Перейти к основному содержанию

Выборы-2006: тенденции и проценты

30 сентября, 20:28

До официального старта парламентской избирательной кампании (26 ноября) остается чуть меньше двух месяцев. Но в повестке дня и украинского политикума, и экспертного сообщества тема выборов уже давно является одной из главных. На днях, к примеру, одно из действующих лиц властного конфликта экс-госсекретарь Александр Зинченко заинтриговал сообщением о том, что он уже определился со своей партийной принадлежностью, однако пока не скажет, какую партию будет представлять. Он также пообещал, что войдет в политсовет Блока Юлии Тимошенко «как руководитель политической силы». По словам А.Зинченко, политсовет этой партии уже принял решение о его членстве, однако данный вопрос будет окончательно решен на съезде, который состоится «буквально через 12—15 дней». Известно лишь, что эта политическая сила — не «Батьківщина» и не «Пора».

Уже начали и эксперты прогнозировать результаты будущих выборов. Одни строят свои прогнозы на свежих данных опросов общественного мнения, которыми недавно снабдили нас социологи, другие — на собственных методиках...

Известно, что делать прогнозы — занятие неблагодарное. Если прогноз сбывается, то впоследствии кажется очевидным. Если подтверждается частично, то, прежде всего, бросаются в глаза несоответствия. Также весьма сомнительно выглядит сама возможность корректного прогнозирования результатов парламентских выборов за полгода, ведь не политологический, ни социологический инструментарий этого не позволяют.

Однако считаю возможным представить прогноз выборов в Верховную Раду в 2006 году, руководствуясь следующими соображениями:

— Данный прогноз не является самостоятельным. Это конкретизация среднесрочного прогноза развития Украины, выполненного в начале этого года. Спустя десять месяцев я могу подтвердить почти все его тезисы, в том числе касающиеся предстоящей избирательной кампании, а читатель может убедиться, насколько они уже подтверждаются.

— Все мои прогнозы основаны на цивилизационном подходе с использованием модели развития технологической цивилизации. Этот метод, являясь идеологически и политически нейтральным, позволяет делать анализ и прогнозирование гораздо более длительных процессов, но с более низкой детализацией.

— Кризис президентской команды ускорил процесс предвыборного структурирования основных политических сил, перевел подковерную борьбу в публичную, более прогнозируемую.

Итак, сначала о ходе самой избирательной кампании.

Понятно, что по уровню применения технологий черного PR, манипулирования общественным мнением и использования административного ресурса предстоящая избирательная кампания не очень будет отличаться от прошедшей 2004 года. Очевидно, что на уровне массового восприятия перевести парламентские выборы 2006 года в IV тур прошедших президентских уже не удастся. Как не удастся партии власти и новой оппозиции «идти на выборы параллельно», — можно прогнозировать, что новая оппозиция, создаваемая на основе БЮТ, будет основным оппонентом партии власти, создаваемой на основе НСНУ.

Можно прогнозировать усиление административного, экономического и прочего давления на новую оппозицию со стороны власти. И это давление, как реально существующее, так и вымышленное, будет вовсю использоваться последней. То есть, скорее всего, новая власть наступит на те же грабли, что и старая.

Вообще, несмотря на отчаянные усилия НСНУ по предотвращению трансформации в типично украинскую партию власти, уже сейчас очевидно, что ей это не удаётся.

Не лучшее положение и у старой оппозиции. Несмотря на достигнутый и формализированный компромисс с новой властью, состояние Партии регионов всё больше напоминает состояние снеговика весной. Сверху начинает припекать солнышко, а внизу бегут весенние ручьи. Так и с ПР — «сверху» административный, финансовый, медиаресурс и часть электората, традиционно привыкшего голосовать за власть, постепенно переходят к партии власти. А «снизу» значительная часть протестного электората переходит к новой оппозиции.

До выборов вполне вероятен выход Соцпартии из правительственной коалиции, а также, с меньшей вероятностью, Партии промышленников и предпринимателей.

Также, по мере приближения выборов, в разных регионах следует ожидать возрастающего повышения активности и рейтингов региональных партий, то есть партий, которые рассчитывают на голоса избирателей одного или нескольких соседних регионов.

Таким образом, избиратели окажутся перед выбором в виде следующих мегаблоков: партия власти, новая оппозиция, старая оппозиция, возможно, партия или блок данного региона. Плюс два-три десятка мелких партий радикальной и экзотической ориентации.

Особенно интересна эволюция позиции Президента в процессе фактически уже начавшейся избирательной гонки. После неудачи с формированием широкого пропрезидентского блока и образования новой оппозиции можно было бы спрогнозировать его демонстративно нейтральную позицию. Эта позиция предполагает, с одной стороны, неформальное лидерство в партии власти, координацию ее деятельности и сглаживание противоречий между ее отдельными составляющими. А с другой стороны — подчеркнутое стремление прежде всего обеспечить демократичность и легитимность выборов.

Однако, по ряду причин, можно предположить, что Президент не будет следовать этой логичной и прогнозируемой, в том числе, и его оппонентами, схеме поведения.

Представляется, что от Президента в ближайшие полгода следует ожидать стратегических предложений по реформированию как системы управления страной в целом, так и отдельных аспектов развития. Если они будут, то, вполне вероятно, это будет выражено в форме прямого обращения (предложения) к народу. Возможно, для принятия предполагаемых изменений будет предложено провести референдум по нескольким вопросам. Кстати, вполне возможно, что такие инициативы, как первичные, так и альтернативные ответные, поступят и от основных мегаблоков. Обсуждение предложения возможности проведения общеукраинского референдума послужит катализатором к серии опросов на местном уровне.

В общем, от Президента или — с меньшей вероятностью — от его основных оппонентов, следует ожидать системных, кардинальных предложений, адресованных непосредственно народу. Их содержание во многом прогнозируемо уже сейчас. И эти предложения, кроме всего прочего, в значительной мере будут преследовать цель изменить сценарий проведения избирательной кампании.

На основе анализа основных длительных процессов развития Украины можно сделать вывод о том, что на предстоящих парламентских выборах 2006 года преимущество будут иметь левоцентристские силы.

В то же время можно прогнозировать, что ни один мегаблок не получит абсолютного большинства голосов.

Если Президенту своими стратегическими инициативами, поддержанными непосредственно народом, не удастся изменить прогнозируемый сценарий развития избирательной кампании, то большинство голосов (примерно 38— 42%) наберет новая оппозиция.

Второй будет партия власти с отставанием менее 5%.

Третье место займет старая оппозиция. Партия регионов, утратив позиции в центре страны, превратится в Партию региона — крупнейшего, во многом ключевого, но одного.

Я подтверждаю сделанный ранее прогноз о том, что Компартия на предстоящих выборах утратит часть своего электората.

Всего, при сохранении существующего 3%-го избирательного барьера, в следующий парламент имеют шансы пройти 6—8 блоков и партий. Среди них будет 2—4 партии или блока, имеющие ярко выраженную региональную ориентацию.

Некоторые последствия выборов. Деятельность нового состава высшего законодательного органа не будет значительно эффективнее существующего. Пропорциональная система себя не оправдает.

Сделанный ранее прогноз о том, что большинство в новом парламенте снова станет ситуативным, можно только подтвердить. До следующих президентских выборов следует ожидать новых изменений в Конституции, касающихся полномочий, порядка избрания и особенностей функционирования высших органов власти.

Основной риск настоящего прогноза.

Метод, на основе которого составлен настоящий прогноз, не учитывает личностный фактор. Прежде всего личностный фактор первого лица. То, что в течение ближайших лет следует от него ожидать системных и вполне определённых стратегических предложений — очевидно и диктуется объективными процессами развития страны. Проблема в том, что неизвестно, когда это произойдет. Если во время избирательной кампании — тогда у партии власти еще есть шанс изменить ее ход в свою пользу.

В заключение позволю себе дать читателю совет.

Сегодня, когда на нас еще не обрушились тонны пропаганды и черного PR, возьмите лист бумаги и напишите название политической партии или фамилию лидера, которому вы больше всех доверяете. Положите этот лист в конверт, конверт заклейте и храните там, где обычно лежат ваши документы. В день выборов вскройте конверт и увидите, за кого вы отдадите свой голос. Попутно вы узнаете уровень своей сопротивляемости технологиям манипуляции массовым сознанием.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать