Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владимир СТРЕТОВИЧ: «В первую очередь Евгений Марчук — государственник»

11 августа, 00:00
На примере Владимира Стретовича в будущем политологи вполне могут защищать диссертации на тему: «Формирование украинской политической элиты». Фактически он прошел все хрестоматийные ступени формирования политика. Профессиональный юрист, который пришел в политику, чтобы буквально с нуля заниматься формированием правовой системы независимого государства, глава Комитета по вопросам правовой политики Верховной Рады прошлого созыва, председатель партии Христианско- народный союз. Сейчас Владимир Стретович принимает самое активное участие в предстоящих президентских выборах. И как глава ХНС, вошедшего в коалицию партий «Наш Президент — Евгений Марчук», и как доверенное лицо кандидата в президенты Украины Евгения Марчука, и как его представитель в Центризбиркоме.

— Владимир Николаевич, почему именно Марчук? Для вас, как для политика с определенным стажем, должны были существовать серьезные рычаги в пользу определенного кандидата?

— Прежде всего, Е.Марчук — государственник. Его предшествующая практика в ранге председателя СБУ, впоследствии государственного министра, вице-премьера и, в конечном итоге, премьера является свидетельством того, как он заботится об интересах государства. Это проявилось, в частности, в решении крымскотатарской проблемы, когда удалось мирными средствами обезвредить проявления сепаратизма в 1995 году, бурно развивавшиеся на полуострове. И действия относительно внешнего долга, возвращения валютных ценностей во время его премьерства свидетельствуют о том, что этот человек работал на Украину. Во-вторых, его политический опыт. В- третьих, этот политик, имея базовое образование педагога, получил и специальность юриста, является кандидатом юридических наук. И я хотел бы, чтобы государством руководил человек, который знает систему государственного устройства. Кроме того, Е.Марчук — специалист во многих узкоспециализированных отраслях обороны.

Понятно, что в Украине красный ренессанс не состоится. Трагический исторический опыт делает опасным возвращение к тому состоянию, из которого мы вышли. С другой стороны, поскольку речь идет о защите национальной идеи, украинского государства — это направление должно быть приоритетным в деятельности будущего главы государства. Среди правоцентристов нет того кандидата, который владел бы всеми качествами, которые я перечислил в начале. Понятно, что единым таким кандидатом стал Е.Марчук. Что касается левых, наши сомнения размежевывались между Александром Морозом и Евгением Марчуком. В партии ХНС состоялась двухмесячная дискуссия, которая склонилась в пользу Е.Марчука как специалиста, который знает и умеет делать то, к чему стремится.

— Скажите, существует ли в вашей команде уже представление о том, кого Марчук, в случае избрания президентом, предложит парламенту в качестве премьер-министра, министров и т.д.?

— Такая работа ведется. Хотя говорить о конкретных фигурах пока что рано. Единственное, что могу сказать — каждый номинант на ту или иную государственную должность будет назначаться на конкурсной основе с изложением своего видения развития государственного строительства. Поставленные условия: экономичность, использование зарубежного опыта и приемлемость для Украины.

— Владимир Николаевич, те партии, которые поддерживают Е.Марчука, не очень широко представлены в парламенте. Но ведь для успешной работы правительства в нашей системе необходимо если не большинство, то влиятельная фракция в ВР. Обсуждается ли этот вопрос? Не получится ли так, что Е.Марчук-президент и его КМ не получат поддержки в законодательном органе страны?

— А что дало парламентское большинство в парламенте? Улучшилась ли ситуация? Приняты ли реформаторские законы? История показала, что большинство в ВР решает свои местечковые интересы. Для тех же партий, которые поддерживают Евгения Кирилловича, наступил мобилизационный период, когда они могут доказать, что чего-то стоят в политической жизни и у них есть достаточно специалистов, чтобы справиться с ответственнейшими проблемами народнохозяйственного комплекса. Что касается сотрудничества, то оно будет зависеть от степени доверия к президенту. Первые месяцы правления следует использовать максимально, показывая реальные шаги и эффективность своих действий, (что не было сделано Кучмой в 1994-м году — когда только через полгода начали заботиться о реформах, уже сформировались «группы по интересам», четко преследовавшие свои корыстные цели). Как только это произойдет, ВР, независимо от ее политической окраски, будет работать в фарватере с президентом. Если же парламент не поймет своей миссии, придется думать о том, каким образом его заставить работать совместно с президентом. Тут я большую роль отвожу личностному моменту. Хотя в парламенте есть и сегодня много парламентариев, готовых сотрудничать, но они ведут кулуарную политику. Ведь в наших условиях, когда они открыто заявят о поддержке Евгения Марчука, то через три дня у них появятся налоговики или у их авто исчезнут номера... Финансовая поддержка неугодного власти кандидата также может повлечь за собой негативные последствия.

— Но ведь для того, чтобы проводить предвыборную кампанию, нужны средства.

— Финансы многое решают, но не все. Важнее формирование позитивного мнения избирателя о кандидате и значении их выбора для Украины. Этому может способствовать позиция тех же предпринимателей. В условиях преследований, закрытости эфира, важно донести свою точку зрения к людям. Когда авторитетный предприниматель, который строит, например, церкви, школы, говорит в своей среде, что поддерживает кандидата от избирательного блока «Наш Президент — Евгений Марчук!», понятно, что его мнение весомо и оно сыграет положительную роль.

Деньги имеют способность переливаться в защищенные и надежные сосуды. Как только увидят, что рейтинг Е.Марчука растет, появятся и сторонники, которые будут готовы помочь финансово. Власть активно препятствует этому: поэтому и появляются рейтинги, не соответствующие действительности, или слухи, или комментарии о том, что этот кандидат непроходимый.

— Можете ли вы как представитель кандидата в президенты в ЦИК дать правовую оценку тем нормативным актам, изданным Центризбиркомом?

— По закону ЦИК обеспечивает методическими указаниями и разъяснениями относительно проведения избирательной кампании. Такое право у него есть. Проблемы в том, что ЦИК как орган государственной власти, осуществляющий организацию и проведение выборов, должен действовать согласно закону. Поэтому любое нормотворчество, выходящее за рамки закона, не допускается. В качестве примера ЦИК выдвигает требование к доверенным лицам, чтобы они приносили выписку из трудовой книжки. Я заявляю, что закон не предусматривает такого требования. Ведь понятно, для чего это делается — следует как можно более усложнить процесс поиска доверенных лиц, представителей участковых комиссий на местах.

— На ваш взгляд, где в законе о выборах президента есть узкие места, что позволило бы сфальсифицировать результаты выборов? Можно ли оценить, какой процент результатов голосования может быть сфальсифицирован?

— Надеюсь, что этого не произойдет. На выборах будет обеспечен надлежащий общественный контроль. Конечно, многие готовятся к этому, живут событиями прошлогодних выборов, когда в значительных округах данные были сфальсифицированы. Известны и механизмы осуществления этого. Но сегодня закон о выборах президента в части контроля организации проведения голосования, составления протокола итогов голосования как раз сводит к минимуму угрозу фальсификации. По моему мнению, это может произойти во время транспортировки бюллетеней от районного избирательного участка в окружной. Пример последних выборов в округе №221, где трижды не могут избрать Юрия Оробца, показывает, что протоколы первой и второй комиссий содержат различные данные. Кстати, законодатели приняли изменения в Уголовный кодекс, по которым увеличили срок наказания за нарушение избирательного законодательства: влияние на голосование, фальсификация, неучет мнения, подтасовка результатов выборов и других моментов, которые могут препятствовать свободному волеизъявлению граждан.

— Мы имеем первый опыт того, что результат выборов в избирательном округе может быть отменен судом при наличии любых, даже малейших нарушений со стороны кандидатов. Не возникнет ли подобная угроза после выборов президента?

— Если непризнание результатов голосования по какому-то из округов не влияет на жизнь страны, то непризнание результатов выборов президента может привести к катаклизмам, которые надолго втянут страну в ситуацию гражданского противостояния. Поэтому применять такие методы вряд ли кто думает. Если вы имеете в виду решение Вышгородского районного суда и попрание свободы киевлян, то очевидно, что в нем больше политики, нежели правосудия. (Интервью было взято до того, как ВС отменил решение Вышгородского суда. — Ред. ). Я считаю, что нельзя это воспринимать как репетицию. Гипотетически это может состояться. Темным пятном остается только транспортировка бюллетеней в окружные комиссии. И этот участок будет проконтролирован. Мы будем делать копии всех протоколов и проследим, чтобы они не отличались от данных, поступающих в ЦИК. Мы еще будем думать над тем, как проконтролировать, чтобы окончательный результат был обнародован после подсчета учета всех голосов. Меня беспокоит тот факт, что нынешняя власть не согласится на любое другое развитие событий, нежели то, которое она предвидит.

Но мы вместе с ЦИК выпишем все нормативные акты, касающиеся правил действий в экстремальных ситуациях. Это большая школа — умение работать в условиях неразвитой демократии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать