Украинская шинель по американскому покрою
Пентагон поможет Киеву оценить оборонные возможности внеблоковой страныВажной составляющей военного сотрудничества Украины и США стало заседание двухстороннего украинско-американского Комитета по вопросам безопасности, которое состоялось в Киеве в конце прошедшей недели — 28-31 августа. Начиная с 1993 года, это уже тринадцатая встреча. Однако, первая после прихода к власти в США новой администрации и визитов в Украину как американского министра обороны, так и советника президента США по вопросам безопасности Кондолизы Райс. Эти визиты только подтвердили то важное значение, которое США уделяют отношениям с Украиной. Так считает директор офиса Минобороны США по вопросам сотрудничества со странами Евразии Эдвард Пьюси (Edvard Pusey), который возглавлял американскую делегацию на переговорах в Киеве, состоявшихся на прошлой неделе.
— В следующем году США сократят финансовую помощь Украине. Это уже не вызывает сомнений у представителей американской законодательной власти. Отразится ли это и на объемах финансирования военных программ США, рассчитанных на сотрудничество с зарубежными странами?
— Сейчас мы можем говорить об этом только в общем плане. Ибо это процесс, который постоянно продолжается. Я пытаюсь очень осторожно подходить к терминологии, когда речь идет о таких вещах. Если кое-кто называет это помощью, то я предпочитаю термин «взаимодействие». Мы работаем, учитывая общие цели, которые выгодны и США, и Украине.
США предоставляет помощь Украине по статье «заграничная военная помощь», согласно которой может передаваться техника и оборудование, что позволяет Вооруженным Силам Украины улучшать ситуацию в сфере военного образования, при подготовке к миротворческим операциям и т.п.. Другое направление расходов, предусмотренное американским законодательством, — это финансирование различных учебных мероприятий при участии украинских военных.
Приблизительно $7 млн. мы будем иметь по первой статье. И еще дополнительные суммы будут прибавляться к этому на следующий год по второму разделу. Что касается механизма использования этих фондов, то Минобороны и Генштаб Украины определяют, в чем состоят их приоритеты. А мы со своей стороны анализируем это и определяем, в чем именно мы можем принять участие. Это еще текущий процесс и здесь нет четких сроков, дат и объемов.
— Военные США и Украины уже длительное время говорят о необходимости заключения Меморандума о взаимопонимании при обмене секретной информацией. О Меморандуме вспоминали и на этот раз. Будет ли он когда-либо подписан?
— Это не входило в официальную часть переговоров во время нашего заседания. Но я убежден, что в соответствующее время вопросы упомянутой тематики будут поставлены.
— Но ведь фактически это значит, что на сегодня между военными США и Украины не существует юридических оснований для того, чтобы начать сотрудничество в военно- технической отрасли. Ведь меморандум, как ожидается, должен стать первым шагом к контактам в этой сфере ...
— Нет. Я об этом не говорю. Наоборот, одна из секций нашего двухстороннего Комитета обсуждала обмен военно-технической информацией. Просто не нужно считать, что обмен такой информацией должен иметь гриф «совершенно секретно». В США очень много из того, чем мы занимаемся, не является тайным. Очень часто речь идет о военном применении общедоступных технологий. Переговоры, проходившие в Киеве, сосредотачивались именно на таких отраслях. Есть огромный объем информации, которым можно обмениваться в этой сфере и который не нуждается в засекречивании.
— Украина хочет передать или продать партию своей бронетехники в США. В частности, эта техника могла бы быть использована на военных полигонах США. Есть ли позитивные сдвиги в этом направлении? — Мы имеем других специалистов, контактирующих с Минобороны Украины по этому вопросу. Эти переговоры продолжаются. Но на данный момент какого- то соглашения по этому поводу не достигнуто...
— Одним из важных итогов заседания Комитета стала практическая реализация идеи об оценке оборонных возможностей Украины. Считает ли американская сторона, что таким образом удастся подкорректировать те планы военных реформ, которые реализуются в Украине на основании национальных программ? — Министры обороны Украины Александр Кузьмук и США Дональд Рамсфелд пришли к общему выводу, что будет проведена общая работа по оценке оборонных возможностей. Во время работы заседания Комитета мы определили временной промежуток для этой работы, а также ее методологию. Хочу обратить внимание на то, что это будет общий анализ. Мы надеемся, что результаты и выводы этого исследования будут интегрированы с целями военной реформы, которые ставит перед собой Министерство обороны Украины. Анализ должен учитывать интересы обеих сторон. Украинской стороне необходимо помочь определиться, как лучше осуществить запланированные изменения. Американской — выяснить, в каких сферах мы можем приложить свои усилия, чтобы на двухсторонней основе помочь Украине на этом поприще. Мы с нетерпением ожидаем развертывания этого совместного аналитического проекта.
— Какие временные границы предусмотрены для осуществления оценки оборонных возможностей Украины?
— Этот процесс начнется после подписания двухстороннего соглашения, которое должно состояться в ближайшие недели. Потом начнут работать аналитические группы на протяжении нескольких месяцев. А после этого уже будет представлен окончательный анализ. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Можно ожидать, что во время работы над общим анализом американская сторона попробует убедить украинскую в том, что первичными являются реальные финансовые возможности страны. А численность войск и их арсеналы — это производное. А не наоборот. Например, когда речь шла о Грузии, то Пентагон рекомендовал Тбилиси сократить армию с нынешних 20 тысяч до 12 13 тыс. Что же касается Украины, то, скорее всего, в перечень будущих рекомендаций попадут мероприятия, которые Киев будет пытаться реализовать при использовании американской финансовой помощи. В частности, это реформирование призывной системы в Украине с окончательным переходом ВС на комплектование по добровольному принципу; развертывание в Национальной академии обороны подготовки офицеров многонациональных штабов; сокращение и конверсия военных баз и создание на их основе при участии освобожденных военнослужащих коммерческих структур (апробация — на базе Узинского аэродрома, где базировались стратегические бомбардировщики).
Вполне вероятно, что в следующем году будет сокращено количество двухсторонних мероприятий между оборонными ведомствами США и Украины. Сейчас в программе сотрудничества 2001 года общих мероприятий — 88, 25-27 из которых — это мероприятия по программам содействия с гвардиями двух американских штатов —Канзаса и Калифорнии. Опыт 1999 года, когда было самое большое количество двухсторонних мероприятий между США и Украиной (120), засвидетельствовал скорее формальный, чем практически полезный характер этих мер. Определенное количество мероприятий дублировалось также и программами сотрудничества Украины с НАТО. После этого в Комитете начальников штабов США было принято решение наработать методику, согласно которой был сначала найден ответ на вопрос — какой США хотят видеть Украину через 20 лет. После этого были сформулированы цели, которые должны быть достигнуты путем реализации оперативных планов взаимодействия в течении 3 — 5 и 10 — 15 лет. В первую очередь — это реструктуризация Вооруженных Сил и достижение их совместимости со структурами НАТО.
В этом году общий объем помощи со стороны США на развитие военного сотрудничества с Украиной оценивается приблизительно в $9 млн.