Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Визит Нарышкина: в условиях давления

21 февраля, 12:49

Вчера в украинском информационном пространстве разворачивался настоящий психологический триллер. Если коротко, его сюжет таков: внутреполитическая борьба, умноженная на внешнеполитическое давление. Не успел глава Госдумы РФ Сергей Нарышкин прибыть в Украину с официальным визитом в понедельник утром, как украинские информагентства распространили его заявление, что, мол, договоренности о синхронной ратификации соглашения о Зоне свободной торговли между Украиной и Россией — окончательно достигнуты. А уже через час безапелляционность утверждения С.Нарышкина, которое многих успело шокировать, вдруг развеяла украинская сторона. Глава фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что Верховная Рада пока не готова к синхронной ратификации Соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ. «Мы не готовы сегодня к тому, чтобы имплементировать имеющийся документ есть», — цитирует А.Ефремова УНИАН. По его словам, сейчас над документом продолжается работа совместно с представителями Российской Федерации. «Если мы доработаем его до того состояния, которое мы понимаем, мы готовы будем выйти на имплементацию в любой день. Но на сегодня такая работа еще не закончена», — отметил он, поостудив пыл российского коллеги.

Учитывая драматическую украинскую ситуацию, такое заявление Нарышкина можно было бы вполне справедливо воспринять как «нокдаун» для Украины. И хотя эксперты (в частности опрошенные «Днем») утверждают, что ЗСТ со странами СНГ Украине никаким глобальным геополитическим тупиком не угрожает, тут, скорее, нужно говорить об общем Контексте, в котором общая зона — то ли свободной торговли, то ли инфомационная (а она, как мы знаем, уже создана) — может быть началом конца. В стратегию постепенного «переваривания» Украины полностью вписывается и 10-процентная скидка на газ, вроде бы обещанная Украине, — в качестве уступки. Вполне способствует ей и перспектива расторжения соглашения Украины из МВФ, что может легко «опустить» нас в российское пространство даже без формального вступления в какие-либо союзы.

О гуманитарном пространстве нечего тогда и говорить. О нем уже красноречиво заявил детский страх украинского руководства перед признанием 1160-летия украинской государственности, тогда как Россия в полный голос заявила о своем намерении отмечать 1150-летие российской. И хотя вчера Дмитрий Табачник открестился от попыток Министерства образования лишить украинских школьников уроков истории, это не сделало деятельность Минобразования в нынешнем его составе менее угрожающей для Украины.

И наконец — замечательный штрих к упомянутому Контексту — дискуссия, организованная в минувшую пятницу российским посольством. Разве российские интеллектуалы, которые по приглашению российского посольства в Украине украшают дискуссию местных украинофобов, — это не часть «опускания» Украины? Очевидно, что не только российскую, но и украинскую почву готовят к российским президентским выборам 4 марта, а точнее к их Неминуемому Результату, который не обещает ничего хорошего никому. Кроме самого Неминуемого Результата...

О том, что означала бы для Украины ратификация соглашения о Зоне свободной торговли между Украиной и Россией, — эксперты «Дня».

КОММЕНТАРИИ

Что означает утреннее заявление спикера российской Думы о синхронизации ратификации соглашения о ЗСТ и появление через час заявления лидера фракции Партии регионов в парламенте Александра Ефремова о том, что это соглашение не готово к ратификации?

Антон ФИЛИПЕНКО, президент Украинской ассоциации экономистов-международников:

— Это уже продолжение начавшейся войны. Конечно, здесь идет своеобразный торг. Потому что наспех подписали соглашение о ЗСТ, которое не было отработано, его не видели ни научные работники, ни даже парламентарии. Это такой советский подход, который остался у нашей гвардии. Поэтому сейчас, в связи с тем, что в России выборы, «сырная война», я думаю, что здесь Ефремов был прав, сделав заявление, что наши еще не готовы и будет определенный торг. Будут пытаться что-то выторговать. Но в целом это постсоветский синдром с российскими имперскими амбициями, с нашим комплексом второсортности. И здесь, как говорил наш классик, имеем то, что имеем.

Поэтому я думаю, что Мунтиян будет давить, чтобы все спустить на тормоза, и эти заявления. Потому что на одном уровне договор подписан, а теперь это соглашение должно быть показано Верховной Раде. Пусть посмотрят профильные комитеты, научные работники.

Мне также не хотели показывать это соглашение, когда появилась информация о его подписании, говорили, что оно не готово, нет окончательного текста.

Подытоживая, хочу сказать, что это такой материал, который отображает неакцентированность нашей политики, несамодостаточность, отсутствие корпоративного поведения. Россия хочет иметь игру с «нулевой суммой», а мы хотим иметь свою игру. Но я думаю, что при таких условиях ни России, ни нам дивидендов не получить.

Что касается возможности, как кое-кто считает, постепенного вхождения нашей страны в Таможенный союз. Думаю, что нас могла бы устроить формула 3+1. Потому что отбрасывать полностью постсоветское пространство нельзя. Есть гравитационная концепция, и два игрока нас втягивают в свое пространство. В прошлом году наш товарооборот на СНГ составлял почти 40 процентов от общего оборота, а на ЕС менее 30 процентов. И первым внешним торговым партнером для нас является Россия.

Есть ли понимание у нынешнего руководства, что не на словах, а на деле необходимо европеизироваться? На определенном этапе появляются сомнения. Риторика, конечно, звучит. Потому что есть соответствующий закон, отработаны все технические вопросы по соглашению об ассоциации и углубленной, всеобъемлющей Зоне свободной торговли с ЕС. Но вне всяких сомнений, определенные слои наверху не очень заинтересованы в том, чтобы мы европеизировались. Потому что лучше получать большие дивиденды по 400—500 процентов прибыли, когда население получило в прошлом году 17 процентов только по номиналу. Конечно, не все хотят иметь европейские стандарты, прозрачность, принципы, потому что лучше использовать те способы, которые они использовали в начале приватизации и независимости. Но я думаю, что критическая масса и научных работников, и политиков, и населения, и в целом общество понимает, что нам нужно двигаться на Запад. А пока что наверху думают одно, говорят другое, а делают третье.

Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций:

— Это фактически вторая попытка подписать соглашение о зоне свободной торговли в пределах СНГ и реализовать, соотвенно, договоренность начиная с 1994 года. Если внимательно присмотреться к основным пунктам данного соглашения, то фактически речь действительно идет о свободной торговле. И в этом смысле обеспечение свободной торговли на территории СНГ, безусловно, выгодно для Украины. Что касается других вопросов, то понятно, что режим свободной торговли — это определенные условия, в которых торгуют страны. Это будет означать фактически статус-кво для украинских экспортеров на рынке России и, соответствующим образом, российских экспортеров на украинском рынке. По большому счету, это соглашение не минимизирует возможность торговых конфликтов. Ведь во время торговых отношений ситуация может складываться по-разному. В целом, мы можем говорить о том, что подписание такого соглашения фактически будет означать, что теперь даже Таможенный союз должен сохранять режим свободной торговли в своих отношениях с Украиной. Поэтому я бы сказал, что это очень хорошо, что мы фиксируем режим свободной торговли. Но с другой стороны, потенциал использования этого режима будет зависеть непосредственно от украинских производителей и, конечно, от того, как украинские власти будут использовать этот инструмент в отношениях с Россией.

Касательно опасений, что ратификация данного соглашения является одним из шагов по вхождению в Таможенный союз. Соглашение о свободной торговле является традиционно инструментом, на сегодняшний день самым распространенным в торговой практике. Как правило, соглашение о свободной торговле не предусматривает какого-либо институционного сближения стран. Если речь идет о Таможенном союзе и соглашении о свободной торговле, то понятно, что соглашение о ЗСТ является ступенью в региональной интеграции, но она не предусматривает в прямой постановке создания какого-либо Таможенного союза. Это определенный уровень взаимодействия, но без жесткой координации экономической политики.

Что касается информации о возможном снижении цены на газ и связано ли это с ратификацией соглашения о ЗСТ в рамках СНГ. Это трудно прокомментировать, потому что 10 процентов — это та скидка, которой в среднем добились западноевропейские партнеры от Газпрома. Поэтому, возможно, эти 10 процентов и выглядят уступкой Украине, но в пределах общей газпромовской политики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать