Уроки Орлят
Прошлое как фактор современной политики
Завтра Президент Украины Виктор Ющенко вместе с президентом Польши Александром Квасьневским примет участие в торжественном открытии мемориального комплекса Орлят на Лычаковском кладбище в Львове.
Похоже, давний украинско-польский конфликт в отношении захоронений на Львовском кладбище Орлят вскоре будет разрешен. Во всяком случае, на это надеется большинство депутатов Львовского городского совета, которые проголосовали за постановление по открытию польских военных захоронений 24 июня во Львове. В частности, львовские депутаты согласовали пункт 4 постановления Совета от 2000 года, изложенный в такой редакции: в центральной части захоронений разместить плиту с надписью на польском языке: «Здесь покоится польский солдат, павший за Родину». Кроме того, они добавили пункт, в котором речь идет о недопустимости установления скульптурных, архитектурных элементов и военных символов, не оговоренных постановлением горсовета. Депутаты добавили также пункт, в соответствии с которым перед входом на мемориал воинов Украинской галицкой армии и польских военных захоронений будет установлена информационная таблица с надписями на польском и украинском языках: «Здесь покоятся украинские и польские воины, которые погибли в украинско-польской войне 1918—1919 гг.».
Было бы ошибкой утверждать, что такой шаг дался депутатам легко. Неизвестно, каким был бы результат, если бы на внеочередную сессию Львовского горсовета не приехал первый заместитель государственного секретаря Иван Васюник и не зачитал обращение Президента Виктора Ющенко, в котором содержалась просьба принять упомянутое решение. Наконец, Президента послушались не все. В полном составе не голосовала фракция «Батьківщина», а ее лидер Иван Денькович в знак протеста даже покинул депутатский зал. При этом он категорически заявил, что постановление Львовского горсовета — это «измена национальным интересам Украины».
Чтобы почувствовать драматизм того, что происходило во Львове, необходимо напомнить: «эпопея» с открытием кладбища Орлят тянется уже пятнадцать лет, а все прежние попытки достичь компромисса в вопросе почтения памяти погибших польских солдат терпели неудачи.
Впервые вопрос о почтении памяти польских воинов был поднят еще в 1990 году представителями польской фирмы «Энергополь» и Польского общества охраны военных могил, которые самовольно организовали реконструкцию надмогильных памятников на Лычаковском кладбище во Львове. В частности, польская сторона потребовала восстановить построенное в 1939 году кладбище Орлят, где похоронены поляки, погибшие в 1919 году во время украинско-польской войны, в результате которой была ликвидирована Западно-Украинская Народная Республика, а на значительной части Западной Украины установился польский оккупационный режим. Понятно, такие попытки польской стороны не могли не вызывать возмущения львовян, для которых кладбище Орлят символизирует времена одной из наиболее жестоких иностранных оккупаций. В то же время львовская община справедливо начала требовать достойно почтить память воинов Украинской галицкой армии, могилы которых разбросаны на территории современной Польши.
С тех пор и началась эта «кладбищенская война». Чтобы уладить конфликт, в 1994 году правительства Польши и Украины заключили соглашение «О сохранении мест памяти и захоронений жертв войны и политических репрессий», согласно которому определялся порядок проведения работ по реставрации захоронений. В этом же году, в соответствии с соглашением, Львовский городской совет поднял вопрос перед Советом охраны памятников борьбы и мученичества Республики Польша, Генеральным консульством Польши во Львове о необходимости согласования проекта реконструкции и приведения в порядок военных захоронений согласно установленному порядку.
Однако польская сторона не захотела ничего согласовывать. Зато на кладбище Орлят начались строительные работы, которые засвидетельствовали: восстанавливаются архитектурные сооружения и надписи, которые не могут быть приняты украинцами. В частности, на центральной плите был установлен меч вместо креста, построены вспомогательные помещения, сделан отдельный вход на кладбище.
Во избежание противостояния в сентябре 2000 года сессия Львовского горсовета приняла решение о завершении приведения в порядок территории музея «Лычаковское кладбище», составляющей которого является кладбище Орлят. Согласно ему, было решено на надмогильной плите пяти неизвестным польским воинам сделать надпись: «Неизвестным польским воинам, павшим за Польшу в 1918—1920 годах».
Однако польскую сторону это не удовлетворило, и она добивалась, чтобы в надписи добавили слова «За независимость Польши». Это вновь вызвало возмущение львовской общины. Впоследствии поляки предложили другую надпись: «Неизвестным польским воинам, героически павшим за Польшу в 1918—1920 гг.», на которой они настаивали до последнего времени и на которую категорически не соглашалась львовская община.
Конфликт, по сути, зашел в тупик.
Несмотря на это, в 2002 году президент Леонид Кучма пригласил во Львов польского президента Александра Квасьневского для торжественного открытия кладбища Орлят. Это вызвало новую волну возмущения со стороны львовян, которым недвусмысленно дали понять, что с их мнением не считаются, а историческая правда не интересует официальную украинскую власть.
При таких обстоятельствах президент Квасьневский отказался ехать во Львов, а «кладбищенская проблема» впоследствии досталась в наследство новому Президенту Виктору Ющенко.
Надо отдать должное Ющенко, который сразу дал понять, что будет считаться с мнением львовян. «Как гражданин, я могу сказать, что никакого насилия не будет. Я буду слушать вас и действовать как Президент исключительно с позиций общественного контекста в этом конфликте. Однако я буду всегда обращаться с одной просьбой: друзья, нам необходимо выйти из этого конфликта, принимая во внимание нашу дорогу на Запад, интеграционные процессы в сторону Евросоюза, учитывая то, что сегодня делает Польша для Украины», — заявил Президент.
Кроме того, в протоколе, который был недавно подписан по результатам переговоров между государственным секретарем Александром Зинченко и руководителем Бюро национальной безопасности Республики Польша Ежи Баром, впервые в истории украинско-польских отношений речь идет о мерах по увековечению памяти украинцев, могилы которых находятся на территории Польши. В частности, в польском селе Павлокома, что недалеко от украинско-польской границы, запланировано почтить память трехсот шестидесяти пяти украинцев, которых в 1945 году убили воины подразделения польской Армии Краевой.
История по почтению памяти польских воинов на кладбище Орлят, независимо от того, как она закончится, уже сегодня приводит к нескольким выводам. Прежде всего украинская сторона, кажется, поняла, что историческое прошлое — это не только рассказы о седой древности. А это также фактор современной политики, где необходимо жестко отстаивать собственные национальные интересы. Нравится это кому-то или нет, но именно поляки в этом плане дали нам надлежащий урок. Они продемонстрировали не только знание собственной истории, но и способность сделать ее фактором современной политики в отношениях между Польшей и Украиной. К сожалению, Украина не всегда достойно сдавала экзамен на знание собственной истории. Особенно беспомощным выглядел официальный Киев, который то ли в случае Орлят, то ли так называемой Волынской трагедии был готов идти на пагубные для авторитета Украины шаги. Сегодня еще рано говорить, что украинская власть сполна заучила уроки Орлят. Но есть все основания утверждать, что эти «уроки» не прошли зря.
КСТАТИ
Вчера Верховная Рада порекомендовала Львовскому городскому совету отменить решение от 13 июня о завершении упорядочивания польских военных захоронений 1918—1919 годов на территории историко-культурного заповедника «Лычаковское кладбище» как принятое без соблюдения требований действующего законодательства. В постановлении отмечается, что Верховная Рада, «осознавая историческую значимость и высокие моральные ценности политики добрососедства, поддерживает любой акт или действие, направленное на ее воплощение в жизнь». Вместе с тем, по убеждению украинских парламентариев, «эти отношения должны строиться на взаимоприемлемой и равноправной основе».
Выпуск газеты №:
№111, (2005)Section
Подробности