Перейти к основному содержанию

Урок свободного единства

19 июня, 00:00
Иногда нам приходится быть участниками действительно эпохальных событий, содержание которых открывается нам только через некоторое время. И чем значительнее событие, тем больше времени требуется, чтобы его оценить и понять. Таким событием, несомненно, является визит в нашу страну Папы Иоанна Павла II 23-27 июня 2001 года. Итак, скоро годовщина этого события.

Все комментировавшие его поездку единодушно отмечали, что Папа едет в Украину в трудное для нее время. Многие пытались отговорить Его Святейшество от этого визита. Но Папа приехал. На протяжении пяти дней его пребывания в Украине мы имели уникальную возможность услышать, что о нас говорил великий гуманист и мудрый пастырь.

Прошел год. Оправдались ли наши ожидания по поводу приезда Понтифика в нашу страну, есть ли уже результаты визита, который называли самым примечательным событием новейшей истории Украины?

Архиепископ Никола ЭТЕРОВИЧ , Апостольский нунций в Украине:

— Приезд Его Святейшества Иоанна Павла II в Украину в июне прошлого года — очень важное событие. Католики много молились, чтобы Его Святейшество на украинской земле мог встретиться не только с ними, но и со всеми верующими христианами, православными, протестантами, а также со всеми людьми доброй воли. Это в первую очередь духовное событие, поэтому очень трудно материализовать последствия папского визита в Украину. В Католической Церкви очень позитивные результаты: многие люди, которые были духовно заброшены, возвращаются к религиозным практикам. Его Святейшество очень хорошо сказал, что дорога христиан — единство, существовавшее в первом тысячелетии. К сожалению, во втором тысячелетии возникли недоразумения между церквами, особенно Католической и Православной. Но как ученики Христа, мы должны идти дорогой, ведущей к единству. Иоанн Павел II подчеркнул эту истину и сказал, что взаимное прощение является неотъемлемой частью этой дороги.

Можно сказать и о политическом значении этого события. Его Святейшество приехал в Украину по приглашению Президента Украины господина Леонида Кучмы. Это был официальный приезд не только Верховного Пастыря Католической Церкви, но и также Главы суверенного Ватиканского государства в Украину, после которого еще больше улучшились отношения между Святым Престолом и Украиной. Кроме того, благодаря приезду Папы во Львов и Киев, Украина стала более известной во всем мире.

На мой взгляд, в украинском обществе многие предубеждения относительно Католической церкви и Папы Римского уже не существуют. Люди видели Папу таким, каким он есть, уже старым, довольно физически слабым, но все-таки он — христианин, он — свидетель Христа. Люди на украинском языке могли слушать слово Евангелия и видеть, с каким убеждением, с какой любовью Его Святейшество обращался к украинцам. Не только к католикам, не только к христианам, но ко всем людям доброй воли, к ищущим добро, правду и истину, к ищущим Бога.

Виктор ЕЛЕНСКИЙ , главный редактор журнала «Людина і світ», старший научный сотрудник Института философии НАНУ:

— Мне представляется, что каждое общество «вычитывает» из визита папы Иоанна Павла II «самое себя» и вкладывает в этот визит то, что оно хотело бы услышать и ощутить, сделать и исправить. И когда речь идет о религиозном лидере, который владеет чрезвычайно мощной харизмой — и все это видели во Львове — то начинают срабатывать какие-то непостижимые механизмы, что-то невыразимое, то, что, как сказали бы социологи, не поддается операционализации. То есть, мы не можем сказать, каким образом визит папы повлиял на подъем чувства собственного достоинства людей, в частности в Западной Украине, как повлиял, например, на выборы 2002 года. Но очевидно, что люди ощутили себя более достойными, чем это было до сих пор, и что «население», по крайней мере на протяжении декады, осознавало себя народом.

Этот визит имел, думается, серьезное значение для украинского государства. Украина находилась во внешнеполитической изоляции и папский визит в известной степени, которую, разумеется, не стоит преувеличивать, разгерметизировал ее; руководство государства получило возможность продемонстрировать свою европейскую ориентированность и по крайней мере полмира увидело Украину.

Отдельный вопрос — визит в контексте российско-украинских отношений. Не новейших, понятно, а отношений двух по-разному, но все равно взаимозависимых исторических сообществ. То, что Украина смогла принять верховного Понтифика, несмотря на жесткое сопротивление Москвы, не только церковной России, но и государственной России, в самой России, кажется, ощутили глубже, нежели в самой Украине. Трудно вспомнить, когда бы еще проблема Украины было настолько раздражающей темой в российских средствах массовой информации, как накануне папского визита. Еще раз стало очевидным, что российское сознание не дифференцирует русское и украинское, не готово еще воспринять украинцев как «других» и что вопрос «кто кого» в борьбе «малороссийского» и «мазепинско-бандеровского» (по определению одного православного епископа), все еще актуален.

Какое продолжение будет иметь украинский визит, несет ли он в себе какой-то знак, еще предстоит понять. В то же время, я не уверен, что создание в последнее время на территории Украины новых диецезий и экзархатов Римско- и Греко-Католической церквей — это самый плодотворный путь развития, вызванный визитом волны энтузиазма (несмотря на неоспоримое право каждой церкви на организацию собственной внутренней структуры необходимым ей образом). Похоже, что церковное руководство — и это, к сожалению, касается подавляющего большинства исторических церквей Украины — предпочитает видимые признаки церковного присутствия в «мире этом» глубинному его перевоплощению.

Отец Теодозий ЯНКИВ ЧСВВ , настоятель киевского монастыря Святого Василия Великого Украинской Греко- Католической Церкви:

— В первую очередь приезд Иоанна Павла II переменил мышление многих людей, что Его Святейшество — это не разъединяющая, а объединяющая фигура. Это личность, приносящая мир, современное понимание христианского учения.

Западный мир смотрел на нас сначала несколько сдержанно, думая, что мы не оправдываем тех надежд, или не оправдываем даже себя. Но, как оказалось, не только Западная Украина, но и Киев принял Его Святейшество с открытым сердцем и душой. Это можно было увидеть во многих моментах, когда народ на улице, перед храмами собирался и встречал своего духовного поводыря, хотя, возможно, этот народ в большинстве своем другого вероисповедания.

Я думаю, что папский визит — может еще сегодня не видно таких наглядных результатов — исполнит свою миссию, сыграет большую роль для нашего народа, на нашей земле, потому что — все разные — идем к этому, чтобы пришло какое-то единение, объединение Церквей христианского вероисповедания под одним Пастырем, под одним руководством. И хотелось бы, чтобы эта годовщина приезда Его Святейшества была снова событием, напомнившим все те чувства и все те минуты, которые все мы вместе переживали в прошлом году.

Николай МАЛОМУЖ , заместитель председателя Государственного комитета по делам религий:

— Когда велась подготовка к визиту Иоанна Павла II в Украину, то отмечалось, что с одной стороны — это государственный визит, а с другой — пастырский, и он будет иметь значение как для развития межгосударственных отношений, так и для реализации нашей страны в мировом сообществе, для поднятия ее имиджа, для формирования устойчивого духовного общества, для взаимопонимания между представителями различных религий и конфессий. Мы видели, как эти надежды, большие надежды, реализовались и в ходе визита, и в период после визита.

Во время встречи Иоанна Павла II со Всеукраинским Советом церквей, мы ощутили внимание и понимание представителя и лидера каждой религиозной организации, что это объединительное начало. Обращение Его Святейшества с великими словами об единстве, вере, единении представителей различных религий на основе общерелигиозных и общечеловеческих ценностей стало основой, которая придала импульс консолидации нашего общества.

Хотел бы отметить значение международного аспекта визита. Только в период подготовки и самого визита наш оргкомитет принял около 2800 представителей различных масс-медиа из 68 стран мира. Это дало нам возможность показать, что есть Украина, есть люди, которые глубоко относятся к проблемам международным, к проблемам духовным, социальным, к проблемам благотворительности.

В духовной сфере результаты визита, возможно, внешне и не видны, но внутренние изменения действительно происходят. Религиозная ситуация в Украине стабильна. Нет уже тех противоречий, которые мы чувствовали раньше. Многие религиозные вопросы, конфликты решены или стали менее острыми после папского визита. На последнем заседании Совета церквей представители всех религий отмечали, что прошлый год принес немало достижений в духовной сфере.

Мы не говорим, что возник вопрос об объединении религий, объединении Церквей — нет, ни в коем случае. Это отметил и Папа Римский, что этого не может быть, но глубокое сотрудничество, глубокое понимание и взаимоуважение на благо общих интересов человека — это действительно прозвучало. И мы эту идею проносим не только как государственный орган, но все люди.

Лесь ТАНЮК , председатель комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности:

— То, что началось в прошлогодний приезд в Украину Иоанна Павла II, не может реализоваться на второй или на третий день — сегодня заложено, а сработает оно через лет пять, я так думаю. Это стрельба на большое расстояние. Что визит дал нам сейчас? Во-первых, дал возможность глубинного диалога. До того времени было абсолютное непринятие одной конфессией другой. Мы в Комитете по вопросам культуры и духовности получали по 400 писем еженедельно по поводу этих конфликтов, и во время подготовки визита Папы эта волна прямо затопила нас. Одни за, другие против, это было остро и конфликтно. Но когда визит состоялся, то сразу все утихло: и волна протестов, и прочих других тяжб, то есть стало нормальным цивилизованным жестом дальнейшей жизни. Это, по-моему, очень важно, потому что все- таки опасения и страхи были, что визит приведет к ухудшению отношений, потому что были просто шантажистские выступления некоторых представителей Церквей. Но ничего этого не произошло, а пошел диалог. Мне очень не нравится в России диалог между католиками и православными, на сегодня там существует какой-то запрет, какие-то ущемления. Россия все-таки ставит вопрос об одной Церкви — Православной. Это уже было, мы уже эту кашу ели, 300 лет — «за веру, царя и отечество», когда культура была поругана, наука тоже, потому что все это «от лукавого». Православие от католицизма тем, в частности, и отличается, что считает высшей гордыней — гордыню творчества, поиска. Поэтому любой творческий человек — художник, ученый — грешник. Потому что на творчество имеет право только Бог, а ты — только раб Божий. При этом в русском православии слово «Божий» забывалось, а слово «раб» приобретало светское значение — крепостной, наймит, то есть «ты — червь, прах земной», и не можешь посягать на творчество, потому что знание для тебя — грех, это позволено только твоему господину. А в постренессансном католицизме подобного нет. Там подчеркнуто возвышается человеческое начало, индивидуальное. В этом разница между проблемой толпы (Азия, Россия) и индивидуума (Европа). Я думаю, что культурная миссия католицизма чрезвычайно для нас важна.

Уникальный символ Папы заключается не только в том, что он такая выдающаяся фигура, а что он — художник, философ, человек, который общается метафорами, образами. И это очень важно! Очень важно, потому что тогда у него другие каналы проникновения в сознательное и подсознательное. Я думаю, что у нас начался момент примирения, полезного диалога.

Он приехал в очень решающую минуту для Украины. Когда у ребенка нет модели своего поведения, когда он зависит от окружения: то от папы, то от улицы, то от школьной идеологии, то он ищет пастыря. И в этом смысле, мне кажется, что визит Папы был элементом просветления. У Курбаса была идея образного превращения, основная метафора образного превращения жизни. Приезд папы я бы назвал таким моментом превращения, а превращение это — преображение, если говорить языком несветским. Для меня приезд папы и стал моментом преображения Украины.

Епископ Станислав ШИРОКОРАДЮК , генеральный викарий Киевско-Житомирской диецезии Римско- Католической Церкви в Украине:

— В первую очередь нужно спросить, чего мы ожидали от визита Иоанна Павла II в Украину? Мы ожидали Господнего благословения через руки Его Святейшества, и это благословение не только Католическая Церковь, но и вся Украина получила.

Если говорить о какой-то необыкновенной духовной революции, то она не состоялась, и мы ее не ждали. Все идет своим чередом, и то, что посеяно Его Святейшеством, прорастает. Мы видим конкретные плоды: изменилось отношение к Католической Церкви, многие люди поняли, что она такое, изменилось отношение власти к Католической Церкви, появилось больше уважения к католикам. Это уважение внушил Иоанн Павел II своей личностью. Но самое главное, мы видим, что возросло стремление к духовной жизни, многие люди стремятся посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Вырос также интерес к Католической церкви, которая не только ведет людей к спасению, но также и к цивилизации, в Европу, и вселяет новые надежды. На это мы надеялись, и, на мой взгляд, эти наши надежды оправдались, а все прочее мы увидим тогда, когда будем совместно над этим всем работать. Ни одно зерно не сможет прорасти, если оно не получит ту землю, которая нужна, если не будет ухаживать за ним хозяин. Поэтому я думаю, что как будет расти это зерно, посеянное Его Святейшеством, в большой степени зависит от нас, от священников, мирян, и всех тех, кто хочет видеть его плоды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать