Воспоминания президента
«Холодный ноябрь 1989 года не только согрел сердца людей, но и придал человеческим и общественным отношениям невиданную энергию... Я был свидетелем того времени. Свидетелем того, как погибали идеалы, характеры и парламенты. Я был главой парламента, когда разрубался гордиев узел тоталитарной действительности и открывались таинственные лица настоящей демократии», — этих слов президента Словацкой республики Рудольфа Шустера из его предисловия к книге «Ультиматум», презентация которой состоялась в пятницу в Киеве, достаточно, чтобы понять, о чем, собственно, идет речь в воспоминаниях лидера Словакии. Других — о памяти — достаточно, чтобы понять, зачем первое лицо европейского государства взялось писать воспоминания: «Считаю, что мой долг — помнить. Помнить и напоминать другим о том, что они стремятся забыть в новом бурном наплыве реальности, по разным причинам, не желая вспоминать, как все было на самом деле... Память для меня — надежда на новую реальность».
Похоже, новая реальность для Словакии наступит уже совсем скоро. На прошлой неделе Европарламент большинством голосов одобрил договор о принятии в Европейский Союз с 1 мая 2004 года Словацкой республики. Учитывая это, воспоминания президента Шустера, вышедшие из печати в издательстве СДПУ(О) «Основные ценности», приобретают для Украины уникальное значение. Хотя даже без учета успехов Словакии на пути евроинтеграции, воспоминания словацкого лидера являются одним из самых интересных документальных рассказов о ходе политической борьбы времен «бархатной революции» в Словакии и Чехии, написанным с немалой долей литературного таланта, что делает книгу привлекательной не только для историков, но и для широкого круга интересующихся читателей.
Присутствующий на презентации Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой республики в Украине Василь Гривна, вкратце рассказав присутствующим об описанных в книге событиях и авторе как политическом деятеле, заметил, что «многие люди, о которых президент вспоминает как об оппонентах, сейчас являются его партнерами, потому что находятся в исполнительной власти». В послесловии к книге, подготовленном на основе материала эксперта по украинско-словацким отношениям Национального института стратегических исследований Светланы Митряевой, отмечается, что почти весь рассказ Рудольф Шустера — это прямая речь, диалоги автора с теми личностями, с которыми ему приходилось работать и общаться... «Называются фамилии и сейчас еще живых людей, озвучиваются их диалоги и монологи, говорится об отдельных личностях и их общественных поступках настолько открыто и «оголенно», что в случае, если бы Шустер ошибся хоть на йоту, в его адрес полетели бы протесты от огромной когорты тех личностей, которые и сейчас играют не последнюю скрипку в слаженном оркестре государственного управления страной. Но этого не произошло, потому что Шустер — человек с огромным достоинством, и с таким же человеческим уважением он говорит не только о своих друзьях, но и об оппонентах». Эта пространная цитата ставит целью убедить потенциального читателя, особенно — из круга политиков — что «Ультиматум» имеет ценность не только с исторической и художественной точек зрения, но и в качестве наглядного примера цивилизованных отношений власти и оппозиции, пример общения с оппонентами без унижения и навешивания «ярлыков».
Выпуск газеты №:
№68, (2003)Section
Подробности