Перейти к основному содержанию

Дуэль взглядов

Отставка Валерия Хорошковского и прогнозы экспертов «Дня»
18 декабря, 16:33
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Перед поездкой Президента Виктора Януковича в Москву прозвучали два ключевых заявления. Первое от самого гаранта — о том, что Украина намерена постепенно присоединяться к правилам Таможенного союза, «...ведь там сосредоточен огромный рынок для украинских товаров. Мы сделаем все, чтобы со странами Таможенного союза Украина имела гармоничные отношения не только в экономической, но и в гуманитарной, научной и социальной сферах», — сказал Янукович. Это вызвало достаточно горячие дискуссии среди экспертов, особенно учитывая то, что на законодательном уровне еще в 2010 году сами же регионалы зафиксировали приоритетом во внешней политике — европейскую интеграцию Украины. В данном направлении результат достигнут частично. Соглашение о зоне свободной торговле между Европейским Союзом и Украиной лишь парафировано, а безвизового режима до сих нет. Главным образом, проблемы на пути евроинтеграции, и об этом неоднократно открыто говорили в Европе, вызваны криминальными делами против оппозиционеров в Украине, в частности, против Юлии Тимошенко, Юрия Луценка. 

Второе заявление прозвучало из Европы. В резолюции Европейского парламента относительно ситуации в Украине, в частности, говорится, что прошедшие в конце октября парламентские выборы стали шагом назад в демократическом развитии Украины. Но это не все. Европейские депутаты включили в резолюцию призыв к демократическим силам в Украине отказаться от сотрудничества с националистически настроенными партиями, в частности, ВО «Свобода». Показательным в данной ситуации есть то, что евродепутаты не поддержали аналогичный призыв к отказу от сотрудничества также с Коммунистической партией, что свидетельствует о непонимании украинского контекста. Того, откуда многие проблемы сегодня в Украине.

Параллельно этим процессам в Украине произошло еще одно громкое событие. Исполняющий обязанности первого вице-премьер-министра Валерий Хорошковский подал в отставку. Причина: несогласие с повторным назначением Николая Азарова на должность премьер-министра. Хорошковский считает данную кандидатуру «не способной проводить экономические реформы и защищать стратегический курс государства на европейскую интеграцию». Следует заметить, это не первая громкая отставка Хорошковского, который умеет отстаивать свою позицию, как бы кто к этому не относился.  Можно вспомнить 2004 год. Тогда он подал в отставку по тем же причинам и также в связи с несогласием с курсом Азарова. Как видим, дуэль взглядов, растянулась на года.   

Вадим КАРАСЕВ: «...Расколы в правящей элите будут нарастать»

О поездке Виктора Януковича в Москву, отставке Валерия Хорошковського, возможных назначениях в новом Кабмине говорим с директором Института глобальных стратегий Вадимом Карасевым.

Вадим, как бы вы оценили своеобразный крен на восток. Пока об этом свидетельствуют только заявления Президента по поводу Таможенного союза. Чего следует ожидать от поездки Виктора Януковича в Москву?

— Время игровых сценариев подходит к концу. Сегодня в силу, прежде всего, экономических и финансовых обстоятельств необходима реализация стратегических сценариев. Если мы посмотрим на бюджет следующего года, его экономические индикаторы, то увидим, что модель экономического курса исчерпана, как и исчерпан весь советский, постсоветский ресурс. Настало время выбирать новую модель политической организации, экономического курса, что невозможно для Украины без интеграционных усилий, без того, чтобы стать реципиентом более ресурснообеспеченных, институциональноэффективных, успешных, больших квазигосударственных либо межгосударственных пространств.

Вариантов тут два. Первый — двигаться по модели экстенсивного развития, т. е. сделать ставку на привлечение заемного ресурса, в том числе, в виде сырьевых рент, таким образом, пойти по пути геополитического расширения. Второй — идти по пути интенсификации, делая ставку на внутренние институциональные реформы, реальную европеизацию страны, ее экономики, политической системы. Последнее невозможно без ассоциированного членства с Европейским союзом и углубления евроинтеграционного вектора как внешнеполитического, так и внутриполитического развития. Первый вариант предполагает ставку на консервацию нынешней экономической и политической модели, но с привлечением дополнительных рентных ресурсов со стороны Российской Федерации. Второй — предполагает институциональные реформы и европеизацию (тотальную модернизацию), рестарт европейской интеграции.

Такова дилемма выбора. Если украинская власть в качестве главного приоритета своего функционирования ставит политическое выживание, а не экономические преобразования, тогда она будет склоняться к геополитическому расширению, а не внутренним реформам, которые, в том числе, должны коснуться нынешней власти. В случае реальных реформ, нет гарантий, что власть останется у власти, потому что преобразования будут включать риски смены элит, обновления всего политического класса. Если главная задача — не модернизация страны, а удержание при власти, будет выбран именно этот путь. Если Президент сделал ставку не на реформаторское правительство, а на инерционную модель, выдвинув Азарова на пост премьер-министра, а парламентское большинство, которое контролируется Партией регионов, проголосовало за него, значит, это важнейший сигнал, и одновременно симптом       — реформы сейчас власти не нужны. Им нужно сохранить статус кво, удержать ситуацию под контролем (экономику, политику). Никто не собирается сегодня рисковать потерей власти ради европеизации страны.

Вот почему сегодня и намечается крен в сторону Таможенного союза. Пока риторика о взаимодействии Украины и Таможенного союза носит несколько закрытый, не до конца проговариваемый, публичный характер. Тем не менее, все идет к тому, чтобы более плотно быть связанными именно с политическими, экономическими, социальными процессами, которые происходят в рамках Таможенного союза и всего кризисного постсоветского пространства. Тем более, экономическая модель, что в Украине, что в Беларуси, что в Казахстане примерно одинаковы. Это правление несменяемых самодержавных президентов, которые контролируют экономические и политические элиты. Поэтому с точки зрения соответствия политических моделей, крен в сторону Таможенного союза и переориентация на восточную интеграцию нынешнего руководства Украины объяснима.

Некоторые эксперты также связывают поездку Президента в столицу России с необходимостью «посоветоваться» по поводу кадровых назначений в украинское правительство. Согласны?

— Кадровые назначение в Кабмин будут обговариваться в Москве. Более того, они начали обговариваться еще раньше в Ашхабаде на встрече президентов в рамках саммита глав государств СНГ. Я не исключаю, что по результатам этих бесед (договариваемых перспектив дальнейшего ассоциирования Украины и Таможенного союза) и была выдвинута кандидатура Николая Азарова. Также не исключено, что в рамках дальнейших «консультаций», понимания того, насколько, в каких формах Россия хочет пойти навстречу Украине, в частности, по газовому контракту, энергетическому диалогу в ответ на смену акцентов украинской власти в пользу Таможенного союза, Янукович будет принимать окончательное решение о кадровой и функциональной конфигурации нового Кабмина.

Почему вообще кадровые назначения в Украине согласовываются в Москве?

— Тут есть свои предпочтения у государств-покровителей. Разве не было у США предпочтений по поводу тех или иных министров, назначаемых в Украине? Были. И у США, и у Евросоюза были свои предпочтения, которые позитивно воспринимали одни кандидатуры и с недоумением другие. Иногда, возможно, звучали пожелания по дипломатическим каналам. Тут сенсации нет. К этому надо относиться трезво, потому что Украина пока еще квазигосударство без государственности. Она еще не может себе позволить в силу внутриполитических, внутриэкономических и внутрикультурных обстоятельств самостоятельно формировать Кабинет министров, либо другие ключевые органы власти, независимо от реакции либо пожеланий своих партнеров. Украина пока не может обойтись без государства-покровителя.

Другое дело, что нужно правильно найти это государство. Разве поляки, чехи, балты... не находили в свое время государства-покровителей? Находили. Проблема лишь в том, какое это государство — перспективное или нет, с тающими геополитическими позициями или набирающими, с коррумпированными органами или на фундаменте которого заложен антикоррупционный код? Проблема заключается не в том, что у нас равноценный выбор: Восток либо Запад, или одновременно там и там, а в том, мы выбираем либо интеграцию, которая даст тактическую паузу, чтобы решить цены на газ и рентабельность монопольно-олигархических империй, либо интеграцию, которая обновляет страну, что на данном этапе возможно только с возвращением на подлинную европейскую интеграцию.

Как прокомментируете демонстративный уход Валерия Хорошковского из Кабмина?

— Это первый демарш за последнее время не просто министра, чиновника, а представителя пула олигархов, которые в 2010 году привели к власти Януковича. За демаршем Хорошковсккого, а перед этим и за тем, что он явно не попадал в новые кадровые расклады Кабмина, стоит внутренняя, закрытая, достаточно серьезная коррекция внутри элитного пакта, который был сформирован в кругу Януковича накануне президентских выборов 2010 года (существовал в 2010—2012 гг.). Признаками такой коррекции есть то, что часть олигархического окружения Януковича в ответ на усиление Семьи начало искать альтернативные кандидатуры на парламентских выборах, не связывая себя жестко с Партией регионов. Одни делали ставку на Кличко, другие на «Батькивщину» без Тимошенко, но с Яценюком, и в то время как «регионалы» активно заигрывают с партией «Свобода».

Несмотря на общую совокупную оппозицию, которая позиционирует себя жестко против власти, там существует своя византийщина. Впрочем, как и во власти. Более того, если учесть, что Кабмин покинули такие тяжеловесы как Балога, наверное, покинет, Порошенко, а также учитывая, что Хорошковский не простой бизнесмен, а политик с широкими и серьезными амбициями, можно говорить пока не о расколе элит, олигархическо-президентского пакта, а о серьезной трещине внутривластной элиты. Эта трещина при необходимости серьезного выбора во внешнеполитическом курсе, превратиться в достаточно серьезный раскол и может сформировать новые политические конфигурации. Данные конфигурации будут структурировать украинскую политику не по линии «Партия регионов — «Батькивщина», «Янукович — Тимошенко», а сделают ее более сложной, тем самым, непредсказуемой и интригующей. Потому что, на мой взгляд, конфигурация «Партия регионов — «Батькивщина» тупиковая. В этой конфигурации неплохо себя чувствуют как оппозиционеры, которые постоянно снимают свою оппозиционную ренту, так и Партия регионов, которая паразитирует на неэффективной, хотя и крикливой оппозиции.

Что надо учесть? Хорошковский, скорее всего, будет участвовать в президентской компании 2015 года. Не исключено, что и Порошенко присоединиться. Поэтому конфигурация президентских выборов не сведется лишь к борьбе Яценюка, Кличка, Тягнибока и Януковича, пул кандидатов в президенты будет достаточно сложным, количественно расшириться. В целом, крен на восток приведет к тому, что расколы в правящей элите будет нарастать. Потому что во властной элите всегда были две группы: одна ориентирующаяся больше на российские рынки, другая — на европейские. До поры до времени, балансирование между Западом и Востоком сглаживало эти противоречия, но чем больше императивности будет в решении интегрироваться в том или ином интеграционном треке, тем больше эти противоречия во внутри властной элите будут нарастать. Что, собственно, и продемонстрировала отставка Хорошковского, которая является первой «интеграционной» отставкой. Это, по сути, реакция на интеграционное склонение Януковича и формирующегося Кабмина в сторону Таможенного союза.

Ваш прогноз: каков будет состав нового правительства? Кто останется, кто придет?

— Возможно, вернется Клюев на пост первого вице-премьера, или Арбузов для того, чтобы входить в роль будущего полноправного хозяина Кабмина — через год-полтора. Останутся: Колесников, Бойко — вице-премьерами. Тигипко, скорее, будет работать в парламенте. Министрами останутся — Присяжнюк, Кулиняк, Колобов, Грищенко, Саламатин. А все остальные пока в тумане неясности. Возможно, окончательный кадровый пазл и новый кадровый состав старого-нового правительства будет известен до конца недели.

КОММЕНТАРИИ

«ОТСТАВКА ХОРОШКОВСКОГО НЕ ПРИНЕСЕТ ВРЕДА ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫМ ПЛАНАМ СТРАНЫ»

Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министра экономики Украины:

— Вырисовывается дуэль взглядов и позиций относительно способа преодоления финансово- валютного долгового кризиса Украины. По-видимому, внутри власти есть два течения. Одно из них основывается на том, что нужно идти в Россию, уменьшать цену на газ и получать новые валютные кредиты от соседки, ведь Украина без них не сможет рассчитаться по старым долгам и расплатится за российский газ. Россия будет требовать, чтобы мы покупали много газа, и тогда, возможно, кто-то нам даст взаймы. Это одна важная позиция. Другая — по мировым меркам Украина не такая уж большая должница и может найти финансы для перекредитования на Западе. По-видимому, между Азаровым и Хорошковским именно по этому вопросу и пробежала черная кошка. Из заявлений Валерия Ивановича понятно, что по его мнению, за счет уступок России страна не может преодолеть финансовый кризис. Он говорил, что двигаться нужно в Европейском направлении. На мой взгляд, отставка Хорошковского не принесет вреда евроинтеграционным планам страны. Хотя накануне визита Виктора Януковича в Москву она может свидетельствовать, что там могут что-то подписать относительно Таможенного союза.

«ЗДЕСЬ ЕСТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ»

Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Хотя Валерий Хорошковский и говорит, что его отставка связана с несоблюдением курса євроинтеграции (доля истины в этом есть). Но сказать, что Азаров выступает за Таможенный союз, а Хорошковский — против, — это очень упрощенный вариант ответа. По моему мнению, главная причина в другом: Хорошковский уходит из правительства из-за личного конфликта между ним и Азаровим. Здесь есть элементы политического противостояния. У Хорошковского были свои амбиции, связанные с премьерским креслом. Я думаю, что он надеялся, что Азарова-премьера не утвердят. Поэтому, как только стало понятно, что все — Азаров остается, он сразу же ушел. Он ушел с демаршем. На мой взгляд, Валерий Иванович сейчас печется о своей будущей политической карьере. Поэтому он будет дистанцироваться от этой власти. Хотя, не исключено, что в какой-то степени он останется в этой власти. Однако сегодняшние действия носят имиджевый характер, чтобы на фоне противостояния с Азаровым создать позитивную репутацию Хорошковскому. Думаю, что Хорошковский не метит на должность президента. Скорее всего, он попытается повторить подвиг Тигипко: принять участие в президентских выборах в качестве кандидата от третьей силы. Но не для того, чтобы одержать победу, а чтобы утвердиться в качестве самостоятельного политического игрока и, возможно, использовать результаты участия в президентской гонке для торгов с Президентом и вернуться во власть уже в качестве победителя. Задача- максимум — сформировать свою политическую силу, минимум — заняться обелением политического имиджа. После отставки, думаю, будет определенная пауза, потом общественная деятельность с продвижением евроинтеграционных идей и проектов. Скорее всего, услышим от него и критику действий правительства Азарова. Также вероятно, функция обновленного Хорошковского может заключаться не только в продвижении собственных политических интересов, а в том, чтобы немного поиграть на оппозиционном поле, чтобы усилить свои позиции как самостоятельного политического игрока.

«ПРИЧИНУ СТОИТ ИСКАТЬ В  ЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ»

Александр КЕНДЮХОВ, глава Всеукраинского союза ученых-экономистов:

— Основную причину отказа стоит искать в личных политических целях Хорошковского, а не в изменении подходов к евроинтеграции. Если бы человек принципиально придерживался таких ценностей и подходов, то кто мешал это сделать раньше? Почему именно в момент перетрубации правительства? Два года Хорошковского не волновала фигура премьера, а здесь за неделю человек увидел что-то принципиально новое, чего не видел раньше. Такое неожиданное виденье новых или, напротив, не виденье определенных вещей предопределено текущими распределением ролей в Кабмине и будущей борьбой в течение последующих двух лет на президентских гонках. Исходя из этого, скорее всего, в ближайшее время Украина будет наблюдать еще один политический проект наподобие «Сильной Украины» Сергея Тигипко, но уже с другим жизнерадостным лицом, которое уверенно смотрит в направлении евроинтеграции... 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать