Перейти к основному содержанию

Уметь сказать «нет»

«Чтобы быть успешным, Президент должен решаться на конфликт не только с врагами, но и с друзьями», — эксперты о новых кадровых назначениях
19 июня, 10:16
ФОТО РЕЙТЕР

Петр Порошенко представил свои следующие кадровые решения. Пока Верховная Рада затягивает со своим переизбранием, новый Президент подал ей на утверждение такие кандидатуры: посла Украины в Германии Павла Климкина — на должность министра иностранных дел; первого вице-премьера Виталия Ярему — на должность Генерального прокурора; главу Совета директоров группы компаний «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Валерию Гонтареву — на должность главы Национального банка. Чего ожидать от данных назначений? С этого начался наш разговор с политологом, директором социологической службы «Украинский барометр» Виктором НЕБОЖЕНКО.

 «ИЛИ ЯРЕМА СТАНЕТ МУЛЬТИМИЛЛИОНЕРОМ КАК ПШОНКА, ИЛИ ПОДВЕРГНЕТ ГЕНПРОКУРАТУРУ ЖЕСТОЧАЙШЕЙ РЕФОРМЕ»

— Виктор Сергеевич, как бы вы прокомментировали поданные Петром Порошенко кандидатуры в парламент?

— В отношении Валерии Гонтаревой Порошенко пытается совместить полезное с приятным. Он знает ее как банкира, который удовлетворял потребности шоколадной империи Roshen. В этом случае главе Нацбанка не надо объяснять преимущественные сектора украинской экономики — она все сама поймет и будет благодарна Президенту.

Виталий Ярема мог выбирать между МВД и ГПУ. МВД участвует в АТО и находится в центре общественной критики, поэтому Ярема решил выбрать более спокойную, менее публичную должность, но такую же интересную, с точки зрения реформ либо коррупции. Или Ярема станет мультимиллионером, как Пшонка, или подвергнет Генпрокуратуру жесточайшей реформе, которую требует Запад. Спокойно отсидеться в ГПУ без кадровых чисток и люстрации у него не получится. Это не менее опасное направление, нежели во главе МВД.

На должность главы МИДа претендовали многие люди, но предложение назначить Климкина — оригинальное решение. Это продуманный и хороший ход, потому что у этого человека нет шлейфа связей с «Семьей» Януковича и властью олигархов, хотя всю эту публику он хорошо знает, ведь Австрия близка к Германии. Известно, что Путин рассчитывает вырвать Германию из Европы в вопросе относительно Украины, сформировав какую-то особую позицию Ангелы Меркель. Бывший наш посол в Германии на посту министра иностранных дел Украины позволит уравновесить бешеную активность российских спецслужб и МИДа в этой стране новыми контактами и возможностями в ФРГ. Климкин много встречался и общался с Меркель, знает германскую элиту, а нам очень важна их точка зрения на украинские проблемы.

— Как вы оцениваете первые шаги Порошенко на должности Президента?

— Многие заявления Порошенко диктуются инерцией обещаний избирательной кампании. Несмотря на все его оптимистичные заявления, он испытывает шок от проблем, навалившихся на него. Сегодняшние кадровые назначения в Администрации Президента не являются стратегическими, потому что они частично воспроизводят систему, которая была при Януковиче. Вряд ли с этими кадровыми решениями Президент прослужит и будет готовиться ко второму сроку. Все президенты всегда готовились ко второй каденции, перенося решение проблем и формируя возможности для карьеры, инвестиций, коррупции. Я надеюсь, что Порошенко будет президентом одного срока, но это будет настоящий, полноценный президент.

Неправильно, если у Порошенко есть иллюзия, будто одной информационной политикой можно решить реальные проблемы. Майдан активизировал людей, война мобилизировала несколько миллионов граждан на участие в политике.

То, что глава АП Ложкин назвал себя антикризисным менеджером, меня настораживает. Я предпочитаю, чтобы полувоенные задачи решали люди в полувоенной форме, а не гражданские, только из-за того, что у них прекрасные отношения в Москве, Париже. Сейчас не время дипломатов. У нас уже есть президент-дипломат, менеджер, бизнесмен и политик прошлого. Нам сегодня нужен президент мужественный, решающийся на конфликт не только с врагами, но и друзьями, президент, который сможет остановить сепаратизм. Президент должен уметь сказать «нет» коррупционеру с большими деньгами. Если он с этим справится, он достоин своего статуса.

 «ПОЛУУКРАИНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, УЧАСТОВАВШИЙ В СОЗДАНИИ РЕЖИМА ЯНУКОВИЧА, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ РЕФОРМ»

— Досрочные парламентские выборы — требования общества и Президента. Какие вы видите основания, возможности и перспективы для перезапуска Верховной Рады?

— Рада всеми силами пытается себя законсервировать до 2017 года. Это касается всех политических сил, особенно ПР, КПУ, а тем более — мажоритарщиков, которые не успели отбить вложенные в кампанию миллионы долларов, а выборы будут на пропорциональной основе, и шансов пройти у них почти нет. Старый полуукраинский парламент, участвовавший в создании режима личной власти Януковича, не может быть источником реформ. Но есть два фактора, которые позволят оставить парламент хотя бы на полтора года, — он пойдет на уступки реформам Президента и, во-вторых, пожертвует парой десятков наиболее оголтелых антиукраинских депутатов.

Если парламент принимает решение о переходе от президентской к парламентской республике, надо выбирать другой состав Верховной Рады. Сегодня Президент владеет ограниченными полномочиями парламентской республики, а население думает, что у нас сильная президентская республика.

С другой стороны, выборы закончились уникально — в один тур. Это «русская рулетка» — выбирать человека за такое короткое время, но он получил огромное доверие, и это придает усиление легитимации его статуса. Сам Порошенко по натуре очень честолюбивый и не сможет дальше сидеть в старой парламентской лодке, поэтому встанет вопрос о досрочных парламентских выборах. Но также у нас стоит проблема введения военного положения на Донбассе. Тогда либо военное положение и охлаждение конфликта на востоке до уровня вялотекущего, либо остаемся в неопределенности, когда нет успехов ни экономических, ни военных, и проводим парламентские выборы. Но у них может быть непредвиденный результат. Хотя выборы нужны, чтобы привести в соответствие изменившиеся настроения населения и задачи страны.

 «КОЛОМОЙСКИЙ ПОНЯЛ, ЧТО НУЖНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ИМИДЖА ОЛИГАРХА И СТАНОВИТЬСЯ СВЕРХБОГАТЫМ УКРАИНЦЕМ, КОТОРЫЙ ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ СЕБЕ И УКРАИНЕ»

— На фоне ослабления позиций Рината Ахметова происходит усиление Игоря Коломойского. Как вы это воспринимаете?

— Сейчас мы получаем излишне высокое влияние Коломойского на процессы в юго-восточной Украине. Он сегодня — фактический вице-президент страны, где официально нет вице-президента. Рабочий день Порошенко, выходит, должен начинаться со звонка Коломойскому, а последний по своим вопросам должен обращается к Президенту. Еще недели три-четыре это допустимо, но потом станет вопрос, «кто кому Рабинович?»

