В ожидании «казакомании»
Вам не надоело? Вас не раздражают «ночные дозоры», «бригады», «менты», всяческие «киллеры» и «антикиллеры», «бумеры» и тому подобное? Если нет — продолжайте, сидя у экрана телевизора, отравлять изнутри собственную национальную идентичность. Нет, я не берусь утверждать, что эти телепродукты совсем никуда не годятся. По своей форме они более-менее качественны, однако чужие... Чужие по содержанию и идее, героям и событиям, в конце концов, чужие ментальностью и психологическими установками. Ну хорошо, подумает кто-то, соглашаюсь, — а что ж тогда смотреть, кого ставить своему чаду в пример: добрых украинских сказочек для деток мало, книг еще меньше? Телепространство заилено, героев «собственного производства» в нем практически нет...
Но ведь у нас, кроме откровенно пассивных попыток чиновников от культуры создать качественный, так сказать, пиар украинства, есть, во-первых, история, а во-вторых, множество незаурядных известных и малоизвестных личностей, чья судьба и жизненный путь ничем не уступают героике как западных, так и восточных «звезд». Если уже поляк (имею в виду, как это не парадоксально звучит, большого патриота Украины Ежи Гоффмана) собирается снимать польскими средствами фильм о нашем государстве, то здесь, как говорят, без комментариев. Снимать кино — дабы донести ортодоксальным европейцам наше лицо, продемонстрировать миру, что Украина — это не только семь миллионов «заробитчан», Чернобыль, коррупция и тому подобное. Что мы — неповторимая глубоко историческая цивилизация, чьи потуги становились заслоном монгольскому вторжению в Европу, чьи казаки были лучшими воинами своего времени, чьи стремления свободы и принципы демократии, уходящие корнями в глубину веков (вспомните у Святослава «равный среди равных»), тесно сосуществуют с нашей генетической памятью. Неужели это задача для иностранца, а не для каждого сознательного украинского режиссера? Нашумевший и живописный «Мамай», малобюджетный, однако такой показательный «Непокоренный», выдающийся «Богдан Хмельницкий» и шокирующая, и в то же время магнетическая «Молитва за гетмана Мазепу» — только привидения-единицы, которых, к большому сожалению, почти никто и не видел. А жаль, потому что, несмотря на все предубеждения и констатации, на украинскую этнонациональную и историческую продукцию есть огромный спрос. Вспомним недавний фестиваль «Країна мрій», молодежь в вышиванках!.. А я и сейчас помню, как в моем отдаленном от столицы городе проходи ла премьера «Огнем и мечом». В какой длинной очереди пришлось выстоять, и какой резонанс среди моих сверстников вызвала эта картина! У всех на устах были Богун, Хмельницкий, Кривонис. Эти антигерои в классическом польском понимании истории Генрика Сенкевича вызвали восторг, я бы даже сказал — «казакоманию», но, к сожалению, не надолго... Тем временем в поисках своих собственных героев не нужно далеко ходить. Хотите увидеть личную трагедию и любовные переживания? Пожалуйста: Гальшка Острожская известна как «чорна князівна», — не большую ли часть своей жизни провела в башне, не желая повиноваться нелюбимому мужу, который силой взял ее в жены. Хочется масштабного батального кино наподобие голливудской «Трои»? Чем хуже оборона воеводой Дмитрием Киева от Батыевой орды? Хотите жизненную историю о человеке, оказавшемся в водовороте событий, став заложником исторических процессов наподобие американского «Патриота»? Взгляните на последнего гетмана казачества Петра Калнышевского, в жизни которого было все — от взлета до трагического падения на Соловках. Однако все свои 113 лет он прожил с Украиной в сердце. Поэтому на самом деле не следует утверждать, что у нас мало собственных национальных героев. Мы просто их не знаем, не хотим знать. Надеюсь — пока что.
Выпуск газеты №:
№155, (2004)Section
Подробности