нападения противника армейским щитом.

Знаю, что такие утверждения возмутят читателей «Дня», но лучше не приукрашать словесными узорами острые проблемы и ставить вопрос ребром. Потому что речь идет о вещах слишком важных для страны и для каждого ее сознательного гражданина. Тем более что эти потенциальные провалы связаны не столько с субъективными факторами, сколько с объективными вещами. Ведь что мы имеем сегодня? Начало проведения либеральных экономических реформ и попытки дать эффективный отпор прямой и непрямой русской агрессии. А эти действия имеют разные векторы, расхождение между которыми может стать фатальным.

•  Ведь «полугорячая» война, в сочетании с угрозой превращения ее на «горячую» и с попытками осуществления частичной экономической блокады Украины, требует мобилизации Вооруженных сил и Нацгвардии десятками тысяч изъятых на длительное время из экономики мужчин и женщин самого трудоспособного возраста, которых нужно хорошо оснастить, кормить и расквартировать. А еще она требует мобилизации ресурсов — финансовых, организационных, производственных и так далее, а также бюджетных вливаний (без экономии! сколько нужно!) в те или иные отрасли, внедрения частичной государственной регуляции экономики, планирования (у нас всегда должно быть достаточно боекомплектов и заправок топливом и смазочным материалом для танков, поэтому выпуск танков следует объединить с выпуском снарядов и патронов, а если кто-то срывает план — под трибунал!). Более того, нужно предварительно рассчитать, сколько банок тушенки будут съедать через год экипажи построенных за это время танков — и, главное, иметь и танки, и оснащенные всем необходимым экипажи, и тушенку. Иначе говоря, армия любой ценой должна быть вооружена, накормлена и обеспечена всем необходимым. У этой армии должен быть крепкий тыл с надежной инфраструктурой. Все это вынужденно делается за счет гражданских потребностей — от отсрочки части социальных выплат на будущее до сокращения количества развлекательных заведений. Ну, а о том, что в частном секторе обязательно внедряются элементы государственной регуляции и планирования, я уже писал, но хочу подчеркнуть это опять, потому что экономические реформы предусматривают прямо противоположное.

УКРАИНСКИЕ ТАНКИ «ОПЛОТ» СЧИТАЮТСЯ ОДНИМИ ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ. СЕГОДНЯ ЖЕ ПРОИСХОДИТ ПРОВЕРКА ИХ ЭКИПАЖЕЙ НА ЗРЕЛОСТЬ И ВЕРНОСТЬ СТРАНЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Ведь для реформирования украинской экономики очень нужны общая дерегуляция бизнеса, максимально возможный отказ от вмешательства государства в ход хозяйственного развития, приватизация максимально целесообразного количества государственной собственности, существенное сокращение бюджетных расходов и уменьшение бюджетного дефицита даже за счет социальных выплат и льгот, привлечение иностранного капитала, увеличение экспортного потенциала, транзитных услуг, туризма, повышения тарифов на газ, электричество, отопление и тому подобное до уровня экономически обоснованных, максимально возможный отказ от регуляции цен и так далее; между тем полувоенная ситуация требует гарантий минимального обеспечения жизненных благ и принудительной стабильности цен (потому как иначе может «взорваться» тыл... Единственное, что можно соединить в обеих случаях (и что при условиях полувоенного состояния делается даже эффективнее, чем при условии полностью мирной ситуации) — это борьбу с коррупцией, так как с военным трибуналом шутки плохи.

•  Посмотрим с ракурса необходимости отпора вооруженному шантажу со стороны России и радикальному сепаратизму (что, взятые вместе, могут внезапно перевести конфликт в «горячую» фазу) на меморандум о сотрудничестве УКРАИНА — МВФ: в нем целью сотрудничества названо «улучшение функционирования фискальной системы Украины, возобновление доступа государственного и частного сектора к международным рынкам капитала, увеличение прямых иностранных инвестиций». Понятное дело, речь идет о стабилизации денежно-финансовой системы и реформы в сфере энергетики, о прозрачности государственных расходов и так далее. Но возможно ли это в ситуации провокационных извне сепаратистских выступлений и выступлений сторонников раздробления страны? А в придачу — еще и постоянной угрозы военного вторжения пусть даже в некоторые регионы Украины? И откровенной экономической войны против Украины? И все большего количества беженцев — уже не только из Крыма, но и с востока страны?

Понятное дело, ставить при таких обстоятельствах за цель «увеличение прилива прямых иностранных инвестиций» — это обманывать себя и украинский народ. Остальное тоже очень проблематично — в такое время «международные рынки капитала» вряд ли охотно будут идти на сотрудничество, потому что возникают слишком большие риски для них. Ну, а «прозрачность государственных расходов» — это теперь просто мечта русской разведки.

•  И еще одно. Ни за счет роста украинского экспорта в Россию, Беларусь и Казахстан, ни за счет транзита их товаров через территорию Украины, ни за счет сотрудничества с высокотехнологическими предприятиями (прежде всего ВПК) этих государств улучшить состояние нашей экономики невозможно. Разве что полностью капитулируя перед Москвой. Реально же Москва уже ведет речь относительно практически полного прекращения экономических связей с Украиной. А где Москва — там и ее сателлиты, что рано или поздно, но выполнят прихоти «старшего брата». Между тем, речь идет об огромном сегменте внешнеэкономических связей Украины, существенное уменьшение которого потянет за собой значительное падение ВВП, роста безработицы, возрастания социального напряжения. Чем все это смягчить, если «непопулярные экономические реформы» сами по себе ведут к тому же? Похоже, будем иметь кумулятивный эффект, который не учитывают ни наши спецы из Кабмина, ни эксперты МВФ, — эффект, который при определенных обстоятельствах может разнести на щепки не только саму Украину; эффект, в случае возникновения которого единственное спасение для нашей стран будет заключаться в установлении жесткой внепартийной военной диктатуры и введения чрезвычайного положения.

•  Стоит прибавить, что население готово терпеть проблемы, связанные с отпором военно-политическим посягательством России. По крайней мере, готово терпеть подавляющее большинство украинского населения. Так же было бы и в случае реального проведения радикальных экономических реформ. Но эти два большинства далеко не полностью совпадают, и если власть и дальше будет ставить перед собой и страной сразу две главные (и по сути разновекторные!) задачи, то, боюсь, согласных терпеть окажется меньшинство. Тем более, когда через год-полтора выяснится, что успеха реформ не видно, а отпор неэффективен в силу разбазаривания ресурсов и внимания правительства одновременно на два главных вектора действий.

•  Сказанное означает, что в случае, если Россия немедленно не прекратит давление на Украину (а на это шансы мизерные), официальный Киев должен вести со своими западными партнерами речь не о финансовой помощи в виде кредитов и даже не о новейшем «плане Маршалла», а о своеобразном варианте ленд-лиза, который даст шансы «передовой баррикаде Европы» достойно противостоять евразийскому имперскому тоталитаризму, защищая не только себя, но и цивилизованный мир.

Напомню, что в своем первичном виде ленд-лиз (англ. lend — одалживать и lease — сдавать в аренду) — это государственная программа США, по которой американцы передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты. По закону о ленд-лизе, эти поставки делились на три основных категории. Первая — это машины, военная техника, оружие, боеприпасы, сырье, другие предметы, уничтоженные, потерянные и использованные во время войны; они не подлежали оплате. Вторая — это имущество, которое осталось после завершения войны и было пригодно для гражданских целей; оно оплачивалось полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных ссуд). Третья — это непотерянная и неповрежденная техника и оборудование, в которых проявили заинтересованность США; они после войны должны быть возвращены американской стороне. В целом поставки по ленд-лизу другим странам имели стоимость свыше $700 млрд по нынешним ценам. Кроме того, свою программу ленд-лиза на сумму свыше $65 млрд по нынешним ценам имела Канада. Совокупный объем помощи СССР (в этом же масштабе цен) превысил за годы войны $200 млрд. И это при том, что Штаты и Канада сами воевали и тратили на это огромные средства. Неужели нынче для переоснащения украинских Вооруженных сил, для поддержки инфраструктуры тыла, реконструкции ВПК и финансовой стабилизации Запад не найдет материальные ресурсы и живые деньги на сумму $25—30 млрд в течение нескольких лет — с тем, что определена их часть (беспроцентные кредиты и кое-что из военной техники) вернется назад по мере угасания конфликта? Это было бы куда выгоднее, чем отдать Путину Украину или ее значительную часть, а затем лихорадочно перестраивать оборонные рубежи НАТО.

И, кстати, поставки ядерного топлива в Украину из США также могли быть построены на принципах ленд-лиза, то есть иметь безоплатный характер в период до военно-политической стабилизации, с отсрочкой полной или частичной оплаты на время уже после начала украинского экономического роста.

Именно такой подход — сначала «новейший ленд-лиз», а затем «новейший план Маршалла» — даст возможность действующей украинской власти сосредотачиваться на решении самых главных на данном этапе проблем, а затем уже идти дальше.

•  А еще нам нужен своего рода «гуманитарный ленд-лиз». То есть нам очень нужны восточно- и центральноевропейские, латиноамериканские, японские, южнокорейские и другие телевизионные ленты и кинофильмы, которые показывают современный мир во всей его сложности. Чтобы заменить ими полностью откровенную и едва скрытую пропаганду «прелестей» имперско-евразийской цивилизации русского и пророссийского телевидения. Бесплатно. Скажем, лет на пять-семь. Пока мы не сможем создать собственные телеиндустрию и производство кинофильмов. Причем здесь должны быть и мелодрамы, и «мильные оперы», и военные приключения, и детективы, и кинофантастика, и авторское кино, и типичный масскульт. Без всего этого, с последующим доминированием на наших телеэкранах русских лент, которые создают у массового украинца (особенно на юге и востоке), образно говоря, впечатление, как будто он живет в провинциальном Урюпинску, части «Русского мира», и это его родина, не будет никаких успешных реформ, не будет сформирована общеукраинская идентичность, которая теперь является залогом и защиты независимости, и экономического развития. Понятное дело, речь должна идти не только о телевидении, но сегодня именно оно является главным идеологическим оружием пропагандистов «Русского мира», и без «гуманитарного ленд-лиза» это оружие не выбить из их рук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать