Перейти к основному содержанию

В состоянии ли Украина выполнить требования Совета Европы?

14 января, 00:00

Бесспорно, украинскую парламентскую делегацию ожидает трудное испытание. Об этом красноречиво свидетельствует обнародованный Советом Европы в конце ноября проект резолюции сессии ПАСЕ, который был подготовлен экспертами Тунне Келам (Эстония) и Анне Северинсенс (Дания). Положительным признано только то, что Украина урегулировала международные споры мирным путем и избежала широкомасштабных волнений и гражданской войны; что новая Конституция была принята в течение года с момента вступления и что Украина стала стороной ряда конвенций СЕ. И все, остальные положения проекта резолюции — только о негативе.

Так, отмечено, что «исполнительная власть продолжает осуществлять контроль и полна решимости добиваться политической власти и удерживать ее в своих руках, иногда противозаконно, что может негативно повлиять на будущие президентские выборы», что «не выполняются решения Конституционного суда и Верховного суда, растут коррупция и преступность» и что эту резолюцию необходимо передать в Европарламент, Европейскую Комиссию, Мировой банк, Международный валютный фонд и Конгресс местных и региональных властей Европы с предложением «учитывать положения этого документа в процессе их сотрудничества с Украиной для того, чтобы помочь этой стране решить определенные проблемы».

А проволочек с разрешением конкретных проблем определено немало: отсутствие прогресса в реформировании системы судопроизводства и прокуратуры; отсутствие тщательного расследования заявлений о пытках и жестоком обращении с лицами, которые были лишены свободы, и действенного контроля за деятельностью милиции со стороны независимых институтов и судебных органов; большое опоздание с передачей управления уголовно-исполнительной системой в Министерство юстиции; отсутствие четкого разграничения между государственными администрациями и органами местного самоуправления, нового статуса Киева и Севастополя, Конституции Крыма, предоставления права участия в президентских выборах в октябре 1999 года крымским татарам, которые постоянно проживают в Крыму, и тому подобное.

В проекте резолюции подчеркнуто, что Украина откровенно проигнорировала свои обязательства относительно отмены смертной казни: согласно официальным источникам, за период от 9 ноября 1995 года до 11 марта 1997 года было казнено 212 человек. Авторы проекта считают, что «органы государственной власти Украины, включая и Верховную Раду, в значительной степени несут ответственность за невыполнение обязательств, которые были взяты при вступлении в СЕ, в частности, тех обязательств, в которых было предусмотрено принятие в течение одного года: рамочного документа о правовой политике Украины по защите прав человека, рамочного документа о правовой и судебной реформах, новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, новых Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, нового закона о политических партиях». Если эти документы не будут приняты и не будет законодательно отменена смертная казнь до открытия сессии ПАСЕ в июне 1999 г., то проект резолюции предусматривает принять решение Ассамблее ПАСЕ о начале процесса отмены полномочий украинской парламентской делегации на срок до полного выполнения этих обязательств и рекомендацию Комитету министров начать процедуру приостановки права Украины на представительство.

Таким образом, обязательства нашей страны перед СЕ практически не выполнены. Эксперты СЕ недвусмысленно обвиняют в этом властные элиты, которые в своем большинстве относились к взятым на себя обязательствам по-советски лукаво и надеялись все будет, как раньше: достаточно только деклараций, формального присоединения к международным соглашениям, и порядок! Не вышло. И это — одно из важных выводов нашего трехлетнего пребывания в СЕ. Оказалось, что представители СЕ хорошо ориентируются в нашей внутренней ситуации и не дают ввести себя в заблуждение. Наоборот, они ценят добросовестное сотрудничество и открытость в обсуждении наших проблем и действительно хотят нам помочь в достижении высоких европейских стандартов.

К сожалению, это давление на нашу власть со стороны СЕ не поддерживается должным образом в самой стране. И откуда возьмется эта поддержка, когда украинское общество даже не информировано относительно наших обязательств, и, что страшнее, и не желает быть информированным. Когда Украина вступала в СЕ, был только звон фанфар, а можно ли реально выполнить взятые на себя обязательства — об этом никто фактически не думал. С другой стороны, кому они были известны? Вывод СЕ №190, который содержал в себе перечень того, что обещали выполнить, был напечатан — негосударственными организациями! — уже после вступления в СЕ и публично не обсуждался.

Нельзя не видеть, что эта ситуация неприятна для власти, прежде всего исполнительной, и что уже после опубликования этого проекта резолюции ПАСЕ сделаны шаги в решении отмеченных проблем: принята Конституция Крыма, Президент Л. Кучма вынес на рассмотрение Верховной Рады законопроект по ратификации 6-го Протокола к Европейской Конвенции по правам человека, т.е. об отмене смертной казни... Досадно только, что эта активность проявляется только под угрозой карательных мер СЕ. И снова ставится строгий вопрос: а в состоянии ли мы вообще в ближайшее время выполнить требования Совета Европы — реализовать высокие стандарты демократических стран? Не обманываем ли мы самих себя? В проекте резолюции отмечено в качестве позитивного факта, что новый Уголовный кодекс уже принят Верховной Радой в первом чтении. Но ведь нельзя не видеть, что он более жесткий, чем действующий кодекс, и приведет не к уменьшению, а к увеличению числа заключенных, а это еще больше ухудшит условия содержания в следственных изоляторах и некоторых учреждениях исполнения наказаний, которые западные эксперты и сейчас квалифицируют как пытки. Если мы не выполним обязательств по фундаментальным правам, которые мы можем выполнить независимо от экономического положения — таких, например, как обеспечение свободы высказываний и защита от пыток и жестокого обращения, то понятно, что подписанную Европейскую социальную хартию мы не будем в состоянии реализовать еще, как минимум, несколько десятилетий. Зачем же было ее подписывать? Вопросы остаются открытыми.

Евгений ЗАХАРОВ, Харьковская правозащитная группа

ОТ РЕДАКЦИИ

Проблема, затронутая Евгением Захаровым, заслуживает самого серьезного внимания. Действительно, иногда дело выглядит таким образом, что единственным способом давления на нашу власть с целью перевода ее на цивилизованные рельсы, является давление извне. Участие страны в различных международных организациях как раз и открывает возможности для такого давления. С другой стороны, без цивилизованной оппозиции внутри страны внешнее давление бесперспективно. Редакция приглашает экспертов по правам человека, международным отношениям и просто всех, кому есть что сказать, высказаться по вопросам, поднятым в статье г-на Захарова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать