Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Возьмет ли новая Рада «планку Майдана»?

Новоизбранный депутат: «На парламенте лежит огромная ответственность и обязанность не потерять свой шанс»
27 ноября, 11:35
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На новую Раду много надежд. Даже на фоне разочарования в постмайданной власти, которое растет быстрыми темпами. Нет, особого восхищения нынешними политиками и не было. Были надежды, что человеческие жизни заставят холодных циников заглянуть себе в душу и дать ответ: на чьей они стороне — добра или зла? И хотят ли они вообще иметь новую страну?

На новой Раде много ответственности. На нее она возлагалась всегда, но депутаты пренебрегали своими обязательствами — позволяли себе действовать не по закону. Результат их работы мы пожинаем сегодня. Война. Тысячи смертей. Дальше так нельзя. Или обновленная Рада изменит правила игры, или ее просто не будет.

Новую Раду ожидает много обязательств. Как внутреннего, так и внешнего характера. Дальше грабить страну недопустимо. Мы в очень сложном положении, а осуществлять реформы нужно было еще вчера. Нужно также отбросить иллюзии, что Россия остановится в своем преступлении — агрессия будет продолжаться. Ну и, конечно, не нужно забывать о евроатлантической интеграции, от которой мы никуда не денемся.

Какие задачи и испытания ждут следующую Верховную Раду? Будет ли сформировано сегодня руководство парламента и правительства? Какие это фамилии?

«ЕСТЬ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РЕФОРМ, НО ЕСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЛИЧНЫЕ АМБИЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ СТАТЬ ТОРМОЗОМ В ИЗМЕНЕНИЯХ»

Александр ЧЕРНЕНКО, народный депутат, «Блок Петра Порошенко»:

— У этой Верховной Рады нет другого выбора, кроме как спасать страну, делать ее другой. Иначе существует опасность вообще ее потерять. Потому что такие вызовы, которые есть сегодня, еще никогда не стояли перед обществом и властью. Поэтому на Раде лежит огромная ответственность и обязанность не потерять свой шанс. И она с первых дней своей работы должна решать и неотложные сегодняшние вопросы, и выполнять то, чего не выполняли предыдущие созывы ВР. Необходимо реформировать практически все отрасли нашей жизни.

С одной стороны, по этому поводу есть сдержанный оптимизм, ведь у нас есть проевропейское конституционное большинство, есть специалисты, эксперты и люди с репутацией. У нынешней Рады есть огромный потенциал для реформ. Но, с другой стороны, есть политическая конкуренция, личные амбиции, которые могут стать тормозом в этих изменениях.

От первого же заседания следует ожидать присяги народных депутатов, создания коалиции и, возможно, избрания руководства ВРУ. Вряд ли сразу будет создано правительство, но даже первых пунктов будет достаточно для первого дня работы. Раньше главу Рады избирали по несколько месяцев, но сейчас такого не будет. По коалиционному соглашению мы уже достигли компромисса. В ближайшие дни будут решенные вопросы комитетов, а по правительству, возможно, на следующей неделе. В настоящий момент идут консультации по поводу членов Кабмина, но в большинстве своем эти вопросы решены. И после его формирования ВР сможет заниматься законодательной деятельностью.

«ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАН, ЧТОБЫ НА РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЯХ БЫЛИ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ДАЖЕ НЕ ИЗ СРЕДЫ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ»

Алена БАБАК, народный депутат, «Самопоміч»:

— Эта ВР избрана на внеочередных выборах, ведь у общества была неотложная потребность решить проблемы, которые стоят перед Украиной. Безусловно, ключевыми вопросами является повышение обороноспособности страны, формирование бюджета, а дальше нужно двигаться по плану, реализируя программные принципы парламентских партий. У «Самопомочі» это борьба с коррупцией, реформа правосудия, децентрализация и обеспечение энергетической независимости государства. Уже сегодня по этим направлениям мы создаем рабочие группы с представителями гражданского общества. Кроме этого, нас интересуют вопросы связи, реформы сельского хозяйства, земельных отношений.

На первом заседании будут решаться вопросы присяги депутатов, каждая фракция будет определяться с руководящими органами, будет утвержден перечень комитетов, их формирования, компетенция. «Самопоміч» также считает, что в пакете должны быть приняты решения относительно главы ВР, заместителей главы Верховной Рады, а также правительства, во избежание любых противостояний между политсилами в парламенте. Если же не в четверг, то эти вопросы будет решаться в пятницу 28 ноября.

Мы всегда относимся положительно к выбору среди профессионалов для участия в новом Кабмине. И премьер-министр должен быть заинтересован, чтобы на руководящих должностях были люди с профессиональной историей, даже не из среды ВР.

«ВСЕ КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕШЕНЫ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ РАДЫ...»

Вячеслав КИРИЛЕНКО, народный депутат, «Народний фронт»:

— За 5 лет мы, как ВР, должны сделать все, чтобы Украина стала перед реальной перспективой получения членства в Евросоюзе. Это масса законодательных актов и контроля ВР над деятельностью исполнительной власти по реализации этих задач. Конечно, нужно продолжить очистку власти и создать такие законодательные условия, чтобы диктатура в Украине больше никогда не повторилась. Это изменения в Конституцию, борьба с коррупцией да еще целый ряд задач. Пока что у будущей коалиции на этом пути нет осложнений. В преамбуле нашего соглашения мы четко прописали задачу относительно Евросоюза, ключевых реформ, отмены неприкосновенности, борьбы с коррупцией, ответственности за преступления на Майдане и так далее. Под этим поставили подписи все, а значит есть политическая воля для реализации данных изменений.

Во время первого заседания новой Рады, после принятия депутатами присяги и создания фракций, будет официально создана новая коалиция. Также должно быть избрано руководство ВР. Кроме того, должен быть избран премьер-министр и правительство. Единственная проблема — могут возникнуть юридические процедурные задержки. Главный кандидат на премьера — Яценюк, по поводу главы ВРУ, то это человек или от «Народного фронта», или от «Блока Порошенко». Дискуссии относительно этого идут, но они не имеют «горячего» характера. Относительно будущего Кабмина, то премьер обнародовал свое виденье уже давно. Возможно, у кого-то есть и другие мнения, но публично о них не говорил никто. Поэтому, думаю, на своем месте останется министр внутренних дел, как и министр юстиции. Принципиально, чтобы все члены коалиции несли общую ответственность за работу правительства и делегировали туда своих представителей для определенных направлений. Но я не считаю, что все правительственные чиновники должны быть из числа избранных депутатов или очень известные политики. Это могут быть менее известные люди, но более профессиональные. В любом случае, все фамилии будут обсуждены.

По-моему, все кадровые вопросы должны быть решены во время первого заседания Рады, но, если они затянутся из-за юридических процедур, то следует ожидать этого в ближайшие дни после 27 ноября.

«ПРЕЗИДЕНТ И ПРЕМЬЕР ДОЛЖНЫ ОСТАВИТЬ СВОИ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ВЫЙТИ НА ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ РАДЫ С ГОТОВЫМ СОСТАВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Тарас БЕРЕЗОВЕЦЬ, политтехнолог, директор компании Berta Communications:

— Я убежден, что эта ВР будет, к сожалению, краткосрочной. Это связано с объективными обстоятельствами — война, кризис. Она не сможет работать нормально, учитывая наличие «Оппозиционного блока», который станет причиной частых драк, скандалов с комбатами. Кроме того, когда начнутся экономические проблемы, из коалиции выйдут «Радикальна партія» с «Батьківщиною», перейдут в жесткую оппозицию и начнут критиковать своих бывших партнеров. Это сделает жизнь ВР непродолжительной.

Но за эту короткую каденцию она не может быть распущена раньше, чем через год, и должна принять ряд законопроектов для безвизового режима с Евросоюзом, сближения  с ним, ведь это пообещал Президент, а в коалиционном соглашении записано: Украина должна создать все основания для вступления в ЕС и НАТО. Поэтому ВР должна максимально этим заниматься.

Кроме того, не завершена люстрация — этому процессу осуществляется активное сопротивление, и новые депутаты должны сломать его. В экономической сфере нужно отменить огромное количество налогов, приняв новый Налоговый кодекс, отменить репрессивный Трудовой кодекс, который протолкнул Тигипко, либерализовать экономику, ведь стране нужны кардинальные изменения в условиях фактического военного положения. Наконец, нужна реформа армии и Службы безопасности, ведь Украина фактически оказалась беззащитной перед российской интервенцией и агрессией ее спецслужб. Я убежден, что нынешняя Рада сможет справиться с этими задачами, ведь иначе под ней будут собираться люди, чтобы жечь шины, и это — не преувеличение.

Моя позиция в том, что Президент и премьер должны оставить свои противоречия и выйти на первое заседание Рады с готовым составом правительства, согласованный хотя бы по большинству позиций. На сегодня больше всего противоречий относительно министра внутренних дел, министра финансов, министра юстиции, министра топлива и энергетики. И я думаю, Порошенко и Яценюк все же озвучат часть имен будущего правительства, а консультации относительно всех других продлятся до следующей недели. Хотя есть надежда, что будет объявлен весь состав правительства.

Что касается главы Верховной Рады, то им будет избран Владимир Гройсман. Первый заместитель главы ВР скорее отойдет «Самопомочи», а просто заместителем станет представитель «Оппозиционного блока» — скорее всего Вилкул.

Что же касается самого «Оппозиционного блока», то вряд ли ему отойдет бюджетный комитет и комитет по свободе слова. Возможно, ему достанется комитет по этике и другие второстепенные комитеты. Но это было бы правильно, ведь нужно показывать правильный пример. Если в свое время Партия регионов пренебрегала всеми нормами, то новая власть должна сделать все, чтобы выполнить свои обязательства.

«СЕЙЧАС ДЛЯ РАДЫ И БУДУЩЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА СИТУАЦИЯ ТАКАЯ, КАК ПОСЛЕ МАЙДАНА — НУЖНО ЧТО-ТО ПРЕДПРИНИМАТЬ»

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Новая Рада должна по минутам взрослеть — как можно быстрее самоорганизоваться, произвести выборы своего руководства. Первые задачи у них несодержательные — не остановиться на спикериаде еще на месяц, как они остановились на коалиционном соглашении. В содержательном плане Рада должна приступать к военной реформе, реформе местного самоуправления и бюджету.

Все процессы, происходящие сейчас вокруг будущих должностей, кулуарные. Более того, публичность оказалась болезненной. «Народный фронт» прямо заявил, что премьером должен остаться Арсений Яценюк, и это усложнило задачи всем остальным, которые предлагают заниматься торгами. В этой ситуации нежелание других фракций быть публичными очень смущает. Для чего тогда был Майдан, если продолжаются процедуры торга, выяснения отношений?

Коалиционное соглашение имеет большой недостаток. Чем больше подписантов коалиции, тем меньше ответственности каждой фракции. В целом, это соглашение — набор хороших пожеланий и успокоительное, которые важны для Украины, носят скорее публичный характер для Запада, и является раздражителем для Путина. Но говорить, что все пойдет по плану, трудно, ведь там такое количество задач, что делает непрогнозируемым поведение наших политиков.

Новоизбранная Рада будет работать в ближайшие полгода точно так же, как и Кабмин. Далее может наступить первый кризис, связанный с потребностью усиления проведения реформ. А это будет достаточно тяжело, ведь 120 человек сторонников Кремля под видом «Оппозиционного блока», разбросанные через мажоритарки и внутри различных фракций, будут саботировать продвижение реформ. Для Путина ВРУ, которая занимается реформами, хуже, чем поражение в Донецке. Поэтому будет сильное сдерживание любых изменений в стране.

Будет и продвижение лоббистских законов, где фракции будут делить деньги между собой. И к окончанию первой сессии станет вопрос о реальной оппозиции. Сейчас у нас будет только коалиция, но оппозиции как таковой не будет, а это уже неполноценная деятельность парламента. Оппозиция — это те, кто будут подталкивать власть к решительным реформаторским изменениям. «Оппозиционный блок» нельзя назвать оппозицией. По последней парламентской моде, часть парламентских комитетов — по правопорядку, СМИ, бюджету — принципиально отходят оппозиции. Но мы не можем их передать Партии регионов в лице «Оппозиционного блока». Это то же самое, что в 1947 году в Бундестаге отдать роль оппозиции эсэсовской партии. Они работают в той же хамской стилистике, в которой работали, будучи властью. Не может быть, чтобы люди, которые насиловали страну, потом стали ее священниками.

Сейчас наиболее ясно, что премьером остается Яценюк. Кроме того, Администрации Президента (АП) не удалось «завалить» Авакова на посту главы МВД. Те, кого выдвигает АП в качестве привлекательного спикера, не пройдут — голосование за Матвиенка или Гройсмана, скорее всего, не будут результативными. В украинских реалиях голосование — страшная вещь, и при спикериаде могут возникнуть неожиданные кандидаты и ситуации. Наиболее вероятный вариант — Александр Турчинов, которого может поддержать «Народный фронт» и «Самопоміч».

Cейчас для рады и будущего правительства ситуация такая, как после майдана — нужно что-то предпринимать. и кто получит больше власти, тот получит больше негатива в случае отсутствия реформ.

Когда мы говорим о «техническом правительстве», это не значит, что к власти приходят беспартийные железнодорожники, пожарники или хирурги. Это означает правительство, которому международные финансовые учреждения доверяют свои деньги, и оно идет по определенному плану, связанному с геополитическим фактором.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать