Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Власть из-под кленового листа

10 декабря, 00:00

Сравнение с чужим политическим опытом всегда хромает. Но, по крайней мере, только на одну ногу. В то время как слепая вера в «абсолютные» истины, провозглашенные домашними невеждами, — это уже не хромота, а пресмыкательство, причем на обоих коленях.

Демократия бывает, как нам теперь уже стало известно, более или менее демократическая.

Конечно, нам очень хочется, чтобы наша родная, отечественная, была на уровне лучших мировых стандартов и не ниже уровня образцово-показательных демократий планеты.

Чтобы приехала к нам высокоавторитетная Венецианская или какая-то еще, Венесуэльская, комиссия и сказала: вот украинцы откололи так откололи — побили все рекорды демократии.

Чтобы облегчить муки творчества законодателям, — они в проекте конституционной реформы парламентского большинства нашли черную кошку в темной комнате, которой и нет, позволю себе описать для них модель политической системы, базирующейся на самом передовом мировом опыте. А попросту говоря, предлагаю рассмотреть форму государственного управления, «содранную», то есть скопированную — с чужого и очень близкого нам государства, демократическая добродетель которого не может не быть несомненной.

Прежде всего — о Президенте, которого доблестная оппозиция очень хочет ущемить в правах. Очень благородные порывы. Так вот, предлагается урезать ему не так полномочия, как всенародную поддержку.

Зачем мучать народ изнурительными президентскими выборами? Главу государства должен делегировать из своих рядов не кто иной, как Его Величество парламент. Т.е. первое лицо выбирает не украинский народ, а Верховная Рада Украины. После такой прогрессивной новации — даем не менее смелое уточнение. Собственно, речь идет о том, что Президента будет избирать не весь парламент, а исключительно парламентское большинство.

Даже если называть вещи своими именами, будет не избирать, а назначать на партийном или межпартийном съезде. Провозгласили тебя партийным кормчим — и ты автоматически становишься вождем нации.

Теперь о выборах самого парламента. Никакой пропорциональной системы — в образцово-показательной стране, о которой идет речь, — нет. Там люди голосуют за фамилии людей, а не за названия партий. Другое дело, что практически никто без партийной принадлежности на выборах победить не может.

Следовательно, да здравствует мажоритарная система партийных единоличников, а не списочников. Какая партия наберет большее количество мажоритарных мандатов — та партия или блок становится парламентским большинством и делегирует из своих рядов Лидера нации.

Т.е. мало сказать, что все выборы — парламентские и президентские — в один год. Но еще демократичнее — слить их воедино, когда выборы депутатов — это первый тур, а назначение большинством этих депутатов Президента — это второй тур.

Еще раз объясняю для тех, кто медленно осваивает демократию, — первый тур: парламентские выборы, второй: президентские. Парламентско-президентская республика в действии!

Теперь возьмемся за правительство. Кто вам сказал, что, если хочешь идти в министры, обязательно по велению самой демократической демократии должен сдать депутатский мандат, а иначе Владимир Михайлович подаст в суд?

Предлагается все сделать с точностью до наоборот: министров набирать только из числа депутатов, т.е. — если хочешь стать министром, должен быть депутатом. До обеда сидишь в Верховной Раде и законы принимаешь, а после обеда — в правительстве их исполняешь. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Многостаночники по-демократически. С целью экономии государственных средств, которые страшно сокращаются в интересах народа сразу на трех этапах — во время выборов власти, во время назначения власти, во время функционирования власти.

Как с палатами? Поскольку внедрить три и более пока не практиковалось, остановимся на двух. Любая страна из нынешних лидеров человечества считает за честь не скупиться на эти депутатские «палатки». Поэтому не меньше двух.

Ну как в государстве без сената? Демократия берет свои истоки из Древнего Рима, а именно там придумали сенаторов. Если мы припадаем к целебным источникам народовластия, давайте не будем спорить: даешь сенат! Верхней палате — быть!

А какой ей быть? Все зависит от того, как ее формировать. Наши проницательные оппозиционеры, которых так трудно «обвести» вокруг пальца, говорят: Президент хочет контролировать эту верхнюю палату, потому что не говорит, как ее создавать.

Чтобы не играть в жмурки, вносится предложение, чтобы сенат формировал глава государства, т.е. сенаторы назначались указами Президента. Желающие, выстраивайтесь в очередь на улице Банковой.

Главе государства виднее, кто должен сидеть в сенаторской мантии, да и потом, та же экономия средств: если в богатых странах об этом пекутся, то почему мы должны транжирить бюджетные медяки на все палаты. Здесь расходов разве что на чернила для подписания указа.

Дискуссионный вопрос возник с подозрением, что Президент хочет продолжить свое пребывание при власти. Есть такое мнение, что по старой Конституции уже истекает второй срок, а по новой — только первый. «И потом, все выборы в один год — что за этим стоит?» — вынуждены ломать себе мудрые головы рассудительные депутаты-демократы. Так вот, чтобы не морочить себе голову, давайте снимем этот пункт вообще.

А зачем ограничивать человеку власть, когда она хорошо работает, рост ВВП, например, обеспечивает. Не забывайте, что всякое ограничение — это ни что иное, как ограничение Ее Сиятельства Демократии.

Поэтому никаких двух сроков, а сколько угодно. Выиграла твоя партия большинство мажоритарных мандатов, хоть и десятый раз подряд, — значит, ты становишься Президентом десятый раз подряд. Коротко и ясно — по полной демократической программе.

Сейчас у нас как-то стали гадать на кофейной гуще — будут выборы в 2004-м, или глава государства их перенесет, конечно, 300 руками парламентского конституционного большинства?

Чтобы опять не возникало дилемм и утомительных мук гадания и предвидения, нужно сделать так, как мудрые люди за границей делают давно, а именно: наделить Президента исключительным правом лично объявлять выборы.

Когда ему заблагорассудится! Встал утром со счастливой для судьбы нации ноги — и объявил выборы. А нация молчит, потому что об этом исключительном праве Президента записано в Конституции. И нет дискуссий, политической дестабилизации и нарушения общественного равновесия. Все приступают к организации выборов по велению повелителя. Вот так — и реформа, и порядок!

И нечего опять мучить народ славный многомесячным марафоном с электоральными баррикадами по всей стране. Избирательная кампания — ровно на 36-й день со дня объявления. Раньше ни один, даже самый патентованный демократ не имеет права высовываться из избирательных кустов, чтобы не мешать гражданам жить своей жизнью, в которой эти проклятые выборы — почти на последнем месте. Досрочная шумиха о выборах просто карается законом как посягательство на душевный покой суверенных членов гражданского общества...

Я представляю себе, уважаемый читатель, какую ненависть у оппозиционной когорты вызывает изложенный выше проект политической реформы и системы государственного управления. Более рассудительные и воспитанные меньшевики назовут его планом введения деспотического, антидемократического режима, а более эмоциональные — вообще бредом.

А тем временем этот «бред» я списал слово в слово из Конституции одной зарубежной, очень симпатичной для украинцев страны. Эта Конституция не так давно принята дружно всем народом и так же дружно исполняется, а ее инициатора считают выдающимся сыном народа.

Страна эта, согласно рейтингу ООН, по уровню жизни людей последние несколько лет занимает первое место в мире, и ее Глава, который изложенным выше способом пришел к власти и по доведенной до вашего ведома схеме правит своим народом, близок к истине, когда говорит: «Наша страна — самая лучшая в мире!»

Государство это входит в знаменитую «Большую семерку» самых сильных и самых влиятельных стран в мире, отличается исключительным миролюбием и политической суперстабильностью.

Свой успех она, ествественно, объясняет блестящим использованием такого благородного феномена, каковым является демократия. Ее граждане говорят: мы так счастливы потому, что наша власть такая демократическая.

Более того, эта страна является образцом именно парламентской формы государственного правления, которую принято считать наиболее отдаленной от варианта единоличной концентрации власти.

Для подсказки еще скажу, что в ней даже нет Президента. А выше описанный Глава государства называется Премьер-министром.

Страна эта называется Канадой.

P.S. Если бы вы сказали гражданам Страны кленового листа, что у них мало демократии, они назвали бы это бредом.

Василий БАЗИВ, заместитель главы администрации Президента Украины, руководитель Главного аналитического управления

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать