Перейти к основному содержанию

Владимир ФЕСЕНКО: Громкий скандал с главой МВД Луценко — это серьезный вызов для парламентского большинства. И для избирателей

12 мая, 20:27

Одновременно с возобновлением пленарных заседаний Верховной Рады темные тучи сгустились над парламентской коалицией. Что ни день — то новый вызов. Аккурат перед майскими праздниками КС принял решение, которое может стать причиной досрочного прекращения полномочий ВР нынешнего созыва.

Итак, вносить кандидатуры премьера и членов Кабмина — полномочия исключительно коалиции. Такое решение озвучил Конституционный суд. Напомним, еще в феврале Президент Ющенко попросил толкователей Основного Закона разъяснить — должна ли была новая парламентская коалиция предложить другого премьера и утвердить новое правительство или переформатирование КМУ не обязательно.

В Секретариате главы государства не скрывали: вердикт Фемиды о нелегитимности Кабмина мог дать инструмент роспуска Верховной Рады. Однако в итоге толкование КС породило больше вопросов, чем дало ответов. Главный из них сформулирован так: что такое «полномочия коалиции» — ее право или обязанность? За обтекаемой формулировкой КС — поле для различных интерпретаций. На Банковой резолюцию трактуют так: новое большинство должно было обязательно провести «перезагрузку» Кабинета Министров, а посему нынешнее правительство — нелегитимно, и Президент вправе дать старт досрочным парламентским выборам.

«Я не исключаю, что глава государства вскоре проведет соответствующие консультации по этому поводу с руководством парламента и лидерами фракций», — отмечает заместитель главы СП, представитель президента в КС Марина Ставнийчук.

Все разговоры о досрочных выборах безосновательны, полагает Анатолий Селиванов, представитель Верховной Рады в КС. Позицию людей в малиновых мантиях он понял так: «Первый раз вносить кандидатуру премьера — обязанность, все остальные — право. Так что никаких оснований для роспуска Верховной Рады Украины сегодня не существует», — резюмирует господин Селиванов.

Дискуссионность своего же решения судьи поясняют прорехами в Конституции, а дописывать недостающие нормы Основного Закона страны Фемида не вправе. «Прекратила работу коалиция — автоматически должен был бы прекратить работу Кабинет Министров, созданный этой коалицией. Однако данную норму в Конституции не прописали. Мы не могли сказать: да, Президент сейчас должен распустить парламент или Верховная Рада обязана отправить правительство в отставку — поскольку мы не имеем соответствующих полномочий», — комментирует коллизии глава КС Андрей Стрижак.

Эксперты считают досрочные выборы в Верховную Раду вполне реальными, однако их сроки будут зависеть от даты проведения президентских выборов.

Директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев отметив, что Конституционный суд Украины не дал четкого ответа на представление Президента относительно полномочий новой коалиции вносить кандидатуру премьера, подчеркивает: «Конституционный суд умыл руки и отошел от проблемы. Президент признал, что после решения КС он не имеет безукоризненных юридических оснований, чтобы принять решение о роспуске ВР. При этом с политической точки зрения Президент прав, поскольку в ВР нет дееспособной коалиции и легитимность правительства сомнительна. Я не исключаю, что Президент может воспользоваться правом начала консультаций с ведущими парламентскими силами, зная, что часть ВР выступает за досрочные парламентские выборы».

«В то же время проведение досрочных выборов в ВР тесно связано с датой президентских выборов. Когда КС определится с этим вопросом, то дата досрочных выборов в Раду будет определена», — прогнозирует Андрей Васильевич.

В свою очередь, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев убежден: если КС не даст четкого определения относительно даты проведения президентских выборов, то они состоятся 25 октября 2009 года. (На Банковой считают законной дату 17 января 2010-го. — Авт.) Политолог также не исключил, что осенью ряд политических сил будет пытаться снова выразить недоверие премьер-министру, что и приведет к проведению одновременных досрочных выборов Президента и Верховной Рады 25 октября.

«Сегодня очевидно, что ни Тимошенко, ни Литвин не хотят идти на досрочные парламентские выборы, поэтому политический консенсус по данному вопросу достигнут не будет. А внеочередные выборы возможны только в случае такого консенсуса, ведь правовых оснований для этого нет, учитывая последнее решение КС», — говорит политолог Виталий Бала. «Да, Виктор Ющенко будет рассказывать сказки о том, что досрочные выборы возможны, но я считаю, что до президентских выборов они не состоятся», — резюмирует эксперт.

Напомним, что Конституционный суд начал слушания по представлению главы государства — правомерности постановления ВР о назначении даты президентских выборов на 25 октября. Виктор Ющенко считает, что этот документ нарушает 103-ю статью Основного Закона, где говорится, что очередные выборы Президента проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий главы государства.

По мнению замглавы СП Марины Ставнийчук, депутаты, принимая данное решение, руководствовались предыдущей редакцией Основного Закона. Согласно же обновленной в 2004-м Конституции, день выборов президента — 17 января 2010-го. Те же, кто хочет провести выборы Президента раньше, убеждают: предыдущие проходили, когда действовала старая редакция Конституции. В ней дата выборов — последнее воскресенье октября, а обратной силы закон не имеет.

Впрочем, как бы там ни было, закон отводит Конституционному суду на принятие решения три месяца. В это время в Украине уже может стартовать избирательная кампания. А чем ближе президентские выборы, тем меньше внимания уделяется парламентским. Тем не менее, согласно исследованию, проведенному недавно специалистами компании Research&Branding Group, 53% наших соотечественников не прочь сменить парламент, причем как можно раньше.

Так будут выборы в Раду досрочными или все-таки плановыми — поинтересовался «День» у председателя правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.

— Владимир Вячеславович, как повлияет на судьбу парламента (и повлияет ли) размытое решение Конституционного суда о процессе формирования правительства в случае распада одной коалиции и создания другой?

— Если комментировать решение КС, то необходимо отметить, что это не решение, а скорее уклонение от разрешения политического спора. Говоря простым человеческим языком, судьи приняли следующую позицию: мы не можем сказать ничего другого, кроме того, что сказано в Конституции Украины. А дальше? А дальше толкуйте, как хотите. Именно поэтому совершенно справедливо говорят, что сейчас нет оснований для роспуска Верховной Рады, ведь коалиция существует. Другое дело, что нет реальных голосов, реального большинства, но с юридической точки зрения (опять-таки, опираясь на решение КС, который отметил, что коалицию создают не отдельные депутаты, а фракции) коалиция есть.

Однако я слышал от представителей президентской команды, что в случае необходимости они могут использовать и такое, как вы отметили, размытое решение КС. Для них это — как мина замедленного действия, а точнее — взрывчатка с временной программой. То есть они сами будут решать, когда включить программу, когда инициировать взрыв — роспуск ВР: в ближайшее время или несколько позже. Между тем, на Банковой прекрасно понимают, что проведение выборов без решения парламента о финансировании досрочной избирательной кампании — это несерьезно. Будет повторение прошлогодней ситуации, когда указ о досрочном прекращении полномочий ВР был подписан, но парламент не внес изменения в бюджет о выделении средств на выборы. То есть одного указа мало. И, кстати говоря, я не исключаю, что скандал и дальнейшая карьерная судьба Луценко может стать определенным индикатором в этом процессе. Если в конце концов БЮТ и Партия регионов договорятся между собой, тогда Луценко может быть принесен в жертву. И голосование БЮТ по возможным процедурным вопросам (создание ВСК и т.д.), связанным с «делом Луценко», может послужить индикатором.

— Кстати, многие ваши коллеги убеждены, что скандальная история с главным милиционером страны может, во-первых, перекроить коалиционную карту, во-вторых, спровоцировать досрочные парламентские выборы. Формула такова: регионалы будут инициировать отставку Юрия Витальевича, которую могут поддержать представители и НУ-НС, и БЮТ. А это может вызвать выход «Народной Самообороны» из коалиции. Затем два пути: либо новая коалиция, либо внеочередные выборы. Как вы прокомментируете ситуацию?

— Считаю, что история с главой МВД — это как минимум серьезный вызов для коалиции. Любая попытка отстранения Луценко от занимаемой должности действительно может привести к очередной потере в составе коалиции. Так или иначе, это будет хорошим поводом для оппозиции ослабить позиции правительства и, возможно, даже попытаться отстранить Кабмин. Ключевой проблемный момент состоит в том, что для отставки Луценко необходимо соответствующее представление в ВР премьер-министра. Я не исключаю, что коалиция попытается потянуть время для выяснения обстоятельств скандала в аэропорту Франкфурта. Возможно, будет создана временная следственная комиссия, с тем, чтобы не рассматривать вопрос на текущей пленарной неделе, чтобы немного поутихли страсти вокруг скандала.

Впрочем, так или иначе, это серьезный вызов для коалиции и для правительства тоже, поскольку после отставки еще одного министра могут возникнуть претензии касательно кадрового состава КМУ.

— Действительно, согласно Конституции, чтобы «уйти» министра МВД, необходимо представление премьера. Тимошенко сегодня является категорическим противником досрочных парламентских выборов и, «сдав» Луценко, она автоматически ставит под удар коалиционные позиции в частности и парламентские (у Президента появляется причина для роспуска ВР, если в 30-дневный срок не будет создано новое большинство) в целом. Кроме того, МВД — это единственное силовое ведомство страны, лояльное, если не сказать — всецело подконтрольное, Юлии Владимировне. А в условиях стартовавшей президентской избирательной кампании отдать в руки оппонентов руководство главным милицейским ведомством страны — это все равно, что старательно забивать голы в свои же ворота. Отталкиваясь от этого, как вы считаете, как поведет себя в случае с главным милиционером страны глава Кабмина?

— Мое субъективное мнение состоит в том, что наилучшим выходом из сложившейся ситуации (кстати, не только для коалиции, но и для самого Луценко) является добровольная отставка Юрия Луценко. Перипетии вокруг этого дела действительно навредят всем. Что касается позиции Тимошенко, то я думаю, что сейчас, не комментируя скандал, она ведет себя абсолютно правильно, поскольку необходимо выяснить все обстоятельства из официальных источников и только после этого принимать решение. Если руководствоваться политической логикой — да, согласен, ей сегодня действительно нельзя «сдавать» Луценко, поэтому я и говорю, что лучше было бы, если бы Луценко сам принял решение об отставке.

Кстати, тут еще стоит вопрос выбора для «Народной Самообороны» — как быть дальше? Даже если министра отправят в отставку — что, выходить из коалиции в знак протеста? На мой взгляд, это будет не совсем правильно и корректно. Поэтому, опять-таки, думаю, что оптимальный выход — добровольная отставка Луценко.

— В последнее время эксперты много говорят о вероятности создания «мегаширокой» коалиции с участием БЮТ и ПР. Как вы считаете, громкий скандал с министром МВД активизировал переговоры или напротив — притормозил процесс?

— Судя по последним заявлениям представителей Партии регионов (в частности Александра Лавриновича), переговорный конституционный процесс между БЮТ и ПР если не зашел в тупик, то уж точно натолкнулся на серьезные препятствия. Скандал с Луценко только заострил эти проблемы, и в Партии регионов появился еще один повод для атак на правительство. Думаю, этот скандал если не полностью похоронил надежды на союз между БЮТ и ПР, то как минимум прервал переговорный процесс.

— Некоторые политологи говорят, что Виктор Ющенко, прекрасно понимая, что у него практически нет шансов переизбраться на второй срок, делает политическую ставку именно на парламентские выборы. В частности, действующий Президент хочет провести под купол ВР «свою» политическую силу, возможно, возглавить ее, и таким образом не сходить с арены большой политики. Такой сценарий Банковой реален, на ваш взгляд?

— На самом деле, думаю, именно в этом и состоит интерес президентской команды. И, кстати, интерес не только Ющенко, но и главы его Секретариата, который хочет провести в парламент «Единый Центр». Я считаю, что решение КС, о котором мы говорили в начале беседы, сыграет вспомогательную роль, но главная интрига в ближайшее время будет связана с торгами вокруг даты президентских выборов. В политикуме ждут решения КС о дате, которое, по моему прогнозу, будет озвучено еще до июня. Президент может (и он уже об этом заявил) отозвать обращение в КС, однако лишь тогда, когда Верховная Рада согласится на проведение досрочных парламентских выборов. Тут много не надо: во-первых, проголосовать за финансирование выборов, во-вторых, внести минимальные, но необходимые процедурные изменения в законы о выборах Президента Украины и народных депутатов. Интерес Президента, думаю, действительно состоит в том, чтобы в первую очередь провести досрочные парламентские выборы. Что же касается президентских выборов, думаю, тут вероятным тактическим шагом команды Виктора Ющенко может стать инициирование конституционного референдума. Это может стать контригрой Президента. Например, если БЮТ и Партия регионов договариваются между собой (и, в частности, о моратории на проведение выборов), тогда у Президента появляется шанс апеллировать к народу. Во-первых, может быть инициирован референдум касательно моратория на выборы. Во-вторых, референдум о необходимости избрания президента прямым голосованием. И, кроме того, действующий Президент может вынести на референдум свой проект Конституции. Словом, варианты есть. Другое дело, что на данном этапе выбор для президентской команды не очень широкий, так что Банковая будет хвататься за любую соломинку, чтобы продолжить свою контригру. Они не хотят быть пассивными наблюдателями за игрой своих политических конкурентов, в частности БЮТ и Партии регионов.

— Очевидно, что Тимошенко нужно договариваться: либо с ПР, либо с Банковой. Союз с каким из двух Викторов предпочтет премьер-министр?

— Прежде всего надо сказать о том, что ситуация меняется, и меняется довольно динамично. В значительной степени будет влиять на оценку ситуации развитие экономического кризиса. Однако, судя по всему, у премьера не хотят рисковать и делают ставку на договоренности с Партией регионов. Почему? Во-первых, потому что две самые крупные фракции могут проголосовать любого рода законодательное решение (соответственно, законодательно реагировать на кризисные вызовы). Во-вторых, это возможность провести кадровые изменения в правительстве и других органах исполнительной власти (чего сейчас очень не хватает Тимошенко). Помимо этого, такой союз — гарантия хотя бы относительной политической стабилизации, которая предоставляет возможность более эффективно бороться с кризисом. С другой стороны, это определенная политическая пауза — чтобы, извините, отдышаться, оценить ситуацию, возможно, сделать избирательный перерыв. Я думаю, БЮТ делает ставку на такой стратегический вариант, но...

— Но есть еще Янукович, который не спешит открывать коалиционные объятия Юлии Тимошенко...

— Совершенно верно. Вопрос, согласятся ли на такой вариант регионалы, пока что открыт. В их лагере сейчас много колебаний, дескать, зачем делить власть с БЮТ, если есть шанс получить почти всю власть на президентских, а затем и на парламентских выборах. Кроме того, главный фактор, который тормозит договоренности БЮТ и ПР, — это отсутствие доверия. Действительно, крайне не хватает взаимного доверия между этими двумя политическими группами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать