Украинский винтокрылый охотник
Ставка на национальные технологии и уникальную схему государственно-частного партнерстваБоевой вертолет, оснащенный высокоточными управляемыми ракетами и круглосуточной обзорно-прицельной системой с тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами для ведения ночного боя — давняя мечта украинских военных. Наряду с современными ракетными комплексами, это один из тех видов оружия, которые меняют поколение армии и оборонного потенциала на стратегическом уровне. Специалисты указывают, что легендарные американские вертолеты AH-64 Apache обеих иракских кампаниях уничтожили больше бронетехники противника, чем все наземное вооружение вместе взятое, уступив пальму первенства только штурмовику A-10 Thunderbolt II.
ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЯ С НЕВЕСЕЛЫМ КОНЦОМ
Вот почему Украина стремилась приобрести такое оружие для своей армии. С этой целью более десятилетия тому стартовал вполне перспективный украинско-французский проект модернизации боевого Ми-24 до версии Ми-24ПУ2. Модернизация предусматривала замену штатных устаревших советских управляемых ракет «Штурм-В» на новый отечественный комплекс управляемого вооружения «Барьер-В» производства ГП «ГосККБ «Луч», а также установку круглосуточной обзорно-прицельной системы OLOSP-410LI с тепловизионным и телевизионным каналами производства французской компании Sagem. После реализации проекта армия должна была получить возможность воевать ночью и при любой погоде.
Проект с самого начала двигался тяжело, возможно, потому, что наряду с идеей создания корвета для ВМСУ, был первой пробой организации военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами в интересах украинской армии. Ведь до того времени ВТС сводилось попросту к оружейному экспорту. Второй причиной оказалось скептическое отношение западных оборонных компаний к ВТС с Украиной и вообще идее военного усиления Украины. Так или иначе, после смены власти и создания в 2010 г. ГК «Укроборонпром» проект ВТС с Францией был продолжен, а компании Sagem за интеграцию в Ми-24 круглосуточной обзорно-прицельной системы OLOSP-410LI было уплачено, как утверждают осведомленные люди, около 23 млн евро. Если честно, значительные деньги, принимая во внимание, что конкурент компании Sagem — Selex, — предлагал установку одного подобного комплекса менее, чем за 1,5 млн евро. В итоге — увы, — дорогостоящий проект не помог Украине улучшить качество перевооружения, а две французские обзорно-прицельные системы до сих пор ожидают своей участи в Конотопе — интегратором модернизации вертолета выступал Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон».
Более того, французские системы имеют не военное, а полицейское предназначение. Кто и на каком участке недоработал — уже другая история. Правда, один нюанс стоит отметить: специалисты неофициально указывали, что с 2014 г. к субъективным проблемам проекта добавилось фактически негласное эмбарго с французской стороны на поставку систем военного назначения Украине, ввиду чего часть заказанного Sagem оборудования для вертолета так и не была получена. Хотя наблюдатели за процессом утверждают, что еще в начале 2014 года «Авиакон» все же успел получить из Франции предназначенный для установки на прототип Ми-24ПУ2 экземпляр обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системы Sagem Euroflir 410 в исполнении HOSP410L1 с интегрированным в ее состав лазерным каналом ЛКК-В управления ПТУР «Барьер-В» (изготовитель аппаратуры ЛКК-В — ГП «Изюмский приборостроительный завод»).
Но «Укроборонпром» от модернизации не отступился — уж больно необходимо для ВСУ обзавестись вертолетами с управляемым вооружением для ночного боя. Рассматривались и прорабатывались разные версии. Так, в связи с возникшими проблемами с поставками из Франции украинскими разработчиками в 2015 г. было решено переориентироваться в исполнении части модернизированных элементов борта Ми-24ПУ2 на изделия польской компании PCO S.A.: комплексом PNL 3 «Bielik» и шлемом THL-5NV, используемых на польском ударном вертолёте W-3PL Gіuszec. Чтобы сосредоточить внимание читателя на главных аспектах модернизации, автор намеренно опускает ряд предусматриваемых, тоже весьма важных работ: установку новых двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, установку станции оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ для защиты от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения, а также новую электронику, упрощающую управление вертолетом.
Так или иначе в мае 2016 г. наблюдатели зафиксировали завершение работ над опытным образцом Ми-24ПУ2 и поднять его в воздух для проведения испытаний. Впрочем, были высказаны и сомнения в возможности организации серийной модернизации по варианту Ми-24ПУ2 для Вооруженных сил Украины в ближайшем будущем.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ: «524Р»
Не случайно во все времена украинские инженеры славились во всем мире, а первый в мире вертолет сконструировал и поднял в воздух киевлянин Игорь Сикорский. Так и в этом случае — когда стало ясно, что никто не заинтересован передавать Украине ключевые технологии (как вышло с пресловутой обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системой), — отечественные компании взялись сами решать эту задачу.
Разумеется, взялись не вдруг, не с началом войны. А задолго до нее, причем, используя старый испытанный способ — внешние контракты, в которые традиционно включались ОКРы — опытно-конструкторские работы. Именно такой контракт — на модернизацию Украиной партии из 12Ми-24 в интересах Азербайджана, — помог открыть счет в решении технических задач. Так вот, за три года, пока выполнялся проект для Азербайджана, ГП «ГосККБ «Луч» практически удалось выполнить опытно-конструкторскую работу по интеграции боевой управляемой ракеты в вертолет — при помощи оборонной компании ЮАР, которая занималась поставками обзорно-прицельных гиростабилизированных оптоэлектронных систем. В результате, в Азербайджане было произведено порядка 30 пусков украинской вертолетной ракетой РК-2В комплекса «Барьер-В», причем максимальная дальность стрельбы была увеличена в два раза. Заказчик был доволен, но довольны были и украинские исполнители, причем не только оплатой оборудования и работ. Главным достижением оказались технические результаты по интеграции новой сверхзвуковой ракеты в вертолет. «Лучший путь довести опытный образец до эксплуатации без каких-либо шероховатостей — внешний контракт!». Так утверждают в украинском ОПК, который даже после четырех лет войны остается экспортно-ориентированным.
В итоге Украина подошла к результату, который ранее представлялся неосуществимым. А именно, к самостоятельному созданию комплекса управляемого вооружения для вертолета. «Нам удалось сделать это за деньги, на порядок меньшие, нежели Украина заплатила французской компании», — весьма кстати отмечают в команде разработчиков, которая взялась за реализацию проекта.
Уже легендарное ГП «ГосККБ «Луч» стало главным предприятием в проекте, а частная компания «Рамзай» и черкасский завод ГП НПК «Фотоприбор» — основными смежниками (ГП «Изюмский приборостроительный завод» тоже участвует в проекте с хорошо зарекомендовавшим себя излучателем). В Украине собралась команда талантливых авиационных инженеров, а также недюжинных организаторов, которым удалось правильно подойти к созданию в Украине отечественной обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системы.
Разумеется, участвует в проекте и ПАТ «Мотор Сич», а генконструктор В.Богуслаев также поставил свою подпись в «Решении об организации работ». Фактически речь идет об уникальной схеме государственно-частного партнерства, в которой ресурсы частных инвесторов играют едва ли не исключительную роль. В частности, все работы ГП НВК «Фотоприбор» выполняет за деньги частного предприятия, к тому же все работы по кооперации и финансированию испытаний производятся за оборотные ресурсы участников. Увы, государство по привычке настроено получать стратегический продукт, почти ничего не вкладывая. Однако проект настолько перспективный, что заниматься им стоит, утверждают его участники. Рынок такой модернизации в мире и вправду гигантский, а зависимость украинских производителей отныне будет минимальной. «Единственным изделием иностранного производства в комплексе является тепловизионная камера», — говорят в команде разработчиков.
Итак, комплекс управляемого вооружения 524Р, в составе основного изделия-вертолетов типа Ми-24, Ми-8, Ми-2, предназначен для решения задач круглосуточного обзора, выявления, распознавания и автоматического сопровождения наземных и воздушных, подвижных и неподвижных целей, а также для боевого применения ракет РК-2В с борта вертолета. Комплекс управляемого вооружения 524Р с ракетой РК-2В обеспечивает дальность обнаружения цели типа танк до 10 км, а ракета способна поражать цели на дальности 7,5 км.
В 2017 года комплекс прошел первый этап летных испытаний с успешными пусками ракет по целям, имитирующим танк, ДЗОТ. Все должностные лица, включая министра обороны и начальника Генштаба, поставили свои подписи на документе, определяющем порядок работ по проведению госиспытаний и постановке на вооружение данного изделия. Как ожидается, уже в ближайшее время комплекс 524Р будет представлен на государственные испытания и передан на подконтрольную эксплуатацию в ВСУ, и в текущем, 2018 г., будет принят на вооружение ВСУ.
К этому стоит добавить, что уже сегодня за счет применения тандемной кумулятивной боевой части ГП «ГосККБ «Луч» обеспечило увеличение бронепробития,— она составляет не менее 800 мм за динамической защитой. Кстати, если дальность стрельбы управляемой ракетой РК-2В составляет 7,5 км, то интеграция в будущем разрабатываемой командой Олега Коростелева ракеты «Альта» увеличит ее до 12 км. К тому же управляемые сверхзвуковые ракеты ГП «ГосККБ «Луч» практически не требуют технического обслуживания при эксплуатации и хранении. Кроме того, наряду с четырьмя управляемыми ракетами комплекс 524Р обеспечит и применение неуправляемых ракет типа С-5, С-8, а также универсального пушечного контейнера УПК-23-250 и авиационных бомб.
Стоит отметить, что разработчики позаботились о комплексном решении задачи. Например, об оперативном обучении лётного и технического состава — для этого будет использован контрольно-тренажерный комплект КТК-1М.
Не забыта и тема живучести вертолета. А именно, ЧАО «Рамзай» создало и предложило новые экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) собственной разработки. По сравнению со штатными, они в 10 раз уменьшают излучение вертолета, существенно ограничивая возможности для ПЗРК. На этом же предприятии был создан «Квадрос» — современная система защиты винтокрылой машины от высокоточных средств поражения. А еще специалисты этого частного предприятия работают над созданием современной легкой брони — ее интеграция (а по сути, обшивка вертолета) добавит около 500 кг веса, но должна защитить от пуль калибра 12,7 мм. А еще задумаются над увеличением количества управляемых ракет, что по общим характеристикам приблизит модернизированную машину Ми-24 к уровню Ми-35.
Так или иначе, но эксперты в очередной раз убедились: потенциал Украины в создании новых вооружений и военной техники остается на уровне мировых стандартов. А ВСУ имеют реальную возможность переоснащения высокотехнологическими вооружениями, причем в рамках активности отечественного ОПК.
Выпуск газеты №:
№103, (2018)Section
Подробности