РЕГИОНАЛАМ СЕЙЧАС НЕСЛАДКО В ПАРЛАМЕНТЕ. ИХ ФРАКЦИЯ СОКРАЩАЕТСЯ БЫСТРЫМИ ТЕМПАМИ. А В СЛУЧАЕ ДОСРОЧНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ МОЖЕТ ИСЧЕЗНУТЬ ВООБЩЕ. ПРИХОДИТСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ... / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Коломойский раньше других понял то, чего давно требовали от олигархов, — стал входить в публичную политику и начал менять олигархический строй страны на международно-национальный. Он превращается в огромную ТНК, имеющую публичный потенциал. Коломойский понял также, что нужно избавляться от имиджа олигарха и становиться сверхбогатым украинцем, который принесет пользу себе и Украине. Ахметов в этом смысле — сторонник старой постсоветской схемы личных договоренностей с первыми лицами страны. Он привык выяснять отношения с победителями, но сейчас нет победителей, «царя Украины». Нужно быть публичным либо оставаться на пересечении подозрений Кремля, Запада, Киева, Донецка и Днепропетровска. Человек с наибольшим капиталом в Украине не имеет внятной позиции — такого не бывает.

 «РОССИЯ НАС НЕМНОГО ПЕРЕИГРАЛА, ПЕРВОЙ ПОДАВ ИСК В СУД, НО У НАС БОЛЬШЕ ШАНСОВ ВЫИГРАТЬ В СТОКГОЛЬМЕ»

— Насколько правильной и перспективной является позиция Украины по газовому вопросу? Какие у нас шансы в Стокгольмском арбитраже?

— Россия нас немного переиграла, первой подав иск в суд, но у нас больше шансов выиграть в Стокгольме. Ведь этот суд независим от давления «Газпрома» и Путина — его нельзя купить или ввести войска. Стокгольмский арбитраж действует в «светлой зоне» — исключительно с документами и в правовом поле. Россия всегда была сильнее оттого, что большинство решений носили теневой и коррупционный характер. Все, что представит Украина, будет обоснованно, а от России нужны будут документы, которых нет в реальности. Она будет очень скромной, когда дело дойдет до суда, и аргументы будут иметь недостоверный характер.

Правительство Яценюка идет правильным европейским путем, пытаясь деполитизировать газовые переговоры. Мы предоставляем экономические аргументы, а Россия — политические, которые всегда выносятся за скобки.

Для Украины проблема сегодня состоит в том, что 80% украинских чиновников, ведущих «газовую войну», находятся в зоне доступа Кремля. То же самое сейчас с офицерским составом нашей армии. Это не столько предательство, сколько неспособность людей исполнять свой воинский долг.

После того, как мы вступим в экономические отношения по поводу оккупированного Крыма, а иск на 100 млрд долларов зреет, это тоже будет учтено в западных стратегических схемах проекции силы. Вступит в силу компенсационный механизм, и это тоже не политика, а экономика.

 «РОССИЯ БОИТСЯ УКРАИНУ КАК СОСТОЯВШЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА, НО СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО И ЗАПАД ЭТОГО БОИТСЯ»

— Насколько, по вашему мнению, Запад сегодня осознает те угрозы, которые исходят от России, и необходимость более продуктивной поддержки Украины?

— Россия боится Украину как состоявшегося государства, но в тоже время складывается впечатление, что и Запад этого боится. Мы оказались неудобным геополитическим партнером для него. 20 лет Украина, с переменным успехом, но шла путем европейского выбора, а когда мы его окончательно сделали, оказалось, что Европа не просто не готова нас принять, но и сама не сделала украинского выбора. ЕС находится в сложном положении — мы это понимаем, но нам нужно интенсивное военно-политическое сотрудничество. США потратила на войну в Ираке 20 млрд долл., так почему ходя бы половину такой суммы не потратить на сотрудничество с нами? Тогда и Россия с Украиной будет иначе разговаривать. Мы просим обращаться с нами так, будто мы в западном сообществе, а значит, помогать нам. Мы создаем Украину не для войны — нам ее навязали. И ЕС, допустив войну в Украине, подведет ее пожар к самим себе. Вялотекущий конфликт не может происходить в самом центре Европы — он начнет приобретать различные формы агрессии.

Россия же сегодня повторяет СССР, который развивал огромное количество прокоммунистических партий в странах Европы и организовывал массовые антиправительственные движения на Западе. Но это стоило очень дорого для советского политбюро. Путин поступает аналогично, только он делает ставку не на коммунистов, а на националистов, но с той же целью — создания лобби, чтобы влиять на решения национальных правительств Европы. Я не думаю, что у него это получилось, и Запад очень скоро увидит историческую аналогию. Ведь действуют не культурные программы между националистами, а КГБ, которому безразлично, на кого делать ставку, — на коммунистов или националистов. И Запад в скором времени спохватится и найдет корни «успехов» национализма в Европе. Ведь он уже два раза их уничтожал — в 1914 и в 1939 годах.


 

КОММЕНТАРИИ

 «КЛИМКИН ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ДОЛЖНОСТИ МИНИСТРА МИД, ЭТО — НАИЛУЧШИЙ ВОЗМОЖНЫЙ ВЫБОР В ДАННОЙ СИТУАЦИИ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦЯ, доктор политических наук, профессор КНУ имени Т.Г. Шевченко:

 — Павел Климкин полностью соответствует должности министра МИД, это наилучший возможный выбор в данной ситуации. Он справится с вызовами в это критическое время, потому что за последние 10 лет работы в министерстве на него полагались наиболее трудные задачи. Европейский курс, согласно инаугурационной речи Порошенко, будет основным приоритетом внешней политики и в этом контексте Климкин более всего подходит для реализации этого курса. Ведь до этого именно он отвечал за формирование концепции евроинтеграции Украины, возглавлял департамент ЕС в МИД. С приходом министра Грищенко он был поставлен заместителем министра с одной исключительной задачей — подготовить Соглашение об ассоциации к парафированию. Не случайно, после этого его назначили чрезвычайным и полномочным послом Украины в Германии — в самой влиятельной стране, от которой в большой степени зависит продвижение подписания нашего Соглашения об ассоциации. Последнее время пребывания Павла Климкина на этом посту, когда Янукович отказался подписывать Ассоциацию, было самым тяжёлым в деятельности, потому что весь гнев, который имела Меркель и всё руководство Евросоюза после такого «кидка», выливался именно на посла. Но он прилагал максимум дипломатического мастерства, чтобы любым способом ослабить этот конфликт между украинской стороной и ЕС. Ему в большой степени удалось это сделать.

Климкин является профессиональным дипломатом, патриотом Украины, чрезвычайно работящим, пунктуальным и порядочным человеком, что важно для создания хорошей рабочей атмосферы в Министерстве иностранных дел. То есть, он владеет наилучшими качествами дипломата и будет защищать национальные интересы нашей страны, как на европейском, так и на российском направлениях.

 «ЕСЛИ УТВЕРДЯТ ГОНТАРЕВУ НА ПОСТ ГЛАВЫ НБУ — ЭТО БУДЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ»

Вячеслав ЮТКИН, первый заместитель председателя правления «Проминвестбанка»:

— Валерия Гонтарева известна в банковском содружестве как инвестиционный банкир и человек, который имеет неплохой опыт работы в системных банках с иностранным капиталом. Поэтому, конечно, если ее утвердят на пост главы НБУ — это будет профессиональным назначением.

Вместе с тем, я считаю, что у Президента нет аргументов снимать Степана Кубива, потому что он показал себя профессионалом, который за три месяца работы председателем НБУ сделал очень много для банковской системы. В частности, оперативно урегулировал крымский вопрос и сделал ряд шагов, которые позволят его преемнику более уверенно чувствовать себя на новой должности.

Но, к сожалению, мы не услышали аргументов относительно освобождения Кубива и потому очень трудно думать о том, отчего это может произойти. Главное, чтобы не вышло так, что новый руководитель просто подбирает себе близких людей из собственного окружения, несмотря на то, что человек, который занимал эту должность, может быть на голову выше по уровню решения задач.

Юлия ЛУЧИК, «День»; Дмитрий КРИВЦУН

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать