Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В поисках кадровой логики

«Раньше у президентов был региональный, семейный или бизнесовый метод назначений, Порошенко же эти принципы синтезировал», — Николай ТОМЕНКО
04 апреля, 18:26
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В понедельник в президентской политической команде произошли кадровые ротации. На своем заседании «Блок Петра Порошенко» избрал нового главу фракции — Артура Герасимова, а на его предыдущее место (представитель Президента в Верховной Раде) глава государства назначил народного депутата от БПП, жену генпрокурора Украины Юрия Луценко — Ирину Луценко. Бросается в глаза все более крепнущая семейная монолитность на властных президентских горизонтах. Недавно в СМИ и соцсетях появилась информация, что, мол, Юрия Луценко готовят на должность премьер-министра, которую сейчас занимает Владимир Гройсман. Хотя у многих такая перспектива вызывает сомнения.

Ирина Луценко в известной мере должна замкнуть цепь доступа Президента в парламент и стать ретранслятором его позиций. Вот только возникает вопрос относительно политической биографии супруги генпрокурора. Эксперты отмечают, что она фактически отсутствует. Где политические поступки, заметные законы, шаги, которые запомнились обществу? Правда, народный депутат от «Народного фронта» Леонид Емец считает: «Нужно исходить не из понятий «семейного подряда», а из того, что человек демонстрирует свою эффективность на работе. Представитель Президента в парламенте является не столько ретранслятором мнений главы государства, сколько коммуникатором между парламентом и Администрацией Президента. В среде депутатов, которые не один год провели вместе в одном зале и за одной партой с генеральным прокурором или с ныне представителем Президента в парламенте, будет намного меньше пиетета и дополнительных реверансов к ним».

Что касается персоны нынешнего главы пропрезидентской фракции БПП, Леонид Емец комментирует: «Мое личное отношение к Артуру Герасимову заключается в том, что он на своей должности представителя Президента в парламенте отрабатывал на все 100%. Он до мелочей разбирается в каждом законопроекте, слышит аргументы. Поэтому я могу только приветствовать решение фракции БПП, которая доверила Герасимову общую организацию работы и руководства фракции». Между тем, в СМИ начали появляться разного рода материалы, которые ставят под сомнение безоблачность биографии последнего. К примеру, речь идет о том, что Герасимов в свое время имел отношения с боевиком Игорем Безлером, который в настоящее время подозревается в совершении ряда тяжелейших преступлений в военный период.

В КРУГУ «СВОИХ»… ГЛАВА ФРАКЦИИ БПП АРТУР ГЕРАСИМОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В ПАРЛАМЕНТЕ ИРИНА ЛУЦЕНКО (СУПРУГА ГЕНПРОКУРОРА ЮРИЯ ЛУЦЕНКО), ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ ФРАКЦИИ БПП СЕРГЕЙ БЕРЕЗЕНКО / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Я знаю Артура как человека, который много делает для развития БПП на Донбассе, а не «Нашего края» (именно об отношениях Герасимова с «Нашим краем» говорят журналисты. — Авт.), и очень активного и жесткого руководителя нашей делегации в ПА ОБСЕ, — пишет в Фейсбуке Ирина Геращенко. — До войны он имел бизнес в Донецке, у него была большая и успешная консалтинговая фирма. Там было несколько десятков водителей, потом выяснилось, что одним из них (он работал в этой консалтинговой фирме несколько месяцев) был этот персонаж (пресловутый пророссийский бандит Безлер. — Авт.). Не думаю, что люди из Донецка отвечают за всех своих бывших сотрудников, а то так мы далеко зайдем... Я, например, знала некоего Мирошника (Родион Мирошник. — Авт.), который был пресс-секретарем премьера Януковича догермановского периода. Сейчас это чудо — видный партийный деятель «ЛНР». Напомним, что Мирошник сейчас еще и фигура на переговорах в Минске как представитель предводителя «ЛНР» Игоря Плотницкого.

Возникает стойкое чувство, что руководящие должности стали кругом, в котором замкнуты отдельные персоны и доступ к которому строго фильтруется. «День» неоднократно проводил круглые столы и даже создавал свое «виртуальное» правительство из людей, которые могли бы стать качественной альтернативой существующим реалиям. Ведь без такой альтернативы не может быть развития априори. Но, похоже, у нынешней власти свой подход, который намекает на досадный опыт предшественников.

О причинах перестановок в парламенте «День» беседует с лидером общественного движения «Рідна країна» Николаем ТОМЕНКО.

«ПРЕЗИДЕНТУ НУЖНЫ В ПАРЛАМЕНТЕ НАДЕЖНЫЕ СОЛДАТЫ»

Каково ваше отношение к недавним назначениям Артура Герасимова и Ирины Луценко?

— Президент назначает людей по армейскому принципу. Но армии советской. Ему нужны надежные солдаты, которые не дискутируют, не обсуждают, не выражают свою точку зрения, а лишь представляют позицию Главы государства. Или ему нужные представители политических семей Украины, так как если вы представитель семейной власти, то вам некуда деваться, никто же не будет критиковать своего кума, брата или свата. Создается впечатление, что Президент пошел по пути худших традиций предыдущих президентов. У некоторых из них был региональный метод назначения, у некоторых исключительно кумовской или семейный, у некоторых по бизнесовому принципу, а вот Порошенко все эти принципы синтезировал. Он назначает либо из партнеров по бизнесу, либо из братских семей, либо из тех, кто послушно выполняет его прихоти.

В СМИ недавно были обнародованные факты неоднозначного прошлого Герасимова на Донбассе. Как это может повлиять на его работу в парламенте?

— Трудно сказать, соответствует ли действительности распространенная история донецкой жизни Герасимова. Но, по моему глубокому убеждению, на такие должности, особенно когда речь идет о парламентской работе, не могут назначаться люди с отсутствием биографии или с биографией, которая вызывает много вопросов. Если человеку трудно четко сказать, чем он занимался в своей предыдущей жизни, то лучше ему поработать над собой, сначала реализовать себя без пятен в биографии, а не идти на ту или иную должность в парламенте. Последние назначения в значительной мере нивелируют статус и парламента, и таких должностей.

Невозможно себе представить, чтобы, например, при предыдущей преступной власти из одной семьи кто-то руководил и Генпрокуратурой, и в то же время представлял Президента в парламенте. У Клюева брат был рядовым депутатом, а сам он был а-ля «смотрящим» в парламенте, то есть было хоть какое-то распределение полномочий.

Может, речь идет о дефиците эффективных кадров?

— Кадры есть. За год пребывания в парламенте я четко увидел, что профессиональные, патриотические, но относительно самостоятельные люди не подходят Президенту. Ему нужно, чтобы они имели определенную зависимость. Например, чтобы у человека были проблемы с законом, или зависимость от бизнеса, или зависимость от определенных семейных сентиментов. Сейчас вся страна обсуждает историю с Гонтаревой и Насировым. Президент сделал все, чтобы максимально пролоббировать их на эти должности. И первая, и второй были прямо или опосредствовано связаны с бизнесовой деятельностью Порошенко. Более того, в самой фракции БПП есть люди намного более профессиональные и подготовленные, но у них нет такой слабости, как быть «солдатами Президента».

«СЧИТАЮ, ЧТО СЦЕНАРИЙ НАЗНАЧЕНИЯ ЛУЦЕНКО НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕМЬЕРА МАЛОВЕРОЯТЕН»

— Когда назначали Юрия Луценко генпрокурором, то парламент специально под него изменил законодательство. Насколько это опасный прецедент и не может ли повториться подобная ситуация форматирования законодательства под конкретных выгодных Президенту людей?

— Если речь идет в целом о голосовании парламента, то сейчас уже будет чрезвычайно трудно принять любое кадровое решение только потому, что как говорила Гонтарева: «Вы голосуете не за меня, а за Президента». Теперь этого аргумента недостаточно. Единственный вариант для Президента — это сложная, многопазловая система, когда условно берутся три фракции (БПП, «Народный фронт» и РПЛ) и квадратиками расписываются пропорционально вакантные должности, и каждый голосует за свой квадрат в надежде на то, что он что-то получит из бюджетных ресурсов. Ресурс доверия к главе государства даже у относительно пропрезидентски настроенных людей в парламенте исчерпался, потому голосовать за его кандидатуры только потому, что он так сказал, уже никто не будет.

Недавно появились слухи о том, что Юрия Луценко «сватают» на должность премьер-министра. Насколько это рельано?

— Такой вариант обсуждается. Ключевым аргументом к этому выводу являются неформальные разговоры Луценко, который своим политическим соратникам уже говорит о том, что его историческая миссия в Генпрокуратуре должна завершиться заочным приговором Януковичу, а дальше он пойдет в правительство. Следовательно, такое субъективное основание говорит о вероятности подобного сценария. Объективно это подтверждается судебным иском Шокина, который является человеком Президента. Он никогда бы не подал иск в суд против Порошенко без воли последнего. Я, например, подал иск в суд против Президента и Гройсмана, за что у меня и отобрали мандат. Я не думаю, что еще кто-то другой рискнет публично такие вещи делать, тем более Шокин. В то же время я считаю, что сценарий назначения Луценко на должность премьера маловероятен. Сейчас в Украине легче уволить, чем назначить. Для того чтобы объявить нового премьера, нужно объявить наличие коалиции под него. Убежден, что сейчас ее фактически не существует, а собрать такую коалицию под Юрия Луценко будет очень трудно.

«РИСК ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ В УСЛОВИЯХ, КОГДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТПРАВЯТ В ОТСТАВКУ, ОЧЕНЬ ВЫСОК»

Так откуда же такие слухи?

— Думаю, что это сценарий давления на Гройсмана и ряд игроков из «Народного фронта» (ключевым из которых является Арсен Аваков) в отношении того, что существует возможность сменить правительство. Если они не пойдут, мол, на определенное кадровое виденье по разделению сфер влияния в стране, парламент создаст новую коалицию и Луценко назначат премьером. Но, повторяю, вряд ли такое случится. Когда будет рассматриваться отчет правительства, то по его результатам можно будет сменить некоторых министров или государственные комитеты, завести туда «правильных» людей и усилить влияние той или иной финансово-политической группы. Поэтому это тактика, а не стратегия. Риск досрочных выборов в условиях, когда правительство отправят в отставку, очень высок.

— Гройсман позиционируется как человек Президента. Чувствуется ли, что премьер стал играть более самостоятельную игру?

— Они все ровно являются составляющими одной семейной политики, как я ее называю. Ключевое расхождение между ними сейчас заключается в том, что Порошенко и его окружение, мягко говоря, удивлены желанием Гройсмана настолько нагло зарабатывать на бюджете, как до этого зарабатывали они. Гройсман выгрызает каждую должность. Политических расхождений у них нет, так как все они служат Мамоне. То есть идеология у них одна. Обратите внимание, что у нас куча «рыбных» должностей до сих пор не распределена. Там, где крутятся большие деньги, контрабандные потоки, люди занимают должности только исполняющих обязанности. Это значит, что разные финансово-политические группы, в частности вокруг Президента, премьера и «Народного фронта», не могут определиться с кандидатурами. Там продолжается тактическое противостояние в борьбе за ресурсы, то есть за наши с вами деньги.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать