Казахстанский черный лебедь
Интервенция позволит подавить восстание, но проблемы этим не решаютсяИз-за нелинейности общественных процессов протесты в Казахстане, переросшие в восстание, оказались неожиданными как для всей правящей верхушки, так и для российского руководства.
Во всех смыслах для всех их прилетел черный лебедь и как всегда в крайне сложный момент и не вовремя. Особенно накануне переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ. Ситуация кардинально поменялась как во внутреннем казахстанском измерении, так и в международном. В том числе и по причине открытой интервенции так называемых союзников по ОДКБ, предпринятой вопреки и нарушение уставных документов организации. Это еще скажется в той или иной мере на всех участниках этого незаконного мероприятия.
Хотя триггером событий в Казахстане были факторы экономические и в какой-то мере социальные, но причины протестов лежат гораздо глубже и недовольство населения накапливалось годами.
1. Тугой узел проблем
Мы пока оставим за скобками этнические проблемы страны, хотя в данных событиях они не играли ведущей роли. Тем не менее о них забывать не следует.
Отметим один исторический факт, о котором стараются не очень вспоминать. Народные выступления в Казахстане произошли во второй половине 1980-х гг. еще раньше, чем развернулся кризис вокруг Нагорного Карабаха.
Тогда возмущение казахстанцев вызвало назначение на пост первого секретаря ЦК компартии республики московского назначенца Геннадия Колбина. События известны как Желтоксан — Декабрьское восстание. Это было выступление против диктата центра.
Отметим характерную деталь. На высшие руководящие посты назначались как казахи, так и русские, однако помимо личных качеств обязательным требованием было знание русского языка. В то же время для назначения этнического русского на руководящую работу в Казахстане не требовалось знание казахского языка, даже если он назначался в регионе, где преобладало казахское население.
Волнения были жестоко подавлены, два человека расстреляны, многие получили длительные сроки заключения. В такой обстановке приход во власть этнического казаха Нурсултана Назарбаева рассматривался как начало серьезных изменений в республике. Они начались, но совсем не в том направлении как предполагали сторонники реформ.
В силу исторических причин казахское общество разделено на так называемые жузы. Это довольно сложное этнонациональное явление, аналогов которого нет в других государствах Центральной Азии.
В стране три жуза — Старший, Средний и Младший. Их названия не означают подчиненности, а отражают географический и исторический фактор их образования и формирования после распада племенной системы.
Старший жуз получил свое название потому что образовался первым и занимает южную и частично среднюю часть страны, включая бывшую столицу Алма-Ату и сейчас являющуюся самым крупным городом страны по населению.
Средний жуз занимает центральные области, а Младший — западные. Между жузами существуют определенные этнические, языковые и ментальные различия. По традиции члены жузов обычно занимались соответствующей деятельностью. Как говорит казахская пословица, «Дай Старшему жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему жузу копье и отправь на врага». Члены Младшего жуза отличались пассионарностью, они наименее русифицированы и поэтому среди них мало тех, кто знает русский язык. Соответственно у них относительно низкий образовательный уровень. По этим причинам как в советское время, так и в независимом Казахстане социальный лифт для них был фактически закрыт.
Все это вызывало недовольство местной элиты, в том числе и потому что из центра присылали руководителей из других жузов. Часто по объективным причинам, так как было сложно найти профессионалов на местах. Особенно для руководства предприятиями нефтяной и газовой промышленности.
Так сложилось, что на среднем уровне государственного и экономического управления присутствуют представители Старшего и Среднего жузов, но на верхнем практически только Старшего. Назарбаев и действующий президент Токаев именно из него. В нынешних событиях это не артикулировалось, но об этом казахи не забывали.
Конечно, этнорегиональный фактор не являлся определяющим в столкновениях и событиях, например, в Жаноезене в 2011 и 2020 гг. Верхушка Младшего жуза никогда не была инициатором протестов, тем не менее, известно, что она способствовала повышению температуры выступлений, в том числе из-за негласной поддержки местных руководителей.
В Казахстане стараниями Назарбаева и его семьи был создан классический авторитарный режим практически безграничного разграбления очень богатой полезными ископаемыми страны.
Казахстанская олигархия носит откровенно родовой и даже семейный характер. Все в той или иной степени пронизано семейством Назарбаевых или тех, кто с ним тесно связан различными нитями и от него зависит.
В стране, получающей миллиарды долларов от экспорта полезных ископаемых, в первую очередь, углеводородов исключительно велик разрыв, в частности, в доходах между Семьей и вокруг нее и остальной частью населения. Причем роскошь немногих выставлялась напоказ, как это принято на Востоке, что вызывало вполне понятное раздражение и в дальнейшем социальное напряжение.
Не все были довольны и среди элит казахстанским изданием непотизма. Назарбаев купировал определенные вспышки недовольства наверху различными способами, в том числе изгнанием тех, кто на самом верху пришелся в какой-то момент не ко двору.
Так бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин, награжденный орденом «Парасат» (Благородство), стал фактически преступником после того, как посмел выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 1999 года. Был вынужден эмигрировать и живет за границей.
Ирония состоит в том, что режим в той или иной степени сам подготовил размывание своей социальной базы. В самом начале 1990-х гг. в Казахстане была развернута программа направления за государственный счет многих молодых людей на учебу за границу. В основном в престижные университеты США, Европы и Китая, в небольшом количестве в Японию.
Молодые и амбициозные молодые люди, в своем большинстве прекрасно профессионально подготовленные, по возвращению на родину через определенное время обнаружили, что их качества управленцев не позволяют подняться по карьерной лестнице, если они не принадлежат к Семье и ее окружению. Их предел средний уровень в компаниях, принадлежащих родственникам Назарбаева, или в системе государственного управления. Как такое могло понравиться обладателю диплома престижного американского или британского университета. Никак. Оставалось либо искать работу на Западе, либо смириться с создавшимся положением. Как оказалось, нашлись такие, что не смирились.
Возникла ситуация, когда режимом были недовольны очень многие. Рабочие нефтепромыслов своей низкой зарплатой и условиями труда, мелкий и средний бизнес чиновным беспределом и фактической незащищенностью перед произволом правоохранительных органов, продажностью судов и прокуратуры. Семья всех достала, и достаточно было какого-то случайного триггера, чтобы из-за тугого узла проблем вспыхнул, внешне неожиданно сначала бунт, а потом всенародное восстание.
И как всегда нашлись во власти те, кто поспешил воспользоваться народным выступлением, но об этом в следующей части.
Автор
Юрий РайхельSection
Политика