Перейти к основному содержанию

Чрезвычайный кризис...

Новейшая стратегия обороны и безопасности
07 июня, 14:59
Фото Reuters

Группой экспертов в области безопасности и обороны, в том числе с участием британского эксперта по вопросам стратегического планирования и решения конфликтов Глена ГРАНТА (модератор), с привлечением студентов Киево-Могилянской академии, Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, Дипломатической академии, представителей неправительственных организаций методом мозгового штурма разработаны Стратегия и Доктрина преодоления нынешнего кризиса на конфликтных территориях Восточной Украины (далее - Стратегия и Доктрина).

Указанные документы учитывают опыт операций по урегулированию кризисов в бывшей Югославии, Ираке, Исламской Республике Афганистан и других горячих точках мира, а также базируются на достигнутом опыте, полученном во время нападения и оккупации территорий Восточной Украины.

Стратегия и Доктрина разработаны в виде non-paper, то есть в публичном варианте. Стратегия включает три раздела и резюме.

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: ОБЩИЕ УРОКИ

Надо отметить, что в ходе кризиса на Востоке Украины и в АР Крым можно было наблюдать действия специальных служб России, которые контролировались определенными группами и отдельными лицами и вели борьбу не по правилам классической войны. Враг применяет тактику, не имеющую никакого отношения к международному праву или общепринятым нормам морали:

- привлекает гражданских лиц для максимального результативного и эффективного достижения своих целей;

- максимально влияет на решения и действия гражданского населения;

- использует подкуп, пропаганду и террор, чтобы побудить людей к борьбе против своих соотечественников;

 - проводит операции в районах скопления людей, создавая непосредственную угрозу для их жизни и даже для жизни детей.

По сути, это новая гибридная межгосударственная «война среди людей», инициированная враждебной стороной. Ее феномен требует детального изучения для корректировки системы подготовки и проведения операций, а также тренировки силовиков. Прежде всего это касается милиции, которая должна обеспечивать безопасность в данной ситуации, но которая неоднократно либо принимала сторону врага, либо демонстрировала бездействие. Анализа требует и то, что украинские военные формирования были применены в ходе определенных операций против террористов, но были вынуждены вернуться в места дислокации, оставив для деятельности сепаратистов информационно-силовой вакуум на конфликтных территориях, который заняли террористы и сепаратисты.

Факты взаимодействия части местного населения с представителями враждебных иностранных войск в кризисных районах ухудшают ситуацию и повышают риск побочного вреда для гражданского населения. Иностранные агенты наглядно продемонстрировали, что способны убивать своих союзников и единомышленников, если цель оправдывает средства. В этом политическом и социальном контексте, где воля населения становится жизненно важной основой положительного влияния на ситуацию, возникает необходимость формирования общественного мнения на общенациональном и местном уровнях.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: ОТВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УКРАИНЫ

На всех уровнях государственной власти должны быть взаимосогласованные действия на основе триединой идентификации:

- народ и правительство Украины совместно противодействуют уголовным и агрессивным действиям Российской Федерации, нарушающей нормы международного права, Конституцию и Законы Украины;

- целью этого противодействия является возвращение незаконно оккупированных и контролируемых террористами территорий к безопасному и стабильному состоянию, к экономическому процветанию в условиях правовой юрисдикции Украины под контролем украинских учреждений и требует скоординированных действий правительственного уровня;

- адекватные действия власти Украины должны поддерживать и дополнять международное давление и санкции к Российской Федерации и ее правительству, формировать механизмы солидарности западного общества со стремлениями украинского народа.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Ряд требований и действий, приведенных ниже, освещают совокупность основных вопросов и систему координации при принятии решений в правительстве с целью достижения максимального успеха (все они нуждаются в детализации и активных действиях по реализации):

- неизменность границ, суверенитет Украины: одинаковое применение украинского законодательства ко всем гражданам; предсказуемые и понятные в обществе решения правительства, назначенных и выборных должностных лиц; определение условий и дорожной карты возвращения АР Крым как автономной, демилитаризованной, многоязычной области с восстановленными полномочиями, возможно, со статусом как финские Аландские острова;

- формирование единой консолидирующей национальной идентичности, государственности и видение общего будущего путем привлечения государственных и негосударственных учреждений, представителей гражданского общества; проведение общенациональной дискуссии;

- трансформация милиции на основе формирования основного государственного правоохранительного органа, действующего в рамках законов Украины; создание легитимного статуса милиции путем профессионализма, прозрачности ее действий и доверия со стороны общества;

- создание безопасной среды для людей и условий безопасности на долгосрочный период: нейтрализация всех иностранных провокаторов; передача суду всех украинских провокаторов; отделение мирных протестующих от террористов и иностранных агентов; формирование политических и социальных условий в восточной Украине таким образом, чтобы это создало основу для отторжения местным населением террористов и сепаратистов; создание условий для понимания среди местного населения, что террористическая деятельность блокирует экономические реформы и что установление мира является обязательным для экономического прогресса;

- одинаковое правосудие как в Восточной Украине, так и в других частях страны: функционирование судебной системы в Восточной Украине в соответствии с законами Украины; угрозы, взяточничество и коррупция не могут исказить ход правосудия; справедливость должна быть локальной, быстрой и адекватной;

- обеспечение поддержки местного лояльного населения: убедить местных жителей, которые верят в Украину, что они не останутся брошенными, предоставить им всяческую поддержку; убедить запуганных граждан в том, что их будущее будет более безопасным и надежным в Украине, нежели под властью какой-либо другой страны; создать среду, в которой местные жители могут активно проявлять свою преданность Украине;

- обеспечение надежной и эффективной охраны сухопутных и морских границ между Украиной, Российской Федерацией и Беларусью, для чего надо иметь эффективные пограничные войска и пограничный контроль; сосредоточить усилия на создании условий, при которых Российская Федерация подпишет и будет выполнять Соглашение о делимитации и демаркации государственной границы;

- преодоление последствий государственной пропаганды со стороны Российской Федерации путем формирования национальной системы противодействия, использования государственных и негосударственных возможностей;

- развитие позитивного, честного и объективного имиджа Украины путем демонстрации, что Украина осуществляет открытую и прозрачную внешнюю политику и политику безопасности, придерживается демократических и общепринятых дипломатических принципов в международных отношениях;

- создание необходимых возможностей Сектора безопасности, которые позволяют защитить суверенитет и территориальную целостность Украины: разработать и реализовать концепции «ключевой роли полиции», «вмешательства, стабилизации, нормализации», развивать необходимые для решения нынешнего кризиса силовые и несиловые способности, организовать координацию и оптимизацию усилий в сфере безопасности на министерском уровне;

- отработать и реализовать принципы региональной политики экономической и социальной модернизации Восточной Украины, реформировать систему государственного управления (менеджмента) Восточной Украины.

РЕЗЮМЕ

Эксперты считают, что преодоление терроризма на конфликтных территориях Восточной Украины может быть долговременным. В значительной степени это зависит как от центральной и местной власти, так и возможностей милиции и других силовиков, участвующих в силовых антитеррористических операциях и обеспечивающих  безопасность границ. Одновременно все вышеуказанное может обеспечить только скоординированное использование несиловых мер, прежде всего информационных технологий («мягкая» сила), с силовыми действиями (жесткая сила). Именно стойкая координация со стороны центральной власти крайне важна для победы над терроризмом.

Рабочим инструментом реализации Стратегии является Доктрина, которая будет приведена в следующей публикации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать