Александр ДЕХТЯРЧУК: После выборов начнется процесс формирования новой политической палитры в Украине

«День» пообщался с региональным политиком, который с 2005 года остается членом «Нашей Украины». Той самой НУ, которую пять лет назад поддерживало почти 30% украинцев (!). Сегодня же от былой популярности «оранжевых» не осталось и следа. Более того, даже парламентская фракция, где ключевую роль в свое время играла как раз «Наша Украина», де-факто не существует. Правда, недавно в НУ появился новый лидер — экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. Сможет ли он поднять затонувший партийный корабль? Этот и другие вопросы мы адресовали Александру Дехтярчуку, который с 2005-го и по сегодняшний день возглавляет Дубенскую районную организацию НУ, и с 2006-го трудится на посту главы Дубенского райсовета (Ровенская область).
— Как известно, нынешние выборы впервые проводятся отдельно от парламентских. Разница между исключительно региональной избирательной кампанией и общей — парламентско-региональной — ощутима?
— Несмотря на подписание соглашения о честных выборах (инициатором выступила областная администрация), на мой взгляд, в нашем регионе четко прослеживается желание администрации получить значительно высший избирательный результат, чем он есть на самом деле. Кроме того, по целому ряду округов многие кандидаты заявили о желании снять свою кандидатуру. И что примечательно: как правило, такие факты имели место как раз в тех округах, где шли представители от власти. Это — очень тревожные нотки. Вместе с тем, отмечу, что из списка «Нашей Украины» никто не снялся, однако еще раз подчеркиваю, такие случаи есть в других политических силах.
— То есть, можно говорить, что это давление провластных политических сил?
— Вполне вероятно, что это выработанная еще с кучмовских времен привычка администрации так работать. Или, возможно, это как раз та история, когда от больших стараний и лоб готовы разбить...
Характерной чертой этих выборов является суперактивное участие в них чиновников. Ни на одних выборах такое большое количество чиновников не стремилось стать депутатами, особенно районных и областных советов. То есть чиновники, которые имеют достаточно рычагов влияния на решение тех или иных проблем той или иной громады, все, как по команде, выявили желание идти в представительскую власть. Все это наталкивает на мысли о том, что им была дана соответствующая команда, и было указание — идти от различных политических партий в представительские органы власти. Хотя я не исключаю, что, идя на выборы, они, таким образом, попросту пытаются защитить свою должность, свое чиновничье кресло. Однако насколько эффективно и продуктивно будет работать орган местного самоуправления, в котором чиновник будет одновременно иметь депутатский мандат? Это весьма сложный вопрос. Как, спрашивается, можно быть в исполнительной власти, а в качестве депутата самому себя контролировать?
Давайте не будем забывать о том, что мы уже живем в условиях старой Конституции, которая и без того урезает далеко не широкие полномочия местного самоуправления. Плюс к этому — новый Бюджетный кодекс, который также усложняет определенные вопросы, работать с которыми обязано именно местное самоуправление. Например, забираются полномочия сельских советов по расходам на следующий год по охране здоровья на районный бюджет. А помещения (лаборатории и т.д.) остаются на балансе сельсоветов. Что же они будут получать из бюджета?
— Хочу вернуться к особенностям нынешней кампании. Тяжелее политикам на местах агитировать за себя, не прячась за фотографией партийного лидера общегосударственного масштаба?
— Однозначно, да. И, думаю, что теперь картину «Кто есть кто?» люди увидят хорошо. Однако в нашем регионе присутствует опасение, что будут предприняты попытки очень серьезных фальсификаций. Во всяком случае, социологические опросы свидетельствуют о том, что люди ожидают грязных выборов, когда их волеизъявление будет искажено в угоду чьим-то планам, а конкретно — планам власти.
— А люди спокойно реагируют? То есть, они готовы к тому, что проголосуют за одних, а к власти придут другие?
— Они ждут, что кто-то должен вмешаться, защитить их выбор. Однако провести качественный контроль на избирательных участках в пределах большого района предельно сложно. К тому же, для таких моментов, которых опасаются люди, всегда находятся «окна».
— Думаю, не стоит говорить о том, что «Наша Украина» переживает нынче не самые лучшие времена. Как вы считаете, в чем трагедия политической силы, которая не так давно пользовалась колоссальной поддержкой общества?
— Идя на эти выборы в районе и в местный совет, я и моя команда извинились перед людьми за те вещи, которые мы, возможно, не доработали в районе. Но, вы знаете, я не хочу и не буду извиняться за те моменты, к которым ни я лично, ни районная организация не имеют никакого отношения.
А в целом, почему так? Это сложный вопрос... Я лично думаю, что Ющенко оценит история. Могу сказать, что начатые им гуманитарные проекты с пониманием воспринимаются в стране, а особенно у нас на западной Украине. Однако для политической борьбы на сегодняшний день нужен волевой лидер и очень серьезно в нашем регионе рассчитываем на Валентина Наливайченко.
— У «Нашей Украины» может, на ваш взгляд, открыться второе политическое дыхание?
— Вы знаете, я не хотел бы говорить о втором дыхании, поскольку «Наша Украина» и так дышит. Это первое. Второе. А много ли, спрашивается, политических сил на местном уровне (демократических, правых), с учетом присутствия на этих выборах трехпроцентного барьера и запретом партийных блоков, преодолеют порог в 3%? Таких политических сил будет немного, поверьте. На мой взгляд, это будет холодный душ вождизму. Сегодня об этом уже никто не говорит, но ведь «Наша Украина» объединяла, если я не ошибаюсь, более шести политических партий. Так вот, когда выигрывали — это была заслуга всех, а когда проигрывали — это был только проигрыш Ющенко и команды НУ. Хотя, хотел бы подчеркнуть, что львиную долю работы на местах приходилось тянуть именно «Нашей Украине».
Трехпроцентный проходной барьер, на мой взгляд, станет точкой отсчета для очень многих местных политических организаций. А что касается будущего... Я считаю, что проблему стоит рассматривать не в плоскости отдельной политической силы, а в формате того, какая политическая сила сможет в будущем поддерживать национальную идею как объединительную для общественных организаций. Кстати, общественные организации могли бы потом объединиться в одну политическую силу. Мы тут на западе задаем вопрос: «Почему восток имеет свою единую политическую силу — ПР, а запад не имеет единой политической силы?». И такие мысли часто звучат.
— А есть подспорье для объединительного процесса?
— Есть, в «Нашей Украине». Во-первых, по структурах, во-вторых, по представительству в каждом населенном пункте, в-третьих, по базе оранжевой революции. Знаете, тот, кто стоял на Майдане... С него это не вытравишь.
— Не согласна с вами, и знаете, почему? Хотя бы потому, что на Майдане, обернувшись в оранжевый шарфик, стоял и нынешний премьер Николай Азаров. И что, с него это не вытравишь? По-моему, его и вытравливать не надо было — само испарилось, мгновенно причем.
— Да, но я имел в виду скорее дух Майдана, демократию, прозрачность власти и т.д. Словом, все те ценности, которые присутствовали на Майдане. Не все ради этих ценностей стояли, тут я согласен с вами. Кое-кто за валенками в Киев ехал (улыбается. — Авт.). Но люди, которые ехали из наших регионов, поверьте, они ехали первыми и ехали с конкретной целью отвоевать свое завтра и построить достойное будущее для следующих поколений украинцев.
У меня создается такое впечатление, что после этих местных выборов мы по-новому будем переживать процесс формирования новой политической палитры в Украине. Есть понятие избирательных структур, которое не всегда накладывается на понятие «политическая партия». Избирательная структура — это очень часто команды на местах. А команды на местах далеко не всегда идут по узкопартийному направлению. Часто их маршрут носит национальный характер и т.п. В данном случае речь идет не о новых проектах под какого-то артиста, футболиста или, скажем, боксера. Речь идет о том, насколько сумеют те или иные политические команды объединиться с тем, чтобы стать центром для будущего, в том числе национальной идеи.
— Политики из всех лагерей солидарны в том, что реформа местного самоуправления неизбежна. И, к слову, все чаще о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые будут касаться местного самоуправления, говорит Президент Янукович. Какие изменения хотели бы увидеть вы?
— В ходе последних президентских выборов все кандидаты в один голос рассказывали о необходимости реформирования системы администраций в Украине и про передачу полноты власти на места — исполкомам (эта модель похожа на польскую). Но что в знаменателе? Мы под лозунгами наведения порядка в стране, видим несколько иную картину, когда совершаются попытки ограничить и без того куцые полномочия местного самоуправления.
Очень важным вопросом является ограничение права администраций (без согласования с органами местного самоуправления) решать земельные вопросы. Я лично обращался не к одному органу власти с этими предложениями. Почему? Потому что единоличное право, скажем, главы администрации выделять земельный участок 2 га для индивидуального селянского хозяйства без согласования с громадой, мягко говоря, играет не в пользу громады. И подобного рода нюансов — очень и очень много.
Выпуск газеты №:
№197, (2010)Section
Политика