Утомление металла
52% оборудования в Украине выработало свой ресурс100 лет понадобится для того, чтобы привести в надлежащее состояние аварийные канализационные сети Украины при нынешних темпах восстановительных работ. Т.е. многочисленные аварии, которые ежегодно терпит Севастополь, могут в ближайшее время стать обычными и для других городов страны. У нас еще не было аварий на мостах, но это не гарантирует того, что их не будет в ближайшее время. Наоборот, специалисты призывают нас быть осмотрительными: 63% автомобильных мостов не отвечают техническим требованиям, а 13% требуют немедленного капитального ремонта и реконструкции.
Однако Украина, которая пережила крупнейшую в мире техногенную катастрофу на Чернобыльской АЭС, уже, кажется, начинает осознавать масштабы и возможные последствия системного инфраструктурного кризиса, связанного с деградацией средств производства. В четверг состоялось первое заседание созданной при СНБО, по указу Президента, межведомственной комиссии по вопросам научно-технологической безопасности, которой поручено разработать и контролировать ход проведения мероприятий, которые должны предотвратить угрозу, нависшую над страной.
Открывая заседание, секретарь СНБО Евгений Марчук отметил чрезвычайную значимость этого события, направленного на то, чтобы на высшем государственном уровне создать препятствие «угрозе национальной безопасности», которая состоит в критической сработанности большей части сооружений, оборудования и машин отечественной промышленности, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. По словам Е. Марчука, в отличие от многих других комиссий, которые нередко ограничиваются только констатацией негативных фактов, данный межведомственный орган, в состав которого включены ведущие специалисты науки и промышленности, в частности и пять Героев Украины, будет иметь возможность действенно влиять на ситуацию, поскольку его решения будут рассматриваться СНБО и после этого реализоваться согласно поручениям Президента, обязательным для всех государственных структур. Секретарь СНБО подчеркнул, что проблемы, рассматриваемые межведомственной комиссией, находятся под контролем Президента.
Такой уровень внимания, казалось бы, к чисто технологическим вопросам далеко не случаен. Как указывалось на заседании, 52% оборудования и машин в отечественной промышленности уже выработали свой ресурс. Только на объектах базовых отраслей эксплуатируется более 35 миллионов тонн металлических и больше 250 миллионов кубометров железобетонных несущих конструкций, под которыми работают люди. Но значительная часть этих сооружений уже исчерпала свой ресурс и угрожает безопасности людей. Участники заседания выразили особую обеспокоенность техническим состоянием автодорожных мостов, котельного и турбинного оборудования энергетического комплекса, сети трубопроводного транспорта, оборудования нефтеперерабатывающей и химической промышленности, гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений Днепровского каскада, построенных большей частью в начале 50-х годов.
Межведомственная комиссия, возглавляемая президентом НАНУ академиком Борисом Патоном, уже выполнила значительную работу, направленную на предотвращение этой угрозы. Пристальнейшее внимание на ее заседании уделялось анализу возникших проблем. В частности, здесь состоялась серьезная дискуссия, связанная с тем, что по данным, которые сообщил представитель Минфина, бюджетом на 2002 год не предусмотрены средства на потребности повышения научно-технологической безопасности. Но, по словам Е. Марчука, при желании на эти потребности можно направить финансовые ресурсы, которые должны поступить в бюджет вследствие отмены льгот для совместных предприятий с иностранными инвестициями, что было, наконец, сделано в этом году благодаря настойчивой работе СНБО.
Исходя из крайней необходимости неотложных мероприятий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, особенно на объектах, которые исчерпали свой ресурс, межведомственная комиссия при СНБО разработала комплекс мер, направленных на разрешение проблем безопасной работы в атомной энергетике, на гидро- и тепловых электростанциях, магистральных трубопроводах, предприятиях и объектах жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. По принятому решению комиссия рекомендовала Президенту дать Кабинету Министров ряд поручений. В частности, правительству предлагается разработать государственную научно-техническую программу по безопасной эксплуатации корпусов реакторов АЭС, создать государственный материаловедческий центр, возложив на него функции по диагностике промышленных и других сооружений, наладить на государственном уровне целевое финансирование работ по увеличению ресурса действующего и приобретению нового энергетического оборудования, а также создать привлекательные экономические условия для инвестиций в реконструкцию энергомощностей. Предусмотрено создать государственные системы эксплуатации и инспекции мостов, надзора за техническим состоянием зданий и сооружений, особенно потенциально опасных объектов на предприятиях с повышенным техногенным риском. Научно-исследовательским и проектно-конструкторским работам, направленным на снижение рисков и предотвращение чрезвычайных ситуаций, предлагается предоставлять приоритетное целевое финансирование. Поручено также начать подготовку и аттестацию соответствующих работников. НАНУ за средства Украинской государственной инвестиционной компании должна разработать общегосударственную программу научно-технологической безопасности и иновационного развития основных отраслей.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир НАСЕДКИН, генеральный директор корпорации «Укрэлектротранс»:
— За последние годы количество подвижного состава на предприятиях городского электротранспорта сократилась на 30%. Почти две трети трамваев и троллейбусов, которые еще выходят на маршруты, уже исчерпали свой амортизационный ресурс и должны быть списаны. Почти 30% трамвайных путей и контактной сети электротранспорта в аварийном состоянии, а ведь провода, по которым подается электроэнергия к трамваям и троллейбусам, постоянно находятся под высоким напряжением, тогда как под ними — и люди, и автотранспорт. Своими силами исправить это положение предприятия горэлектротранспорта не в состоянии. В результате объем выполняемой ими транспортной работы сократился вдвое. При этом бюджет не компенсирует затраты на перевозку тех категорий населения, которые пользуются льготами. Так что у «проблемы-2005» имеются не только экономические и техногенные, но и социально-политические корни.