Перейти к основному содержанию

Яценюк растет, Тигипко шатается

02 ноября, 20:21
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Николай КОЗЛОВЕЦ, доцент кафедры философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, кандидат философских наук:

— Арсений Яценюк сумел представить «Фронт змін» как некоторого рода оппозицию к власти. В то время как Сергей Тигипко ее олицетворяет. Причем, дав согласие работать в ней, он потерялся, его голоса не слышно, не чувствуется собственной позиции, собственного влияния на принятие важных экономических решений, он не является центром проведения реформ. Это делают премьер-министр Николай Азаров, вице-премьер-министры Борис Колесников и Андрей Клюев. Падение рейтинга С. Тигипко произошло на фоне того, что рейтинг Партии регионов в некоторых областях, в том числе в центре и на западе Украины, вырос. Со стороны общества есть запрос на так называемую третью силу, и А. Яценюк так себя и позиционировал. И пока не просматривается появления политических сил и лидеров, которые бы могли предложить новую альтернативу и перспективу развития, не наблюдается резкого неприятия политики правящей коалиции. Потому что большинство людей понимает необходимость проведения реформ, в том числе непопулярных, и после выборов народ будет ждать не деклараций, а реальных дел.

На данном фоне показательно падение рейтинга Народной партии Владимира Литвина и партии "Наша Украина". Считаю, что будущая политическая карьера многих политиков из этих структур под сомнением.

Что касается «Сильной Украины» на Житомирщине, то в ее слабом результате сыграл роль не очень удачный отбор кадров на руководящие должности на областном уровне. На них оказались люди, ничем себя не проявившие в партиях, в которых состояли ранее, в частности, в «Нашей Украине». Это люди, готовые служить кому угодно из тех, кто находится на гребне роста рейтинга. Но они не являются авторитетами на местном уровне, не формируют общественное мнение, не имеют широкой поддержки среди общественности. Существует острая проблема выдвижения и формирования новых политических кадров, партийных функционеров.

Николай ЛАЗАРОВИЧ, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационной деятельности и украиноведения Тернопольского национального экономического университета:

— Тот факт, что Сергей Тигипко пошел сотрудничать с властью, я имею в виду в данном случае исключительно ПР, не мог остаться незамеченным обществом. И мне кажется, что провал Тигипко на местных выборах — это, так сказать, знак для тех, кто отважится на такое сотрудничество. Хотя есть диссонанс, потому что ПР взяла немало голосов. Те же, что у власти, включая и Владимира Литвина, получили очень мало. О чем это говорит? На мой взгляд, это свидетельствует о том, что ПР сумела достичь результата на местных выборах за счет давления и административных рычагов. Но «регионы» не дали этих рычагов ни Тигипко, ни Литвину. Вот такой парадокс в ситуации. А по поводу Арсения Яценюка... Ну, Яценюк себя позиционировал умело. Он как бы и оппозиция, так сказать, довольно приятная для Партии регионов, а с другой стороны — не сотрудничал в таких видимых сферах с «регионами». Также влияние Яценюка, в частности, на Тернопольщине и ВО «Свобода» в значительной мере объясняется тем, что не принимала участия в выборах «Батьківщина». А еще у людей где-то глубоко в подсознании засело, что БЮТ — это те, кто проиграл. У Яценюка, по большому счету, такого нет. Он, по сути, впервые принимал участие в таком масштабном проекте, как президентские выборы, и тогда за него проголосовало немало избирателей. Поэтому сейчас с ним связывают надежды те, кто хочет видеть на политическом олимпе новые лица. Я же почему-то сомневаюсь, что это новое лицо. На мой взгляд, единственный выход в данной ситуации — это объединение демократических сил. Хотя уверен, что этого не будет, потому что Виктор Ющенко, сделавший все для того, чтобы разбить то единство, теперь снова говорит, что будет объединяться, но одновременно намекает на то, что не станет объединяться с той же «Батьківщиной». Мне кажется, общество не интересует, в какой конфигурации объединятся демократические силы, общество интересует, чтобы это была эффективная оппозиция, которая не даст до конца «переломать страну через колено». Этого, к сожалению, наш бывший вождь не понимает.

Олесь СТАРОВОЙТ, политический эксперт, Львов:

— Здесь прежде всего нужно сказать, что Тигипко ассоциируют с политикой власти и партией власти — если говорить о тех регионах, где Партия регионов не набирает большинства. А там, где ПР набирает большинство, соответственно, за Тигипко нет смысла голосовать — те, кто голосует за власть, в первую очередь голосуют за Партию регионов. А вот Арсений Яценюк показал себя как довольно грамотный политик — он не делает громких заявлений и при этом проводит качественную работу в регионах. Кроме того, качественно подбирались списки людей, которые шли от «Фронта змін», и таким образом удалось занять политическую нишу, оппозиционную к власти и в то же время не радикальную. «Фронт змін» сейчас полностью зашел на бывшее поле «Нашей Украины» и «Батьківщини».

Владимир ПРИТУЛА, руководитель комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:

— К сожалению, в Крыму не смогли добиться успеха ни команда Яценюка, ни команда Тигипко. Тем более жаль, потому что в автономии есть электорат, на который они могли бы рассчитывать, но эти партии неправильно проанализировали ситуацию и не использовали этот ресурс. И «Сильная Украина», и «Фронт змін» могли рассчитывать в автономии на украиноцентричных избирателей («Фронт змін» — в большей степени, «Сильная Украина» — в меньшей), то есть на молодых, активных, сильных людей, которые заботятся о своем будущем и предпочитают собственными силами добиваться, чтобы оно было таким, как они хотят; на тех, кто если не сейчас, то уже завтра будет принимать самостоятельные решения. Это студенты, молодые бизнесмены, учителя, врачи, интеллигенция и т.д. По моим наблюдениям, избиратели такого рода могли бы составить не менее 10% общего электората, следовательно, и тому и другому кандидату могло бы перепасть до 5% или даже больше голосов. Но их штабы в Крыму не смогли адресно выделить из общей массы именно свой электорат, они не обращались к нему, не работали именно с ним, почему-то решили, что, как и другие, они должны сторониться всего украинского и государственнического, и оказались серыми агитаторами, которые не отличались от других партий, а потому получили менее 1% голосов. Молодые и активные люди не услышали от них обращения именно к себе, команда Яценюка не использовала эту тему в агитации, поэтому не смогла объединить своих избирателей. Тигипко «подкосил» Налоговый кодекс, который, кстати, среди определенного электората подпортил имидж и Партии регионов. Нужно сказать, что этот Налоговый кодекс — по вине Азарова, конечно, — еще испортит и будущие избирательные кампании как Тигипко, так и Партии регионов и отразится на парламентских выборах.

Алла ЧЕРНИЙ, кандидат политических наук, Ровно:

— Тигипко ассоциируется с Партией регионов. Хоть он и шел на выборы отдельной партией, однако избиратели все равно воспринимают ее как провластную. Сергей Тигипко обещает построить новую Украину, создать что-то качественное. Между тем он уже в правительстве. То есть на сегодня у него есть все рычаги влияния, чтобы воплощать это новое и качественное, о чем он заявляет.

А вот у Арсения Яценюка была довольно жесткая реклама наподобие: «Хотите не дожить до пенсии — голосуйте за Партию регионов». И это срабатывает. Его предвыборная агитация оказалась действенной, в отличие от других. К тому же большую роль сыграла команда на местах. Она оказалась хорошо подобранной. Так, сюда вошли молодые предприниматели, незаангажированные властью. Они готовы на паритетных началах сотрудничать с ней, однако воплощая свои замыслы. Имел влияние и рейтинг Яценюка на президентских выборах. К тому же избиратели хотят видеть у власти новых людей. Тигипко таковым не является. А Яценюк уже давно не спикер, он не у руля, и это сработало положительно.

Виктор ПАЩЕНКО, доцент кафедры политологии Днепропетровского национального университета:

— На мой взгляд, снижение популярности С. Тигипко по сравнению с президентскими выборами объясняется тем, что он добровольно ушел из ниши оппозиционера и согласился на работу в правительстве. Как вице-премьеру ему приходится заниматься вопросами реформирования экономики, а, стало быть, ассоциировать себя с крайне непопулярными решениями, вызывающими раздражение среди избирателей. Репутацию С. Тигипко сильно подмочил неудачный проект Налогового Кодекса, против которого ополчились предприниматели. То есть, как раз та категория избирателей, которая больше всего поддерживала его на президентских выборах. Как члену правительства, С. Тигипко пришлось озвучивать также разные инициативы относительно увеличения тарифов на газ или повышения пенсионного возраста. Все это не добавляло ему популярности среди простых украинцев. Работа в правительстве, вероятно, также помешала сосредоточиться на развитии партийных структур «Сильной Украины», что не могло не отразиться на результатах местных выборов. Даже на Днепропетровщине, где С. Тигипко имел наибольшую поддержку от земляков, ему пришлось возглавить партийный список в облсовет, чтобы повысить узнаваемость своей политической силы. В то же время А. Яценюк не только сохранил за собой образ независимого политика и оппозиционера, но и, находясь вне власти, получил неплохую возможность критиковать и комментировать непопулярные шаги правительства. Ему удалось лучше наладить партийную работу в регионах, поставить во главе организаций известных и уважаемых людей, которые не вызывали антипатий у избирателей. Как результат, А. Яценюк смог укрепить свои позиции и даже продвинуться на восток Украины.

Анатолий РОМАНЮК, доктор политических наук, профессор кафедры политологии Львовского национального университета им. Ивана Франко:

— Что касается нашего западного региона, то Тигипко здесь никогда не был сильным. Сильным был Яценюк — таким он и остался. Я считаю, провал «Сильной Украины» связан с тем, что партия Тигипко ассоциируется с Тигипко. А он в значительной мере «привязан» к Налоговому кодексу, который довольно непопулярен. И положения, содержащиеся в Налоговом кодексе, по-разному трактуются, но есть очень много критических замечаний. Соответственно, они, эти критические замечания, переносятся и на саму структуру Тигипко, на тех людей, которые связаны с ним. И потому оценки, дававшиеся накануне выборов (что за «Сильную Украину» будет голосовать достаточно высокий процент избирателей), были не совсем адекватными. Зато Яценюк имеет преимущество в том, что не связан с властью, у него больше маневра для критики власти, и за счет этого его позиция значительно более выгодная.

Подготовили Лариса ОСАДЧУК, Тернополь; Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Житомир; Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск; Николай СЕМЕНА, Симферополь; Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ровно

КСТАТИ

...Если не объявили явку, значит...

Александр ЧЕРНЕНКО, председатель Комитета избирателей Украины:

— Закон о местных выборах не обязывает Центральную избирательную комиссию объявлять явку избирателей. На президентских и парламентских выборах ЦИК собирала информацию из 225 избирательных окружных комиссий, куда в свою очередь поступала информация с участков. Сегодня же мы имеем свыше семисот территориальных избирательных комиссий, которые не подчиняются ЦИК. Каждый действует самостоятельно. Кто хочет, собирает явку, кто не хочет, не собирает. В основном сейчас ТИК занимаются подсчетом голосов. На сегодняшний день нет централизованной избирательной кампании, а есть свыше семисот локальных компаний. За каждую из них отвечает отдельная территориальная избирательная комиссия. Национальная кампания есть на президентских и парламентских выборах. Я думаю, общая явка будет только тогда, когда соберут все протоколы, подведут итоги, подсчитают, сколько избирателей приняло участие в голосовании. Возможно, это будет через неделю.

Святослав КРАВЧУК, председатель Волынской областной организации партии «Фронт змін», экс-заместитель председателя Волынской облгосадминистрации:

— На Волыни наша политическая сила, по предварительным данным, проходит и в областной, и в местные советы, в частности, на выборах в Луцкий городской совет мы набрали свыше 7% голосов, что является достаточно неплохим результатом для недостаточно раскрученной, я бы сказал, партии. Мы не гнались за количеством бигбордов, чем грешило немало наших политических соперников, но в наших списках не было людей, которые бы имели либо проблемы с законом, либо вину перед территориальными общинами. Сейчас удачным называют решение ввести в первую пятерку известного футбольного тренера Виталия Кварцяного, который, мол, получил для нас немало голосов. Но мы просто подбирали людей, имеющих, конечно, свои особенности характера, как все живые люди, однако самое главное, что они делают в этой жизни, — это работают не на себя, а на общество. Поэтому на одном из избирательных участков в Луцке по мажоритарному списку в городской совет проходит наш партиец футбольный тренер Николай Диндиберин, который не перед выборами, а уже 12 лет следит за состоянием спортивной площадки в своем микрорайоне, тренирует детей, часто затрачивая не только собственное время, но и собственные деньги на оборудование площадки и проведение турниров. С доверия к людям, которые представляют политическую силу, на мой взгляд, и начинается доверие к конкретной политической силе. Наш лидер Арсений Яценюк как раз сумел, считаю, это доказать, когда еще в марте обратился с письмом к Президенту с виденьем проблем государства и путями их решения. Это виденье, эти пути могут не всем нравиться, но Яценюк показал, что имеет свою позицию, что есть политическая сила, готовая взять на себя ответственность за государство.

Теперь самое главное для нас — сохранить доверие. И если в столице изменятся отношения между политическими силами, между их лидерами, то мы должны сделать все, чтобы эти перипетии не мешали нам на местах решать проблемы местной общины. Страшнее всего, по моему мнению, на нынешних выборах было то, что немало политиков местного масштаба, которые особенно активно представляли себя в качестве защитников народа, общества, уже были при власти длительное время. Но никто не отчитался о сделанном. Один из претендентов на должность Луцкого городского головы договорился до того, что, мол, даст электорату столько земельных участков, сколько тот пожелает. Но Луцк уже давно зажат в своих границах, и такие обещания являются чистой воды обманом. Что бы ни решали, как говорят, в верхах, а мы должны помнить, что несем ответственность перед обществом, которое нам поверило. По моему мнению, перспективная политическая сила, которую презентует Сергей Тигипко, и потерпела фиаско именно по той причине, что очень оторвалась от людей и не заняла четкой позиции по многим вопросам. Народ сейчас не очень любит, когда ему, как говорится, подкручивают гайки... Поэтому тот же Налоговый кодекс нужно было вынести сначала на всенародное обсуждение, чтобы и волки были сыты, и козы целы. Стоило разъяснить реформы по газу, а проектом пенсионной реформы народ, по моему мнению, просто запугали. Общество еще не готово к таким изменениям, оно, образно говоря, как море, которое подступает то к одному, то к другому берегу.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк

Виктория ЖУК, пресс-секретарь Донецкой областной организации партии «Сильна Україна»:

— Руководитель нашей организации Владислав Дрегер уже положительно оценил результаты только что прошедших выборов. При этом мы опираемся на экзит-пол, который по нашему заказу проводился в Донецке и 37 крупных городах и райцентрах области. Согласно итогам 17 тысяч интервью данного опроса, «Сильна Україна» на втором месте после Партии регионов в целом по области (7,3%), и по Донецку (7,6%). Это гарантирует, в частности, нашим выдвиженцам четыре-шесть мест в «пропорциональной» части будущего областного совета, приблизительно столько же наших людей должно пройти по «мажоритарке».

Неплохие шансы у представителей «Сильної України» войти во властные структуры таких достаточно крупных индустриальных центров, как Мариуполь, Краматорск, Горловка, Славянск, Дзержинск и Снежное. Владислав Дрегер также уверен, что представители «Сильної України» станут градоначальниками в Горловке и Новоазовске.

Другое дело, что параллельно с заказанным нами экзит-полом в Донецке в настоящее время обнародован, так сказать, параллельный опрос. Провела его социологическая служба, близкая к доминирующей в регионе политической силе, и процент, «выделенный» в интересах «Сильної України», там почти вдвое меньше. Не хотелось бы думать, что это приведет к возможным манипуляциям с бюллетенями при официальном подсчете, о чем уже вслух говорят представители партий, которые точно «пролетели» на нынешних выборах.

Сергей КОРОБЧУК, Донецк

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать