Земли и деньги
Бюджетным лоббистам посвящается
В Украине 60,3 млн. гектаров земли. Из них, по данным Госкомзема, 70% — земли сельскохозяйственного назначения, 17%— лесные угодья, 4% территории государства — застроено. Кстати, сравнение статистики показывает, что за 11 лет структура земель почти не изменилась. Разве что стало чуть меньше лесов...
18 декабря 1990 года все земли Украины были объявлены объектом земельной реформы. С учетом того, что большая часть земель в составе земельного фонда страны, имеет сельскохозяйственное назначение, акцент земельной реформы значительно сместился в сторону аграрного сектора экономики. Главное контрольно-ревизионное управление Украины провело анализ эффективности двух бюджетных программ — относительно земельной реформы и охраны земель.
КУДА И СКОЛЬКО
На реализацию этих программ, в течение трех лет планировалось потратить 122,6 млн. бюджетных гривен. Фактически же было выделено 69,4 млн. грн. Таким образом, были недофинансированы такие пункты программ, как строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений и рекультивация использованных земель, изготовление бланков государственных актов на землю. По мнению экспертов, характерной чертой обеих программ является нечеткость, и неконкретность формулировки целей, для которых эти программы принимались и осуществлялись. Слишком уж общий характер носило внедрение этих программ, чтобы сейчас можно было говорить об ожидаемых результатах. А потому, даже с учетом значительного недофинансирования, уровень исполнения вызывает массу нареканий. Причем достаточно занятных. Например, сложно объяснить, зачем было направлено дополнительных 4 млн. гривен на изготовление 1,9 млн. бланков госактов, когда, во- первых, недостаточности на том этапе не ощущалось, а во-вторых, не была проведена реальная оценка государственных земель несельскохозяйственного назначения. А право частной собственности на землю, все равно, не подтвердила добрая половина селян. Кстати, согласно проведенным в рамках анализа исследованиям, 90% опрошенных утверждают, что на их финансовое положение, получение права собственности на землю ни как не повлияло.
А ВОТ И ДЕНЬГИ…
Исследования, проведенные аудиторами и ревизорами в регионах страны, показали, что при условии проведения честной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения, существующие объемы платы за их использование вырастут, как минимум, в 2 — 3,5 раза. Вывод сделать не сложно — бюджет теряет около 2 млрд. гривен в год только на такой статье доходов как поступления от платы за землю. По данным Госкомзема, общая площадь деградировавших и малопродуктивных земель составляет почти 25 млн. га, а потери от этого превышают 30 млрд. грн. ежегодно.
ВЫВОДЫ
Из всего вышеприведенного можно сделать разные выводы. Можно вспомнить о том, что практически абсолютное большинство государственных программ, чего бы они ни касались, имеют такие же, или почти такие же результаты. Локальные успехи можно принимать в расчет, а можно и не принимать. Причины неудачных трат значительной части бюджетных средств практически одинаковы — недостаточность финансирования и недостаточность контроля за целевыми и эффективными расходами, и зачастую неполноценная нормативно-правовая и методологическая базы, подкладываемые под ту или иную государственную программу. Так что вариантов здесь может быть несколько, а самых результативных, скорее всего, только два. Первый — отменить все программы и сэкономить на этом кучу денег, второй — разрабатывать и оплачивать программы, финансирование и методологическое обеспечение которых, государство потянет не как попало, а на 100%.
Выпуск газеты №:
№222, (2003)Section
Подробности