Перейти к основному содержанию

Воспоминания о будущем?

Короткие рассуждения по поводу романа Анатолия Сахно «Вершина»
02 октября, 11:41

Автора романа я знаю давно. Наверное, еще со времен (славной, драматичной и экзистенциальной для всех нас) горбачевской «перестройки». Именно тогда, кстати, Сахно стал членом Союза журналистов Украины. Еще раньше, в 1979-ом, начал работать в органах государственной безопасности, которые в СССР и УССР, как известно, занимались всем, в том числе и журналистикой. Анатолия Ивановича я хорошо помню в качестве руководителя пресс-центра созданной после августовских событий 1991-го Службы безопасности Украины. И в «перестройку», и позже я много работал в Архиве СБУ, мы часто сталкивались на разного рода импрезах, в том числе на пресс-конференциях по поводу обнародования тех или других секретных ранее документов или публикаций источников, недоступных ранее для «нормальных» исследователей.

На этих источниках базировался сборник публицистических очерков Анатолия Сахно «Дневник «контрреволюционера». Он вышел в печати в 1999 году, и я без колебаний написал к нему что-то наподобие предисловия, не скрывая своих симпатий к автору. Действительно, Сахно как сотрудник прежней коммунистической спецслужбы сделал выбор в 1991-ом в интересах Украины как государства, что подтверждалось теперь, в частности, его текстами. Представляя ту книжку читателям, я выразил надежду, что Анатолий Сахно «еще не раз приятно удивит и заинтересует нас своими новыми публикациями».

И вот оно — случилось! Удивил и заинтересовал. В год своего 60-летия Сахно передал мне текст своего нового произведения и попросил прочитать. Я не расспрашивал, но правдоподобно писалось все это не один год. Это — совсем непохожая на предыдущую книжка. Не публицистика, а роман, «сделанный» по канонам жанра. Однако «сделанный» все-таки (экс-) сотрудником спецслужбы. Уже в своем обращении к читателю Анатолий Сахно утверждает: «...Познакомившись с героями книжки, которую держишь сейчас в руках, поймешь: твое представление о жизни рыцарей плаща и кинжала далеко от реальности насколько, настолько краснобокое яблоко меньше небесного светила».

Откровенно скажу, что это мысль не первой свежести, как писал незабвенный Михаил Булгаков. И она меня не поразила. А вот то, как Сахно изображает спецслужбу дальше, действительно может кое-кого удивить и даже кое-где шокировать. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цитат из романа.

«После того, как разогнали КГБ УССР и создали в Украине свою национальную спецслужбу, не было такого дня, чтобы кто-то не пытался что-то реформировать в этой государственной структуре. Структуре когда-то могучей, всевластной, таинственной и безнаказанной.

Выдернули из-под крыла СБУ сначала государственную охрану, приказав долго жить славной и всесильной «девятке». Потом отделили наиболее засекреченное разведывательное управление, отчекрыжили по живому наиболее эффективное управление радиоконтрразведки, подчинили непосредственно президентским структурам правительственную связь, ограничив эксклюзив руководителей спецслужбы относительно прослушивания «десяток», «соток» и других закрытых телефонных аппаратов, которыми так любили пользоваться властные царьки.

Оставив в ведении Службы безопасности фактически только контрразведку, к эффективности работы которой скептически относились даже сами контрразведчики, и подразделение экономической безопасности, которое гарантировало безопасность по большей части собственного бизнеса руководства спецслужбы (не говоря уже о структурах борьбы с коррупцией и организованной преступностью, сотрудники которой четко придерживались лозунга «коррупцию победить невозможно — ее можно только возглавить»), президент наконец поверил в то, что монстра, которым в свое время был Комитет государственной безопасности и которого почему-то он панически боялся, на деле уже не существует...»

Могу продолжать, но не буду. Все со спецслужбой понятно. Ну, почти все — иначе не было бы романа «Вершина» (но об этом дальше).

Теперь посмотрим, как Анатолий Сахно смотрит на власть. Опять-таки начну с обращения к читателю, где находим слова о том, что «власть предержащие, которых мы якобы сами выбираем, — не что иное, как трагикомические образы передвижных базарных шапито, существующие только потому, что мы пришли на них посмотреть. И только от того, что мы закроем глаза, они сами собой не исчезнут». Запомним тезис об исчезновении. Здесь опять-таки стоит кое-что процитировать, чтобы точно понять пафос автора.

«На фоне общего разгильдяйства и вседозволенности, ослабления внутренних человеческих и общественных предохранителей, каковыми является естественная ответственность и ощущение опасности, когда высшие должностные лица сдают государственные секреты и тайны вместе и вразнобой, кто только не соблазнится заработать копеечку на бедном теле страны, стремительно подвергающейся тлену! А мы философствуем, дебатируем о путях, которыми должна идти Украина. Муссируем разные точки зрения, выдвигаем аргументы, а на кону — судьбы простых людей».

«Не обязательно же взятки брать деньгами. Мебель, автомобили, бытовая техника, украшения, оплата в шикарных гостиницах и санаториях отдыха высоких чиновников и членов их семей — обычная практика в Украине. Никто на это давно не обращает внимания. Министры, депутаты, сотрудники администрации президента хвастаются друг перед другом роскошами...»

Главный герой романа — начальник управления борьбы с терроризмом, полковник Богдан Даниилович Зорий — видит все это, понимает, что de facto случилось после провозглашения независимости Украины. Здесь стоит напомнить, что «независимость» не только в Украине, но и практически во всех постсоветских странах ассоциируется с беззаконием и хаосом, с коррумпированной и неэффективной властью. Весь сановный стеб о построении «цивилизованного, правового, европейского, демократического государства» оборачивается на практике в первую очередь финансовым дерибаном и другими антиправовыми, а главное — безнаказанными действиями.

Именно в этих условиях экс-кагэбист Богдан Зорий начинает превращаться в диссидента, оставаясь инсайдером в современной нам СБУ. Вот как автор описывает этот процесс: «Конечно, это случилось не мгновенно. Сомнения прокрадывались в душу медленно, потихоньку. И полковник знал, когда это началось. Но Богдан Зорий помнил единственные слова, которыми и руководствовался с тех пор, как сказал их официально и публично. Это слова присяги на верность украинскому народу, которые он произнес перед коллегами в 1992 году.

Богдан Зорий твердо был уверен: хоть бы что он делал, он выполняет клятву — беречь и защищать родную страну, свою землю от кого-либо, кто на нее позарится. И полковник СБУ Зорий не отождествлял со своей родиной, со своей родной страной ту страшную пену, что возится и бурлит около украинских Скипетра и Государства, а точнее — около Булавы. Этот символ власти сегодня в грязных, а возможно, окровавленных руках. Поэтому то, что он задумал и что он делает, — святое дело. И Бог на его стороне.

Теперь — о тех, на кого Зорий имеет «негативную информацию». В своей «ремарке для прокурора» Анатолий Сахно предупреждает: «Не все, что написано в этой книге, в действительности происходило. Многое в романе автор нафантазировал. Даже совпадение с реальными событиями или именами людей является случайностью».

Действительно, читателю крайне важно сопоставлять персонажей романа с реальными актерами на политической сцене Украины. Например, здесь действуют такие люди, как министр внутренних дел Юрий Кривученко (который по ходу истории загадочно застрелится), хозяин Донбасса Виктор Романович Клютов, нефтегазовый магнат Юрий Владимирович Бойченко, олигарх Николай Яковлевич Назаров, глава президентской администрации Дмитрий Михайлович Талимеризиба («преданный президенту, но имел заветную мечту — занять место своего патрона»), его преемник, теперь уже руководитель секретариата Сергей Левенюк и еще много интересных неузнаваемых персонажей. И необязательно враждебных. Среди прочих вспомню писателя и критика Ивана Николаевича Цюбу, заместителя руководителя секретариата президента Виталия Горбунова, председателя Службы внешней разведки Украины Маложона, журналистов Александра Личенко, Александра Елицовича, Людмилу Коробкову, Валентину Кошникову, Виктора Портянникова.

Нельзя обойти вниманием и еще одного неузнаваемого персонажа — президента Украины. У него странный, нестандартный язык. Вот, например, такой эпизод: «На приставном столике в кабинете Талимеризибы ожил телефонный аппарат светло-желтого цвета с большим гербом-трезубом на цифровом диске.

— Слушаю вас, пан президент! — как всегда четко и громко отчеканил глава секретариата.

— Дима, шо там случилося? Куда не позвоню — все какие-то перепуганные, а никто ничего не говорит. Вы, бля... шото от меня скрываете. Или, может, я уже не призидент Украины? Так вы, бля... так и скажите, мол, пошел ты на хер, осто... ел нам, хотим нового руководителя».

Следовательно, Богдан Зорий решает бороться с властным злом. Анатолий Сахно не идеализирует своего главного героя. Над ним и кагэбистское прошлое тяготеет, и с женщинами у него непростые отношения (он с ними слишком часто действует не словом, а делом). Однако у Зория все-таки есть внутренний стержень, основа, что позволяет ему брать на себя непростую инициативу — организовывать государственный переворот в Украине. Цель этого переворота, как думает сам Богдан Данилович, «приведение к власти в Украине нормальных людей. Не вождей, не лидеров, не мессий, не диктаторов, не феноменов, не вундеркиндов, не гениев, а Нормальных Людей».

Собственно, весь роман — это рассказ о том, как Зорий реализует свою заветную мечту. Вы будете удивлены, но ему это удается, причем на роль первого лица в государстве он выводит своего агента-женщину... Впрочем, не буду пересказывать все коллизии до конца, поскольку читать будет неинтересно. Отмечу вещь принципиальную: только в спецслужбе Богдан Зорий находит людей, которые еще сохранили остатки порядочности, украинской идентичности, у которых, по его словам, «чувство патриотизма превалирует над хватательными инстинктами». Именно они и способны воспрепятствовать авторитарно-преступному правлению таких людей, как изображенный в романе президент Украины и его окружение.

Вот как в романе эту ситуацию описывает агент ЦРУ (а как же обойтись в Украине без агентов разведок западных и восточных?!): «В Украине происходят события, которые с уверенностью можно назвать тревожными. Ситуация в экономике и в политике нестабильная. Власть во главе с президентом невероятно быстро теряет авторитет... То, что происходит в государстве, не нравится даже высшим офицерам спецслужбы и армии. Особое недовольство населения вызывают действия сотрудников Министерства внутренних дел. Милиция, во главе с министром Кривученко, продалась преступникам. Они не только используют в своих интересах преступные группы, но и создают собственные. Не обращают внимания ни на мнение общественности, ни на руководство государства, даже не боятся органов государственной безопасности, которые до недавнего времени еще олицетворяли всесильность и авторитет. Усложнились личные отношения между председателем СБУ и министром внутренних дел.

Прямых пока еще доказательств нет, но по некоторым признакам видно, что в этой обстановке высшие офицеры украинской спецслужбы, независимо от своего руководства, пытаются вести свою игру в направлении смены непопулярной и коррумпированной власти».

...Мне пришлось быть одним из первых читателей рукописи (еще до появления ее в виде книжки) романа Анатолия Сахно, я хорошо помню, как я «споткнулся» на этом моменте. Мы имеем пример «спецоперации» российской спецслужбы — приход к власти Владимира Путина и его команды. Еще когда Путин возглавлял правительство, в 1999 году, он сказал: «Я хочу доложить, что группа сотрудников ФСБ, направленная в командировку для работы под прикрытием в правительство, на первом этапе со своими задачами справляется». Теперь мы хорошо знаем, как эта группа «справилась» с другими задачами на следующих этапах.

Впрочем, не буду «пережимать», искать в замысле Анатолия Сахно какие-то двойные смыслы или (что еще хуже) рекомендации относительно выхода из той ситуации, которая не дает Украине быть Украиной. Единственное, что можно точно сказать: вытеснение с украинской политической и управленческой авансцены преступников и коррупционеров невозможно без усилий всего общества, которое нужно делать гражданским, открытым, понятным. И как здесь снова не вспомнить Владимира Путина, склонного к неожиданной афористичности. Это он когда-то заявил: «У нас страна огромных возможностей не только для преступников, но и для государства». Украина, хотя и не Россия, в этом смысле страна не меньших возможностей.

Нельзя не заметить, что в своем романе Анатолий Сахно вспоминает и реальных руководителей спецслужбы. Например, Евгения Марчука, о котором герои романа говорят с очевидным пиететом и уважением: «Свой опыт сотрудника спецслужбы Евгений Кириллович попробовал применить и на должности премьера. И... впал в немилость. А не нужно быть умнее, чем твой непосредственный начальник. Тогдашний президент умников не жаловал. Его окружали тупорылые исполнители, а самой главной добродетелью чиновника тогда считалось знаменитое русское «чего изволите?!»... Зорий почему-то меньше всего боялся, что Марчук его сдаст власти. Не тот это человек, не тот. Хотя сам был в той власти на наивысших ступенях — знает ей цену. Особенно нынешней. По-видимому, и отошел от активной политики, убедившись, что кнутом обуха не перешибить».

В завершение хочу подчеркнуть, что не только о спецслужбе и ее благородных и неблагородных рыцарях идет речь в немалой по объему книге Анатолия Сахно. Замыслы автора гораздо амбициознее. Например, вы найдете «роман в романе», книгу, которую пишет писатель по имени Александр Тесля. Думаю, внимательные читатели оценят размышления о том, как соединить «две Украины» — ту, где понимают, чем был тоталитарный режим и почему ОУН и УПА боролось с ним, и ту, где снова упрямо насаждают российско-советско-восточнославянскую идентичность и которая считает едва ли не всех галичан «националистами». Вы прочитаете еще много интересного. Важно и то, что, несмотря на драматизм, роман Анатолия Сахно читается легко, поверьте мне, что это — интересный текст.

...Когда-то Жорж Санд отмечала: «Наши романы мало похожи на жизнь, зато реальная жизнь часто похожа на роман». Жизнь, описанная в романе Анатолия Сахно, временами напоминает реалии Украины. Это не всегда приятно, но хорошо, что автор делает именно так, ведь быть честным — привилегия действительно сильных духом людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать