Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Уроки от Франко

Независимое государство могут построить только свободные люди...
28 августа, 10:43
ВЛАДИМИР СЛЕПЧЕНКО. «ИВАН ФРАНКО» / ФОТОРЕПРОДУКЦІЯ ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

В эти дни Украина отмечает сразу две знаковых даты: 24 августа исполнилось 92 года со дня рождения пионера компьютерной техники и кибернетики профессора Виктора Глушкова, а вчера, 27 августа мы отпраздновали 159 лет со дня рождения величайшего писателя, философа и общественно-политического деятеля Ивана Франко. Но, без сомнения, речь идет больше, чем просто о датах в календаре. Обе фигуры в свое время сформулировали идеи и смыслы, которые во многом изменили наш взгляд на мир. «День» попробовал разобраться — осознаем ли мы сейчас, какие сокровища остались нам в наследие и умеем ли мы их актуализировать в современных условиях.

Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ, писатель, литературовед, исполнительный директор Лиги украинских меценатов:

— Покажите мне хотя бы нескольких людей в Украине (кроме франковедов), которые могли бы похвастаться, что прочитали всего Франко. Мы не знаем всего Франко! Вышедший пятидесятитомник знатоки называют жестоко изуродованным, «кастрированным». Можем говорить о еще, по крайней мере, 50 томах текстов, которые необходимо опубликовать и осмыслить.

Сегодня знаем преимущественно лишь Франко-лирика («Вічний революціонер», «Гримить», «Зів’яле листя», «Украдене щастя») — отрывисто, фрагментарно, без контекста. Не знаем его основополагающего труда «Що таке поступ?» — даже политики, думаю, о нем не слышали. А это — программное произведение. Не зря Франко был доктором философии! Помню, как он поразил меня еще в советские времена. «Если в принцип построения государства, положить принцип построения партии, — пишет он, — то хваленое Энгельсом государство превратится в то, в котором старая неправда, изгнанная в двери, вернется в окно». Представим себе, когда это было сказано! Теперь понятно, почему советские идеологи так тщательно скрывали и цензировали этот труд. Франко владел провиденциальным даром — он видел на столетие вперед, видел угрозы, которые несут представители левых сил.

В настоящее время мы как-то стыдливо говорим о левых, социал-демократических симпатиях раннего Франка, считаем, что это была «детская болезнь». Сейчас это — непопулярная тема. А зря! Даже в своих художественных произведениях, в «Борислав сміється» и «Перехресних стежках», Франко очень ярко описал угрозу, которую несет человеку капитал. Он понимал, почему человек может быть несвободным в государстве, почему она может быть раздавленной капиталом. Вне всяких сомнений, Франко видел в будущем украинское национальное государство. Но только свободное украинское государство, со свободным украинским человеком! Он видел угрозу не только в энгельсовском государстве, но и в государстве с олигархической, полуфеодальной властью, которое имеем сегодня. Речь идет о государстве безнациональном, государство с кричаще несправедливым распределением национальных благ. Принципы социальной справедливости, о которых пишет Франко, это — предостережение, которое мы не услышали.

Отдельная тема — национально-культурное строительство по Ивану Франко. Лишь этой доктрины, выраженной в его художественных произведениях, статьях по социологии, историко-культурных статьях, литературной критике и публицистике хватило бы на полноформатную интеллектуальную биографию.

Иван Франко — философ, энциклопедист, историк, историк религии. Это — действительно ренессансный человек, запоздалый отголосок Возрождения в Украине. Мы еще не способны осознать его значение. Во времена интеллектуальной деградации общества, интеллектуальной лени Франко для нас — фигура слишком большая, слишком сложная. В университетах мы изучали раньше и изучаем сегодня лишь суррогат Франко. Мы безнадежно отстаем от него. К сожалению, в настоящее время это для нас лишь музейный экспонат, памятник, далекая история украинской литературы. Встреча с настоящим Франко лишь ждет нас в будущем. Эта вершина обязательно еще должна появиться на украинском горизонте. Лишь тогда мы сможем «рапортовать», что, руководствуясь его основополагающими принципами, строим действительно национальное государство свободных людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать