«В пути к светопространству»
Умер великий итальянский историк Габриэле Де Роза
В Институте Луиджи Стурцо было необычно тихо. Вечер, но свет в одном только зале. Хотя вокруг — шумный центр Рима накануне Рождества с весело раскрытыми магазинами, сияющими гирляндами, потоком туристов вокруг Пантеона. Здание ХV века. Пальмы во дворе. Старинная лестница, свод с потускневшими фресками. Зал с бюстом Луиджи Стурцо. Единственный освещенный зал. Еще два года назад в этом зале отмечали 90-летие Габриэле Де Розы — патриарха итальянской истории. Сейчас там стоит его гроб. Венки, фиолетовые ленты между цветами. Словно из прозрачного стекла — его жена Сабине, немка из Польши. Другая женщина стояла на коленях и плакала — секретарша с многолетним стажем. 8 декабря 2009 года Де Розы не стало. Ушел из жизни большой ученый. Ушло с ним целое время истории Европы — Европы интеллектуальной честности. Де Роза олицетворяет Европу, как ее представляли поколения восточноевропейских интеллектуалов, когда боролись против коммунистического режима, мечтая о свержении тоталитаризма и об объединении «двух Европ» в общее пространство свободы и культуры.
Габриэле Де Роза (Gabriele De Rosa) родился 24 июня 1917 года в городе Кастелламаре ди Стабия вблизи Неаполя. Получил юридическое образование. В период нацистской оккупации принимал участие в Движении Сопротивления; во время борьбы в подполье находился в розыске со стороны СС. После освобождения Рима стал членом Партии Левых Христиан; после ее роспуска (1945) вошел в Коммунистическую партию Италии, из которой вышел в 1952 году из-за несогласия с ее идеологией. В 1992 году был избран председателем Христианско-демократической партии. В 1987—1994 годах был сенатором Итальянской Республики. Впервые в истории итальянского университета в 1958 году основал кафедру современной истории.
Преподавал современную историю в университетах Падуи и Салерно (был в частности ректором Салернского университета в 1964—1974 гг.), а также в Римском университете «Ла Сапьенца». Создал в Падуе Центр исследования истории церкви региона Венето в современную эпоху (1966), который позднее был перенесен в г. Виченца (1975), где получил название Института исследования общественной и религиозной истории. В 1975—1999 гг. Де Роза был генеральным секретарем этого Института, впоследствии его президентом (1999—2006), а в последние годы — почетным президентом. В 1979—2007 гг. Де Роза был президентом Института Луиджи Стурцо в Риме — одной из самых престижных академических фундаций страны.
Сочетание этих имен — Луиджи Стурцо и Габриэле Де Роза — имеет большое символическое содержание. В 1954—1959 гг. Де Роза сотрудничал с доном Стурцо — выдающимся итальянским религиозным деятелем (дон Стурцо был священником) и философом-антифашистом. Эмигрировав из фашистской Италии в Лондон, Париж, а впоследствии Нью-Йорк, дон Стурцо последовательно боролся против тоталитарных режимов XX в., становясь на сторону порабощенных народов. Гражданский контекст его деятельности — это дело отцов-основателей Европы: таких, как Роберт Шуман, Конрад Аденауэр, Альчиде Де Гаспери, Альтьеро Спинелли, Жан Моне. Это сотрудничество с доном Стурцо (Де Роза был также биографом Стурцо и Де Гаспери) — важно интеллектуальное наследие для исследований Де Розы. Стурцо в частности резко протестовал против разделения Европы на «сферы влияния», защищал самоопределение народов (в частности Балтийских стран), видел Европу не как продукт бюрократических артикулов, а как грандиозный культурный проект, чьи корни уходят в античную и гуманистическую цивилизацию.
Среди научных исследований Де Розы — история церкви Юга и Севера Италии, католического движения и папства в связи с жизнью социума и политическими процессами. Одно из важнейших направлений исследования — история святых и религиозных культов (в первую очередь на Юге Италии) — то есть, собственно, история религиозности народа. Философия милосердия, чуда, богомолья, став объектом научного исследования, появляются не как мистические «паузы» в реальном повседневье, а как глубокие ответы социума на сокровенные духовные запросы человека. Новационность исследовательского метода религиозной историографии Де Розы — в концепции «религиозного переживания реальности» («vissuto religioso»), что позволило ученому изучать историю церкви в неразрывной связи с развитием гражданского общества, а также концептуализировать этические основания историко-культурного единства демократической Европы как континуума христианской цивилизации.
Де Роза поставил вопрос о моральной роли истории, о ее ответственности в жизни современного мира. Как учил Стурцо: «Человек привязан к земле, его жизнь — локальна; [человек] ездит по миру, но его связь со своими чувствами, привычками, интересами никогда не обрывается, все это укоренено в местопроисхождении: дом, соседи, пейзаж, родные, приятели, друзья и даже враги — все это малый мир, который формирует у нас (...) большой мир (...), — от отдельного поселка до целой нации»1. Отсюда «религиозное переживание реальности» у Де Розы — семейное, аутентичное, самое сокровенное измерение Родины. Это «локальное», говорит Де Роза, не «история колоколен», а «история человеческого пространства, которое живет не отдельно, а в водовороте интересов и чувств (...)»2. Размышляя так, ученый не принимает идею истории как истории событий и фактов, и тем менее принимает поверхностные тезисы наподобие «конца истории». Ведь история — не последовательность идеологической борьбы, а большие трансформации внутри conditio humanitatis, положения человека. Лишь такой гуманистический подход к истории дает возможность избежать «усталости истории» и «не потеряться в водовороте времени», а рассказать время как великую сагу человеческого существования. Сравним это с отношением к Родине, которое бытует в Украине, или с «ресталинизацией» российской истории, — к сожалению, очень выразительно появляется культурная граница между Европой и НЕ-Европой.
В 80—90-х годах историк обратил свой взгляд на европейский Восток. Де Роза стал одним из промоторов в Италии и Западной Европе идеи необходимой интеграции Восточной Европы в Объединенную Европу. Благодаря тесному сотрудничеству с итальянским славистом Санте Грачотти3 и польским историком Ежи Клочовским4. Де Роза способствовал утверждению в Италии полонистики. В частности при участии Де Розы при Институте Стурцо была организована итальянско-польская школа для выпускников польских университетов. Это был конец 80-х, годы «Солидарности» — канун падения Берлинской стены. В симпозиуме «Религия в подполье в странах Востока» (Тревизо, 1990), который организовал Де Роза, принимали участие ученые из Литвы и Польши, Венгрии и Хорватии, — выходила на свет загнанная в подполье коммунистическим режимом церковь как одна из цитаделей духовного противостояния тоталитаризму.
В последние годы благодаря научной заинтересованности Де Розы Украиной приоритетным исследовательским направлением Института исследования общественной и религиозной истории Виченцы стал Восток Европы5. Это в целом очень неожиданная трансформация Института, который до того работал почти исключительно в сфере изучения религиозной истории региона Венето. Сработала удивительная интуиция историка: он понял, что здесь — непочатый край работы и множество малоизвестного для Европы культурного и исторического материала. Де Роза увидел Украину как неотъемлемую часть культурной динамики Старого Континента, а евроинтеграцию Украины — как один из определяющих факторов культурного обогащения и формирования новой идентичности Европы. Де Роза стал промотором и организатором ряда важных научных встреч и симпозиумов: Круглый Стол «Польско-украинский университет между прошлым и будущим Центрально- Восточной Европы» (Институт Стурцо, Рим, 2003); международные симпозиумы «Эпоха Древнего Киева и ее наследие во встрече с Западом» (Институт исследования общественной и религиозной истории, Виченца, 2002); «Раненное человечество: 20 лет после Чернобыля», там же, 2006)6.
Важнейшим событием стал международный симпозиум «Смерть земли. Большой Голод в Украине 1932—1933 гг.», который состоялся в вичентинском Институте в октябре 2003 года. Проведенный под патронатом президента Италии Карло Адзелио Чампи, этот симпозиум дал начало многим научным и политическим инициативам, направленным на углубление изучения Голодомора. Участники симпозиума направили представление в Парламент Италии и ЕС с требованием признать Голодомор как геноцид украинского народа.
Это был в частности последний раз, когда мне пришлось встретить Джеймса Мейса. Уже больной, он, тем не менее, не пропустил ни одного заседания. Помню его энтузиазм после завершения конференции: так происходит интеллектуальная евроинтеграция Украины, говорил он. Попрощались около старой мельницы, которой полтысячи лет. Кто мог думать, что это прощание будет последним? 7
Результатом симпозиумов стали два важных издания под редакцией Де Розы, которые дали новый толчок развитию украинистики в Италии и в частности положили начало издательской серии «Центральная и Восточная Европа» («Media et Orientalis Europa»): «Эпоха Древнего Киева и ее наследие во встрече с Западом» (L’Еta di Kiev e la sua eredita nell’incontro con l’Occidente». — Рим, 2003), «Смерть земли. Большой Голод в Украине 1932—33 гг.» (La morte della terra. La grande «carestia» in Ucraina nel 1932—33. — Рим, 2004)8. В настоящее время печатается сборник чернобыльского симпозиума.
Из самых значительных украиноязычных публикаций де Розы: «Невідома земля в серці Європи: Україна»9, «Україна, мовчання істориків»10, «Польско-український університет між історією та майбутнім Центрально- Східної Європи» (укр. перевод.: «Слово і Час», 2003 № 10), «Історіографія в процесі побудови»11, «Європа і Голодомор в Україні»12 .
Это «восточное» направление исследований Де Розы является в частности следствием его антиконформизма, гражданской пасионарности его научного таланта, жаждущего опровергнуть привычные интерпретационные схемы и заглянуть в суть проблем. И в своей жизни Де Роза был всегда верен принципу «религиозного переживания реальности». Занявшись Украиной, он решил осуществить паломничество в Киев, — Николай Жулинский помог организовать эту поездку. Но это была и в самом деле не поездка, не посещение, а — паломничество, как говорили его сотрудники. Де Роза хотел прикоснуться рукой к киевским святыням, понять их духовную наполненность. Святая София, Лавра — ему уже было трудно ходить. Опираясь на костыль, каждые десять минут он должен был садиться на стул, который носил за ним наш переводчик Андрей. Но свое паломничество он осуществил.
Академические контексты деятельности Де Розы всегда сопровождали контексты гуманитарные, гуманистические, человеческие. Многолетний сотрудник вичентинского Института, Франческа Ломастро, историк-медиевист, работает в частности в Ассоциации «Il Ponte — Мост», которая занимается ежегодным оздоровлением чернобыльских детей. Это тяжелая работа, которая требует громадных усилий, — в виду в частности и бездушности бюрократических систем, с одной стороны, и с другой — достаточно вспомнить о трудностях с визами. Но и здесь нет непроходимого водораздела между «жизнью» и «академией» — ныне вичентинский Институт среди своих многочисленных исследований, сориентированных на восток Европы, имеет проект «Брошенное детство от Средневековья до сегодняшнего дня. Сравнительный анализ между Италией и Украиной». А важнейший проект на следующие годы — демократия и религия в странах европейского Востока. Делается попытка углубиться даже в Центральную Азию: группа ученых занимается ныне религиозной историей Казахстана; только что вышла книжка «Сталинизм на пограничье», которая показывает, как Сталин предварительно отрабатывал методы Голодомора на уничтожении бедуинской культуры в Казахстане13. Преемник Де Розы — нынешний директор Института Джорджо Кракко, профессор Туринского университета, — тоже историк-медиевист, но и для него исследования Украины и в целом Востока Европы органично интегрированы в круг его научных приоритетов.
Произведения Де Розы переведены на английский, немецкий и французский языки. Де Роза награжден многими итальянскими и международными научными премиями. В 2006 году Габриэле Де Роза получил титул Почетного доктора НАН Украины.
Похороны состоялись в церкви Святого Августина — церкви, освященной именем великого философа Средневековья, который строил свое понимание времени на концепции «настоящего времени будущего». Для Де Розы история была наукой будущего. Во время траурной мессы кардинал Акилле Сильвестрини сказал: Де Роза был человеком, который всегда имел в себе «мужество правды».
Печально было после похорон — опустел мир еще на одну великую душу. Но Де Роза завещал нам императив работы. Я осталась с группой вичентинцев — и воспоминание о Де Розе превратилось в обсуждение новых проектов, суть которых — преодоление пространств непонимания и незнания между Востоком и Западом Европы. В начале нашего сотрудничества Франческа Ломастро была промотором и организатором выставки украинской живописи конца ХIХ — начала ХХ вв.: сентябрь-октябрь 2004 года, канун оранжевой революции14. Выставка называлась: «В пути к светопространству». «Светопространство» — может, это и ключевое — и помогающее в печали — слово: пространство встречи, которое наполняется светом смысла.
Де Роза всегда говорил людям: «Che ti accompagni la Madonna», «Пусть тебя сопровождает Мадонна», — такой обычай на Юге Италии. Габриэле Де Роза ушел из жизни 8 декабря — в праздник Мадонны. Пусть Мадонна сопровождает его и за горизонтом жизни. А оставленный нам его этос и научное наследие будет фундаментом построения нового знания об Украине в Европе.
1 Cit. in: G. De Rosa. Che cosa puo dirci oggi la parola di Luigi Sturzo? // L’appagamento morale dell’animo. — Roma, 2007. — P. 358.
2 Cit. in: G. De Rosa. A venticinque anni dalla fondazione dell’Istituto di Vicenza // L’appagamento morale dell’animo, op. cit. — P. 208.
3 Давний друг Украины, исследователь, в частности, украинского барокко, проф. С. Грачотти недавно побывал в Киеве как участник симпозиума «Магическое влияние Н.В. Гоголя на мирововй и украинский культурные процессы» (в рамках Международного фестиваля «Мария»). См. интервью: «Культурная миссия Украины» («День» № 168, 22 сентября 2009 г.; № 169, 23 сентября 2009 г.), «Сила плюрализма («Український Тиждень», № 41 [102], 9 октября 2009 г.), доклад Грачотти о Гоголе «От родины крови до родины души» и статья и фото С. Марченко «Это была другая страна, другое время...» («Культура і Життя», № 39, 2009).
4 Ежи Клочовский — польский историк церкви, медиевист. Профессор Католического университета в Люблине, многолетний директор Института исследования Центрально-Восточной Европы. Автор многочисленных монографий, в которых исследуется европейская природа польской культуры, взаимосвязь между Западом и Востоком Европы, уделяя при этом много внимания Украине, Беларуси и Литве как неотъемлемой части польско-европейского диалога.
5 Украинистическое направление деятельности Г. Де Розы детальнее анализируется в статье: O. Pachlovska. Gabriele De Rosa e l’Ucraina. Storia, scienza del futuro (Габриэле Де Роза и Украина: История — наука о будущем) // Festschrift Gabriele De Rosa. «Sociologia (Numero Speciale)» (3) . — Roma, 2007. — Pp. 27—39.
6 О. Пахлевская. Чернобыльский Крестный Путь в Италии. — «День», № 50, 28.03.2006.
7 О. Пахльовська. Прощання біля Старого Млина // Л. Івшина (ред.), День і вічність Джеймса Мейса. — Київ, Бібліотека газети «День», 2005. — С. 367—373.
8 См. материалы презентаций книги о Голодоморе (11.06.2005 — Виченца; 5.09.2005 — Киев): «La мorte della terra. Presentazioni del volume sulla Grande Carestia in Ucraina del 1932—33» (Смерть земли. Презентации издания о Большом Голоде в Украине 1932—33 годов) // «Ricerche di Storia Sociale e Religiosa» (Рим). — № 69, 2006; О. Пахлевская. Гея: смерть і воскресіння. — «Україна Молода», № 222, 26.11.2005: Ее ж. Голодомор. Чорна книга комунізму в Україні. — «Слово Просвіти», 1—7 грудня 2005 р. См. также: Н. Тысячная. Интеллектуальная Европа об украинском геноциде. — «День» № 161, 7 сентября 2005 г.
9 G. De Rosa. Una terra sconosciuta nel cuore dell’Europa: l’Ucraina. — «Ricerche di storia sociale e religiosa. Nuova serie». — № 63, 2003.
10 G. De Rosa. Ucraina, silenzio degli storici. — «L’Avvenire», 22.02.2003.
11 G. De Rosa. Una storiografia in costruzione // L’eta di Kiev e la sua eredita nell’incontro con l’Occidente. — Roma, 2003.
12 G. De Rosa. L’Europa e la carestia in Ucraina // La morte della terra. La grande «carestia» in Ucraina nel 1932—33. — Roma, 2004.
13 N. Pianciola. Stalinismo di frontiera. Colonizzazione agricola, sterminio dei nomadi e costruzione statale in Asia centrale (1905—1936). — Roma, 2009.
14 Verso lo spazio luce. La pittura ucraina dagli ultimi decenni dell’Ottocento alla rivoluzione del 1917. — Ergon Edizioni-Associazione «Il Ponte-Міст» onlus (Vicenza), 2004.