Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Казахстанский черный лебедь – 2

Интервенция позволит подавить восстание, но проблемы этим не решаются
08 января, 20:09
Фото Reuters

Существенным отличием событий в Беларуси летом-осенью 2020 года от происходящего в Казахстане многие считают демографический фактор. Казахстанское общество гораздо моложе, чем, например, российское или белорусское.

Медианный возраст в Казахстане по разным данным 28-30 лет, в России — 40. Особенно велика рождаемость в сельских районах. Оттуда молодые люди в поисках работы перебираются в города, по возможности, в крупные. Отсюда там велика доля безработных. Сельские выходцы имеют низкий образовательный уровень и не могут претендовать на работу, требующую высокой квалификации. Да и простую работу часто получить сложно.

К тому же велика конкуренция со стороны оралманов. Так называют казахов из других стран, перебравшихся на историческую родину и готовых работать за более низкую зарплату. Добавим таджиков, для которых казахстанские зарплаты кажутся очень большими по сравнению с теми, что предлагают на родине.

Все это, конечно, увеличивает социальную напряженность и радикализирует настроения. Многие молодые люди считают себя обделенными и готовы идти на грабеж и мародерство, чтобы, как им кажется, получить свое. Что-то похожее было во время арабской весны.

Однако, этот фактор присутствует, но все же не является определяющим в событиях, а скорее сопутствующим.

2. Протесты и борьба кланов

Вполне закономерен переход протестов от чисто экономических требований к политическим. Внешне спокойная страна устала от правления режима Назарбаева и его семейства. К тому же внезапный и неподготовленный в обществе транзит власти от Назарбаева к Токаеву для многих означал дальнейшую консервацию режима.

Все понимали, что назначенный президент чисто декоративная фигура, Назарбаев, присвоивший титул елбасы — отца нации, остается фактически управляющим государством.

Сложилось два центра власти. Один конституционный и юридически полновластный в виде вертикали Токаева, а второй — полутеневой с контролем Назарбаева над силовыми структурами. Более того, ни одного решения и тем более кадрового Токаев не мог принять без согласия с елбасы.

Тем не менее, за три года те или иные полномочия постепенно передавались Токаеву и, казалось, что процесс идет. Отсюда все возрастающая хаотизация управленческого в целом и государственного аппарата в частности. Чиновный народ потерял стержень. Сегодня вроде бы все через Назарбаева, но с каждым днем усиливается власть Токаева. Так кто в доме старший и на кого надо ориентироваться.

Вроде бы нынешний президент слабак, но Назарбаев очень больной. Это видно всем и как долго он будет держать в руках нити управления и власти никто сказать не может. И что будет потом? Токаев надолго или все-таки временная фигура и его сменит полноценный преемник Назарбаева.

Все это сопровождалось расколом элит. На поверхность ничего не выходило, но все больше людей наверху хотели перемен. Нет, никакой демократии и либерализации. Тем не менее, от Семьи сильно устали и очень хотелось оттеснить ее от государственного корыта. Многие хотели занять ее место.

Среди экспертов существует мнение, что Токаев не был инициатором протестов, они для него оказались, как и для всех, неожиданными, но в какой-то момент почувствовал возможность ими воспользоваться для решения двух взаимосвязанных задач.

Во-первых, отстранить Семью и ее людей от власти. По крайней мере, наиболее одиозных и в дальнейшем, если понадобится, сделать их групповыми козлами отпущения.

Во-вторых, укрепить личную власть и ввести в высшие эшелоны власти своих людей. Проблема в том, что у него очень короткая скамейка запасных, и он очень скоро это почувствовал.

Разгул мародеров и криминальных элементов в Алма-Ате не был случайным и спонтанным. Уже несколько лет назад правозащитники отмечали, что племянник Назарбаева Самат Абиш, он занимал пост первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности (КНБ), сформировал военизированные отряды титушек и держит их до определенных времен. Не случайно он вместе со своим начальником Каримом Масимовым был уволен указом Токаева.

Самат Абиш — родной брат второго племянника Назарбаева, одного из богатейших людей Кайрата Сатыбалды. В Казахстане все знают, что именно он много лет является неформальным лидером религиозных радикалов страны и управляет хорошо структурированными военизированными подразделениями, главным образом, в южных регионах республики.

Есть все основания полагать, что именно его титушки и были теми мародерами и поджигателями в Алма-Ате, которые и создали ту картинку, из-за которой Токаев решил действовать.

Однако, тут ему пришлось столкнуться с очень неприятным фактом. Спецслужбы и армия не спешили выполнять его приказы о наведении порядка.

Для начала люди Назарбаева ждали указаний от своего реального руководителя, а не декоративного. Отсюда демонстративное игнорирование или выполнение приказов президента для отчетности.

Протесты с самого начала не имели руководящего центра. На западе страны не допустили разгула титушек и криминалитета. Волонтеры защитили административные здания и заставили провокаторов спортивного телосложения либо отступить, либо их просто выгоняли из городов. Жизнь на западе не останавливалась, работали магазины, банки, общественный транспорт и даже убирался мусор с улиц и площадей после митингов.

На юге и центре ситуация была более сложной, но вполне управляемой во многих местах. За исключением Алма-Аты. Именно картинками оттуда Токаеву давали понять, что он не может сместить Назарбаева и выдавить его людей из власти. Если он не пойдет на уступки, то ситуация будет ухудшаться, так как органы ему просто не будут подчиняться.

И тут сказалась природа Токаева. Ему бы обратиться к лидерам общественного мнения на местах, признать их временные полномочия, где надо подчинить им местных правоохранителей и дать возможность устанавливать твердый порядок, не допускать грабежей и мародерства. Да куда там. Ведь это был бы первый и главный шаг на пути превращения Казахстана в демократическое государство и не факт, что Токаеву нашлось бы место в новой власти.

Поэтому сработал инстинкт сохранения на вершине. Если нет своих штыков, на которые можно переться, то нужно призвать иностранные. Конечно, российские и к ним прицепом остальных от белорусских до армянских.

Для чего была выдумана байка об иностранном, надо понимать американском, вмешательстве. Дошло до анекдота. Российский сенатор Васильев договорился до того, что в Казахстане действовали 20 тыс. афганцев. Как они туда попали, осталось тайной века. Ведь общей границы с Афганистаном нет и значит их пропустили узбекские и таджикские союзники. В последнем случае не без участия российских пограничников, которые бдительно охраняют границу с Афганистаном.

Остается вопрос: почему Путин решил помочь Токаеву и способствовать устранению от власти своего друга и наставника Назарбаева. Об этом в заключительной части.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать