Перейти к основному содержанию

Золотые моря Украины

01 августа, 00:00

Как сообщил «Дню» источник, на встрече рассматривался вопрос о коллективном лоббировании интересов портовиков во всех возможных структурах.

К сожалению, подтвердить правдоподобность последнего тезиса оказалось, практически невозможно. Все официальные лица ограничивались лишь фразами о значимости отрасли для экономики государства и неустанной работе по повышению качества обслуживания клиентов, росте грузопотоков и т.д. По сути же, все звучавшие высказывания свидетельствовали о готовности портовиков играть значительную роль в принятии экономических решений госмасштаба. Рациональное зерно в этом, конечно, есть. Даже если верить официальным данным о приросте производства в текущем году на 102%, то порты оставили далеко позади основные ликвидные отрасли отечественной промышленности.

По имеющимся данным, переработка всех грузов через причалы морских портов увеличилась на 4605 тыс. тонн и достигла 341192 тыс. тонн. В первую очередь прирост дали экспорт грузов — 29,7 % и транзит — 9, 4 %. Как отмечают специалисты, грузопереработку увеличили все морские порты, за исключением порта Южный, понесшего значительные потери в связи с падением цен и спроса на украинский карбомид и аммиак, являющихся основной номенклатурой переработки порта. Кроме того, рост переработки грузов мог бы быть значительнее, если бы правительство Украины предоставило транзиту приоритетные права транспортирования по территории страны.

Сегодня высокие таможенные ставки и другие налоги и сборы (более 11 позиций) значительно сдерживают собственников грузов СНГ и других стран пользоваться услугами морских портов Украины. По мнению экспертов, запас мощности морских портов позволяет увеличить в несколько раз объем переработки транзита при существующем отсутствии отечественных грузов.

Эксперты отмечают, что ряд портов, потерявших приоритетных заказчиков как в силу экономических, так и политических факторов сохраняют значительные задолженности: перед бюджетом — 1339,5 тыс. грн., перед пенсионным фондом — 1838,1 тыс. грн., по зарплате — 5073,9 тыс. грн. И все же порты, оставаясь государственной собственностью, являются одной из наиболее прибыльных отраслей экономики. По имеющимся сведениям, их прибыльность еще возрастет с введением в эксплуатацию трех трансевропейских коридоров, начиная уже с конца этого года.

В этой связи стоит отметить высказывание начальника Ильичевского морского порта Станислава Стребко, заявившего, что только по его порту впервые с 1990 года месячный объем переработки грузов в июне превысил 1006 тыс. тонн, а прирост по сравнению с первым полугодием 1997 года составил 317 тыс. тонн. Кроме того, в этом году сразу три порта отмечают круглые даты: в июне 220-летие Херсонского порта и 20-летие Южного, а в августе 40-летие Ильичевского. Лучшего повода напомнить о себе и сделать определенные заявки на будущее портам вряд ли стоит искать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать