В каком случае коалиция обречена на короткую и скандальную жизнь

«В целом, избирательная кампания «пошла» прогнозируемым руслом. Только финальный прорыв БЮТа произвел впечатление своей эффективностью, но не отразился на результатах выборов, если под таковыми иметь в виду конфигурацию парламентского большинства», — считает политолог из Хмельницкого Сергей БИЛОШИЦКИЙ.
— Следовательно, главная задача досрочных выборов выполнена?
— Уверен, что главной задачей команд Президента и премьера было формирование той конфигурации, которая позволила бы им монополизировать властный ресурс на ближайшие пять—семь лет и избежать лобовой конфронтации между собой. Потому что, конфронтация всегда отвлекает значительные ресурсы и дает шанс для прорыва к власти третьей силе.
— Откуда эта уверенность?
— Потому что Ринат Ахметов без предыдущей договоренности вряд ли повел бы свою правящую партию на выборы. Он не настроен ни на поражение, ни на оппозицию, ни на то, чтобы подбирать крохи с «барского стола». Кроме того, правящая коалиция могла не пустить в избирательные комиссии представителей БЮТа и НУ, поскольку их парламентские фракции прекратили существование. Но ведь коалицианты согласились с политическим принципом формирования комиссий в пропорции 50 на 50, и таким образом усилили своих оппонентов, но добавили легитимности перевыборам. А это — важное свидетельство того, что ядро коалиции, Партия регионов, шла на выборы, не рискуя их проиграть. Их тактическая задача — выбросить из коалиции СПУ и КПУ. Торговля с ними причиняет головную боль, а красный цвет дразнит декоммунизированную Европу. Стратегическая — гарантировать на ближайшие годы контроль над отечественной экономикой путем достижения с окружением Президента долгосрочной договоренности о распределении сфер влияния и едином фронте против третьих сил, прежде всего, против БЮТа.
Задача же Президента и его окружения — сохранение контроля над вопросами внешней политики, национальной безопасности, государственной идеологии и создания механизма по лоббированию отдельных экономических проектов. Достижение этих задач возможно лишь в случае, если Виктор Ющенко будет сохранять шансы для избрания на второй срок. Подобные перспективы ему реально могли пообещать только владельцы Партии регионов. В том случае, что их интересы будут учитывать.
— То есть: говорили о парламентских выборах, а думали о следующих президентских?
— Опыт предыдущих выборов показывает, что и Леонид Кравчук, и Леонид Кучма на вторые выборы меняли электоральную базу. Сначала они искали поддержку от юго-восточного электората, потом — от западного. Виктор Ющенко может повторить эту комбинацию с точностью до наоборот. В 2009 году он имеет шанс получить поддержку юга и востока Украины, если в его риторике социальные и либеральные мотивы начнут доминировать над этническими.
Однако угрозу для обеих правящих группировок представляет лидер протестных настроений Юлия Тимошенко. По отдельности она могла бы «раздавить» Президента и «дать бой» регионалам. Но инстинкт самосохранения команд Президента и премьера подсказывает им, что Юлию Тимошенко нужно держать в поле зрения, но не подпускать к себе очень близко.
— На этом основании можно составить определенные прогнозы?
— Можно представить следующее течение событий. Президент Виктор Ющенко становится инициатором «круглого стола», на котором предлагает обсудить и подписать какой-то документ о программных основах деятельности нового правительства (что-то похожее на Универсал национального единства). После этого документ подпишут НУ—НС, ПР, блок Литвина. Левые (КПУ и, возможно, СПУ) откажутся от таких перспектив. А БЮТ окажется в неудобном положении. Подписать — значит раствориться в правительственном большинстве и растерять козырные карты перед президентскими выборами. Не подписать — «пролететь» вне власти еще на несколько лет. Очевидно, что Юлии Тимошенко накануне президентских выборов нужно или все, или ничего. Она пойдет в оппозицию, которая позволит Виктору Ющенко частично снять с себя ответственность за «разъединение» оранжевых сил. В то же время состоится презентация Президента в качестве политика общенационального масштаба. Можно представить себе, что условием президентской команды будет выдвижение на пост главы правительства малоизвестного политика, чтобы «защитить» в будущей президентской кампании Виктора Ющенко от рейтингового Виктора Януковича.
— Следовательно, парламентская коалиция уже «вырисовывается»?
— В случае создания коалиции «ПР — НУ—НС — БЛ» состоится достаточно стабильное объединение на основании «брака по расчету». Отдельные политические демарши, необходимые участникам коалиции для «сохранения лица» перед избирателями, не смогут поставить под сомнение ее рациональные преимущества. В дальнейшем эта коалиция начнет разрушать монолитность БЮТа. Каким образом? Закрывая двери перед СМИ, внося внутренние расколы и дискредитируя верхушку политсилы в глазах обывателя. Принимая во внимание то, что БЮТ — объединение харизматического типа, не исключено, что в будущем, когда он не сможет выдвинуть наверх политика масштаба Юлии Тимошенко, блок будет разорван между ПР и НУ. Очевидно, что приближение этого времени станет одной из основных задач коалиции.
По-моему, подобный сценарий наиболее вероятный. Он имеет системный характер и объясняет много обстоятельств досрочных выборов. Однако не следует исключать и то, что в ситуацию «вмешаются» внесистемные факторы.
— И тогда...
— Тогда мы станем свидетелями создания другой конфигурации коалиции. Например: «БЮТ — НУ—НС — БЛ». В таком случае коалиция обречена на короткую и скандальную жизнь.
Выпуск газеты №:
№167, (2007)Section
Подробности