Перейти к основному содержанию

Что стоит на пути объединения украинских церквей

Людмила Филипович: «Разочарованы Киевский и Константинопольский патриархаты, но радуется Московский ...»
11 июля, 13:18
Фото из архива "Дня"

Во время не только военной кремлевской агрессии, но и безумного пропагандистского давления, которое использует очень широкий спектр средств от СМИ до церкви, объединение усилий на всех уровнях и секторах в украинском обществе крайне необходимо. Однако так исторически сложилось, что именно московский патриархат с давних пор был не просто параллельной властью, а именно представителем власти. Канонизация царей, пропаганда имперских мыслей — все это и многое другое говорит о том, что Украина, где МП представлен довольно разветвленно, имеет в своем теле мощную систему российской агентуры и резидентуры в рясах. И кто, как не сама Украинская церковь в условиях войны и засилья московской ненависти, должна осознавать свою роль в сфере борьбы за души, сердца и умы украинцев. Кто как не она должна противостоять этим злым имперским ветрам не только словом, но и прежде всего делом, примером единения.

Украинская православная церковь Киевского патриархата сообщила об отказе 9 июля э.г. Украинской автокефальной православной церкви от создания единой церкви. Это сообщение прозвучало в Михайловском Златоверхом монастыре в помещении Патриархии УАПЦ, где состоялось второе совместное заседание Комиссий УПЦ КП и УАПЦ.

В УПЦ КП заявили: «При кажущемся, на словах, уважении к Вселенскому патриарху и Константинопольской матери-церкви, архиереи УАПЦ своей позицией фактически отвергли все те советы, которые были им предоставлены относительно объединения и пути выхода из изоляции. Вряд ли после такого демарша в обозримом будущем владыкам УАПЦ можно будет надеяться на желание Вселенского патриарха иметь с ними какие-либо дела».

О таком объединении говорили все годы независимости, и попытки его были неоднократными. Все они, на радость Москве, так и остались ничем. Для верующих, которые в конечном итоге верят в Иисуса, а не в Патриархов, остаются непонятными такие противоречия. Словно объединяют не церковь в духе, а аппарат с должностями и подчиненными. К сожалению, именно такой недостаток как гордыня, который в христианстве считается пороком, помешал братанию. И это при радужных заверениях общественности в намерениях обеих церквей к единению. Как кто-то пошептал... Или нашептал на ухо тем, кто в конце концов решил поставить крест на таких благих намерениях...

«ЭТО БЫЛА УЖЕ ПЯТАЯ ПОПЫТКА ОБЪЕДИНЕНИЯ...»

Людмила ФИЛИПОВИЧ, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения, доктор философских наук, профессор Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины:

— Есть вещи, которые невозможно принять волевым путем. Есть решения, которые должны приходить сами собой. Как мы и предполагали, в очередной раз объединения украинских церквей не произошло. Это была уже пятая попытка такого объединения. Иерархи УАПЦ наверное для этого еще не созрели. Они не перевели свои эгоистические ожидания или желания в коллективные. Им живется достаточно спокойно, комфортно в своих приходах. У них нет ощущения опасности для своей общины и для православия. Они мыслят категориями сегодняшнего дня. Но через 20 лет православия вообще может не быть. Я не хочу ничего предсказывать, но я наблюдаю, как развивается протестантизм, католицизм и, к сожалению, я не вижу вселенского, глобального мышления в УАПЦ. Они еще находятся в периоде феодализма. Они чувствуют себя защищенными за оградой своего собственного прихода. Не понимают, что мир глобализируется и через поколения они вообще никому не будут нужны с таким отношением к жизни, к Украине и к ценностям православия. Нет ощущения тревоги. А на самом деле надо кричать, ведь над православием нависла очень большая угроза. Существует колоссальная конкуренция. Старые бабушки их еще поддерживают, но молодежь к ним не идет. Молодежь их не воспринимает как структуру, которая дает ответы на те вызовы, которые встают перед церковью. Иерархи этой церкви все пожилые. Они должны подумать, что оставят следующим поколениям. Старым надо мыслить стратегически, на перспективу, с осознанием всех угроз и для церкви, и для страны. И это в той ситуации, при которой у нас действует Московский Патриархат, которому надо противопоставлять системную работу. Очень разочарован Киевский Патриархат, разочарован Константинопольский Патриархат. Кто радуется, так это разве что Московский Патриархат. Не удалось объединить ветви православия и таким образом усилить оппозиционную православную силу, которая, пожалуй, единственная противостоит имперским интересам МП. Но мне понравилась стратегия УПЦ КП в том, что вести диалог с патриархами УАПЦ нет смысла, поскольку они слышат только себя и будут отстаивать свою автокефальность до конца жизни, но при этом Киевский Патриархат стремится усилить диалог со священниками и верующими УАПЦ. Автокефалы дождутся того, что от них просто уйдут священники и верующие. Понятно, что Филарета не все любят, потому что он сложный человек. Наверное, это на руководство автокефалов производит гнетущее впечатление. Но возьмите любую религиозную организацию — если там нет твердой руки, то и церкви нет.

УАПЦ считает, что нужно держаться подальше от КП и от МП. Но это ситуация как в гамаке — зависли между прошлым и будущим. Давайте посмотрим на рейтинги — сколько людей поддерживают Филарета и сколько Шевчука, и т. д. 50% просто не знают кто такой Макарий. Надо же думать еще и о том, как вас воспринимают люди. УАПЦ должна задуматься над тем, что его лидера половина Украины просто не знает. Одним словом, мне кажется абсолютно нестратегическим мышление УАПЦ. В конце концов, я прошу прощения, но сколько можно играть в «зайчиков»? Они серьезные люди. Вчера сказали одно, подписали документ, рассказали о том, что к объединению остался один шаг, а сегодня отказались от своих намерений. Не готова автокефальная церковь быть всеукраинской. Она остается хуторянской в эпоху феодализма. И при этом она совершенно не чувствует веяний глобализированной эпохи. Я не могу радоваться такой бесперспективности мышления УАПЦ. И это притом, что именно УАПЦ начала отход от Москвы. Это хорошо, но, что сейчас? Сейчас назревает колоссальный разрыв между верующими и духовенством. Люди объективно больше готовы к объединению, чем их духовные поводыри.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать