Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как начиналась оккупация Крыма

К концу мая Россия должна была вывести Черноморский флот из Севастополя...
19 мая, 14:49
Фото: Depositphotos.com

28 мая 2017 года истекает срок действия базового украинско-российского Соглашения о пребывании Черноморского флота РФ на территории Крыма. Согласно документу, в этот день все российские корабли должны были покинуть рейд Севастополя.

Но, как мы знаем, события сложились совсем по-другому. 27 апреля 2017 года была очередная годовщина ратификации Соглашения между Украиной и Россией о пребывании Черноморского флота РФ на территории Украины, подписанного президентом Украины Виктором Януковичем в 2010 году - так называемые Харьковские соглашения. Этим документом пребывание российского флота в Крыму было продлено до 2042 года.

Но после аннексии Россией Крыма в украинском законодательстве возник юридический нонсенс. Существует два документа, к сути и процедуре принятия каждого из которых у экспертов есть вопросы, их положения противоречат друг другу, более того - второй (за подписью Януковича) не отменяет юрисдикции предыдущего (с визой Леонида Кучмы). Да и вообще - Россия в марте 2014-го денонсировала Харьковские соглашения в одностороннем порядке. Таким образом, имеют ли они вообще значение?

Эти вопросы, в частности, обсуждали на пресс-конференции с журналистами в агентстве «УНИАН» судья Конституционного Суда Украины (2006-2015 гг.) Виктор Шишкин, активисты столичного «Автомайдана» Дмитрий Карп и Екатерина Кувита и крымскотатарский активист Эрфан Кудусов.

Так, Виктор Шишкин раскритиковал внутреннее содержание каждого из соглашений. «За это Соглашение Кучму надо «бить», - говорит он, но добавляет: - Второй президент юридически имел право на принятие такого документа». Во время перехода законодательства от советского к собственно украинскому в нормативно-правовом поле часто использовались «Переходные положения». В отличие от статей Конституции, которые являются «вечными», «Переходные положения» Шишкин называет «одноразовыми» - если Кучма уже воспользовался 14-м пунктом этих положений при принятии соглашений, то больше ни один президент не может на этот пункт опираться при принятии новых нормативно-правовых актов.

Именно это правило и нарушил президент Виктор Янукович. Ведь на 14-й пункт «Переходных положений», а не на 17-ю статью Конституции, которая предусматривает запрет пребывания на территории Украины военных формирований других государств, опирались президент и Верховная Рада при принятии так называемых Харьковских соглашений - «неконституционной, антигосударственной договоренности между Януковичем и Путиным».

Лидер «Автомайдана» Дмитрий Карп возлагает вину за принятие Харьковских соглашений и на тогдашнего председателя Верховной Рады Владимира Литвина. По словам Карпа, это он сфальсифицировал голосование парламента и именно благодаря ему было принято это решение. Учитывая это, активисты «Автомайдана» подготовили и подали ходатайство в Генеральную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по подозрению в государственной измене Литвина.

Впрочем, казалось бы, какое значение имеют эти соглашения, если Россия в одностороннем порядке денонсировала их после аннексии Крыма в 2014 году? «На самом деле со стороны России это была не денонсация, а одностороннее аннулирование межгосударственных соглашений, что является серьезным нарушением международного права», - пишет в статье для «Дня» эксперт по вопросам обороны и безопасности Игорь Кабаненко. Украина со своей стороны встречной денонсации соглашений не осуществила, вместе с тем в правительстве пообещали направить в Международный суд ООН иск против России в этом деле, что сейчас остается только обещанием.

По мнению Виктора Шишкина, Украина сделала большую ошибку. «Денонсация договора является юридическим актом, но в основе лежит политика - политическая воля и политическое желание... (Причиной. - Ред.) может быть и безразличие, и праздность, и коллаборация», - сказал пан Шишкин. А Дмитрий Карп добавил: «В соглашениях была предусмотрена скидка на газ от России, поэтому украинская сторона могла отказаться от денонсации, пытаясь избежать исков России к Украине по газовым долгам. Что, как известно, отечественным политикам не удалось».

Хорошо, но базовое соглашение от 1997 года, согласно которому 28 мая 2017 года Черноморский флот Российской Федерации должен покинуть Крым, никто не денонсировал. Итак, если бы не аннексия украинского полуострова Россией, победа могла бы произойти уже через неделю? К сожалению, нет. По словам Виктора Шишкина, соглашения, подписанные 20 лет назад президентом Кучмой, автоматически продлеваются на пять лет в случае, если за год до их окончания ни одна из сторон - Украина или Россия - не заявила о намерении прекратить их действие. Поскольку в 2016 году ничего подобного не произошло, Соглашения автоматически продолжают до 2022 года, независимо от того, «денонсировала» их Россия ранее или нет. А если украинская сторона не поднимет этот вопрос и в 2021 году, добавляем еще пять лет, а потом - еще...

Анализируя Соглашения 1997 и 2010 годов, специалисты сейчас находят юридические пробелы и не знают, как правильно трактовать ту или иную норму. Отсюда - невозможность сформировать четкую позицию защиты Украины в международных судах против России в будущем. Слишком много важных шагов не сделано вовремя, а возможностей - потеряно.

«Украина в этом (судебном. - Ред.) процессе могла бы иметь достаточно неплохие аргументы... Из-за целевого характера исковых требований о нарушении Россией соглашений по ЧФ РФ можно было ожидать решения высокого суда об отмене их нелегитимного аннулирования Россией и компенсации украинской стороне нанесенных односторонними действиями России убытков», - считает Игорь Кабаненко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать