О «Киевоцентризме»
Протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО: «Мы должны формировать собственную повестку дня и никогда не должны отрекаться от своего первородства, ведь Русь - именно здесь»![](/sites/default/files/main/articles/28042016/5kovalenko.jpg)
Общество и церковь, как его составляющая, сегодня должны отвечать на жесткие, неожиданные вызовы времени. Разумеется, для этого религиозная организация должна переосмыслить свою роль в моральном подъеме украинцев, свою миссию и быть на высоте задач сегодняшнего дня. Среди людей в украинском христианстве, которые в полной мере ощущают ответственность церкви перед народом фигура протоиерея Георгия КОВАЛЕНКО - бывшего пресс-секретаря Украинской православной церкви Московского патриархата, одного из ближайших соратников покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана).
Отец Георгий - интересный, интеллектуальный и открытый к общению собеседник. Кроме того, он является одним из соучредителей Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости. Именно это заинтересовало «День» провести обстоятельный разговор с протоиереем. К тому же, оказалось, что о. Георгий Коваленко, который читает много литературы, является ценителем книг библиотеки «Дня», а «Сила м’якого знака» находится в его постоянном «книжном меню» - на ближайшей полке.
Таким образом, в чем заключается единство церкви XXI века и на каких принципах возможно соборное объединение украинских православных церквей? Что такое «киевоцентризм» и почему он жизненно необходим для духовного возрождения украинцев? Это далеко не полный перечень проблем, которые поднял «День» во время беседы с отцом Георгием накануне светлого праздника Воскресения Господня.
«МЫ ПЫТАЕМСЯ ОТКРЫВАТЬ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ПРАВОСЛАВНЫЙ (И НЕ ТОЛЬКО) МИР И ПРЕЗЕНТОВАТЬ УКРАИНУ СНАРУЖИ»
- Относительно вашего нового образовательного проекта - Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости - какая у него цель и каково ваше видение его развития?
- Мы не случайно назвали университет «открытым», потому что это наш принцип. Мы открыты к диалогу, к обществу, к представителям других конфессий, к технологиям. Это университет неклассического типа, который пытается строить просвещение с помощью всех современных возможностей. Более того, не привязываясь к зданиям, и в этом смысле мы более свободны и открыты. Один из наших лозунгов: «Украина открыта миру. Церковь открыта обществу».
Мы уже несколько лет занимались этим проектом, но нам не удавалось найти подходящую площадку. Наверное, это было не случайно и символично. Когда мы пришли с предложениями в Национальный заповедник «София Киевская», мы получили открытые объятия, потому что они тоже планировали создать свое научное учреждение. Было обоюдное понимание, что нужно заниматься просветительскими программами, и в этом смысле София не только музей - это центр, в том числе просвещения и мудрости. Мудрость нужно возвращать Украине. Все наши проблемы, возможно, от того, что слова «Вера», «Надежда» и «Любовь» мы перевели с греческого, а слово «София» - нет. Получается, что у нас есть вера, есть надежда, есть любовь, но нет того, что их объединяет и воспитывает, - премудрости. Поэтому в названии мы перевели слово «София», чтобы украинцы помнили, что у нас в центре Киева - Собор Премудрости. А премудрость есть и земная и небесная, то есть наш Университет - это не чисто религиозный проект. Вообще, у его истоков стоят участники гражданской инициативы «21 листопада», которая объединяет разных людей.
«ВСЕ НАШИ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНО, ОТ ТОГО, ЧТО СЛОВА «ВЕРА», «НАДЕЖДА» И «ЛЮБОВЬ» МЫ ПЕРЕВЕЛИ С ГРЕЧЕСКОГО, А СЛОВО «СОФИЯ» - НЕТ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО У НАС ЕСТЬ ВЕРА, ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, НО НЕТ ТОГО, ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ И ВОСПИТЫВАЕТ, - ПРЕМУДРОСТИ», - ОТЕЦ ГЕОРГИЙ КОВАЛЕНКО
Мы действуем по нескольким направлениям. В самом начале это разнообразные публичные лекции - богословов-философов, ученых музейного дела, представителей инициативы «21 листопада» о ценностях - достоинстве, свободе, демократии и т.п. Во-вторых, это круглые столы, причем мы бы хотели, чтобы они были не разовые, а постоянно действующие, чтобы диалог продолжался и приносил плоды. Постепенно мы хотим выйти на создание курсов лекций, сертификатных программ, презентовать украинскому обществу лекции лучших богословов и философов мира - православных и не только. Мы хотим также работать в сети - внедрить дистанционное образование, интернет-образование. Также у нас есть детский проект «Школа Анны Ярославны», идея которой принадлежит Национальному заповеднику и которую мы с радостью поддерживаем собственными детскими проектами.
Мы не пытаемся сделать что-то из ничего - на это был способен только Господь, когда творил мир. Мы хотим объединить людей, которые уже что-то реально делают. Поэтому идея Университета звучит так: это негосударственное, неполитическое, неконфессиональное объединение верующих разных религий и конфессий, имеющих активную гражданскую позицию и занимающихся образованием и просвещением. Для нас важно быть площадкой для диалога между представителями различных конфессий, поскольку еще многое нужно сформулировать и артикулировать. Именно этим мы начали заниматься и неожиданно получили мощный отклик не только в Украине, но и в мире. У нас уже был круглый стол с участием шведов, есть предложения из Германии, встречались с греками, даже на святой горе Афон, где нам предлагали тех, кого бы мы могли пригласить прочитать лекции в Университете. Так, игумен одного из монастырей рассказывал, что в Греции тоже есть подобный нашему открытый университет в городе недалеко от Афона.
Также есть реакция от украинской диаспоры из США и Канады, в среде которой есть известные на весь мир богословы, о которых в Украине не знают. Поэтому мы стараемся открывать для нашей страны православный (и не только) мир и представлять Украину снаружи, у нас также много интересных и умных людей. У нас есть проект с Францией, во французском посольстве работает православный священник о. Алексей Струве, некогда возглавлявший Всемирное молодежное православное движение. У нас начался диалог с Парижской школой Свято-Сергиевского богословского института - самой мощной богословской школой ХХ в., куда фактически эмигрировали православные богословы после большевистской революции и которая объединяла Булгакова, Бердяева, Струве, Зиньковского, а потом дала миру Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа. Это наследство имело связь в том числе с Киевом, и нам важно его воспроизвести. Именно французы на открытии нашего Университета вдохновили нас, напомнив очень важную вещь: когда эмигранты основывали Свято-Сергиевский институт, они не имели ничего, кроме мечты, и у них все получилось. Так же и мы сегодня воплощаем проект, не требующий особых средств, - мы просто пытаемся объединиться, чтобы эта синергия дала что-то новое, мощное и интересное. Еще мы получили предложение от другого французского богослова, Константинопольского патриархата Антуана Аржаковского. Для меня было удивительно, что что-то новое, неизвестное, возникшее на ровном месте, оказалось интересным и в Украине, и за ее пределами. Это нас вдохновляет и придает сил.
«ОБЪЕДИНЕНИЕ В ОДНУ СТРУКТУРУ ДОЛЖНО ЗАВЕРШАТЬ ПРОЦЕСС, А НЕ НАЧИНАТЬ»
- На прошлой неделе состоялось знаменательное событие для украинского христианства - объединение украинских греко-католиков с УАПЦ (о), которую возглавляет Игорь Исиченко. Как бы вы могли прокомментировать это событие?
- Я глубоко не погружался в эту историю. Более того, речь идет все же об одной епархии, об одном епископе. Это привело к некоторому разделению внутри самой УАПЦ (о). Но, с другой стороны, те процессы единения, которые происходят, стоит приветствовать. Это поиск моделей ответа на конкретную ситуацию.
Но, насколько я знаю, этот процесс продолжается, то есть было сделано очередное заявление, но сослужения, которое в церковном понимании свидетельствует о полноте единства, еще не произошло.
- Нужны ли такие интеграционные процессы для украинского православия?
- Для меня единство - это больше, чем объединение в одну структуру - это другое измерение. Объединение в одну структуру должно завершать процесс, а не начинать.
Другие аспекты - это диалог, это встречи, это попытка понять друг друга, признать друг друга в его традиции, истории, в видении. И, возможно, для этого не нужно будет объединять всех в одну иерархическую структуру, потому что в действительности мы разные. Украина как раз демонстрирует наличие мощных, но разных конфессиональных, религиозных групп. Мы живем в плюральном мире, и я как раз за такой плюральный формат единства. Но мы открыты для обсуждения и организационных форматов единства.
- На эмоциональном уровне у нас вопрос объединения связывают с внутренней интеграцией Украины, которая пережила трагические события.
- Тогда почему мы не говорим об объединении всех в одну партию? Это вообще было бы очень хорошо, но это уже было. И к чему это привело? К тоталитарному типу управления государством. Мы в обществе говорим о необходимости демократии и постоянно подтверждаем, что у нас не хватает демократических институтов. Мы говорим о необходимости демократической политической системы, но реальные партии так и не созданы. Мы говорим о необходимости гражданского общества, однако только сейчас оно рождается. Так и в церкви существует принцип соборности, соборноправия, где решения принимаются в диалоге, консенсусе, которые удовлетворяют абсолютное большинство. Не 50+1 голос, где можно 49% не учитывать, а где фактически это будет настоящее консолидированное решение.
В Символе Веры говорим «Верую в Единую Соборную Святую Апостольскую Церковь». То есть она должна быть не только единой, она должна быть святой, и это большой вопрос к христианам и к духовенству. Она должна быть соборной - это определенный принцип управления, а мы сегодня в различных традиционных для нас конфессиях имеем формат посттоталитарного, постимперского, постсоветского православия или христианства. Даже протестанты заражены теми же болезнями. Поэтому, прежде чем начинать всех объединять в структуру, стоит провести другую работу.
Есть и другие вопросы. Если мы завтра всех объединим в единую поместную церковь, разве это изменит уровень нравственности в обществе? Решит ли это те проблемы, которые на самом деле волнуют общество? Общество беспокоит коррупция, ложь, насилие, бедность и несправедливость. И церковь должна быть моральным авторитетом, который не просто говорит, но и влияет на общество. У меня большие сомнения в том, что административные средства позволят решить этот вопрос, хотя могут помочь.
- Недавно Президент заявлял о необходимости единой поместной православной церкви.
- Слова Президента можно только приветствовать, но подобные заявления делали все предыдущие главы государства.
Один из главных месседжей нашего Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости - это публичный диалог богословов и интеллектуалов, вместо кулуарных переговоров политиков и иерархов. Президент сделал заявление, а где реальное публичное обсуждение, что делать дальше, чтобы люди понимали, что происходит, как каждый из нас может в этом принять участие на своем уровне? Это вопрос не только к Президенту или к главе церкви. Этот вопрос всего общества. Мы должны научиться производить механизмы и решения, которые будут восприниматься обществом.
- Но это реальность, что среди украинских христиан-православных есть стремление и движение за единство.
- Я считаю, что единственное, что позволит восстановить это единство, это то, что до сих пор большинством народа разделение не воспринимается. То есть фактически отсутствие рецепции народом разделения - это надежда на то, что можно восстановить единство. Тогда опираться нужно не на «верх», а на «низ», на людей. Поэтому надо искать измерение единства и пропагандировать нечто такое, что будет решать главные вопросы, а не только административные. Понимаете, главное не в том, кто кому подчиняется или кто кого за богослужением упоминает. Говорят так: «Разделения между церквями не доходят до неба». А я к этому добавляю - до людей они не доходят тоже, но в другом смысле, потому что люди этого не понимают.
- Христос дает своим ученикам наставления: «Всегда вас узнают, что вы мои ученики, потому что вы едины».
- Есть еще одно высказывание: «Если хочешь увидеть изменения в будущем - стань этой переменой сегодня». Это единство с представителями других христианских конфессий и даже с представителями других религий я чувствую и к нему принадлежу уже сегодня, и для этого не нужны какие-то решения «сверху». Поэтому мы должны научиться видеть христианина в представителе другой конфессии и видеть верующего в представителе другой религии. И иногда свидетельствовать, что верующий твоей церкви делает что-то не по-христиански. Это то, что мы уже можем делать сегодня, для этого нам не нужно административное я указание. Этот процесс надо вернуть от лозунгов к реальности, а в реальности можно сделать гораздо больше.
«Я НЕ ПРИНАДЛЕЖУ К МОСКОВСКОМУ ПАТРИАРХАТУ - Я ПРИНАДЛЕЖУ К УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
- Относится ли это к диалогу с Католической церковью в контексте недавней встречи папы Римского и патриарха Кирилла?
- Я не в этом контексте, потому что на встрече в Гаване, скорее, решались политические и геополитические вопросы. Главный разговор происходил за закрытыми дверями, что подтвердил и сам Папа. Но для тех людей, которые открыты для диалога со всем христианским миром, - это событие положительное, и я его воспринимаю как некий символ. Но для меня оно не является чем-то необычным, историческим, потому что православные патриархи встречаются с Римскими папами еще с 60-х годов. Более того, на позапрошлой неделе Вселенский патриарх вместе с папой Римским и главой Греческой православной церкви были на греческом острове Лесбос, где находятся беженцы. Поэтому у меня вопрос к нашим СМИ: почему не было такого широкого освещения этого события? Возможно, потому что мы продолжаем быть в постсоветском информационном пространстве и не интегрированы в мировое христианское или европейское пространство? Все зависит от того, как мы смотрим на событие. У меня давно налажено общение и дружеские отношения с представителями Католической церкви, на этой неделе я присутствовал на Молитве за мир Общины Святого Эгидия в костеле Святого Александра в Киеве. Там были православные, католики, лютеране - это люди, которые делают реальное дело. Представителей разных конфессий объединило это сообщество, которое занимается конкретным делом: кормит бездомных, греет тех, кто зимой без приюта, молится за мир и способствует преодолению конфликтов. Во время этой молитвы упоминались все конфликты во всем мире, а не только война в Украине. Мы можем обмениваться опытом преодоления конфликтов, когда сочувствуем, помогаем, а не только жалуемся, что у нас все плохо.
- Но Московский патриархат всегда достаточно критически относился к контактам с Католической церковью. И после встречи Папы с Кириллом появились серьезные критики из консервативного крыла РПЦ.
- Я не принадлежу к консервативным православным. Более того, я не принадлежу к Московскому патриархату - я принадлежу к Украинской православной церкви. Таково мое самосознание, самоидентификация, мое видение того, к какой религиозной общине я принадлежу. Именно так нас воспитывал Блаженнейший митрополит Владимир, и мы это свидетельствуем.
Я за «здоровый» разумный консерватизм, а не за бездумное консервирование. Мы опираемся на одну библейскую основу, чтим одних святых, у нас одинаковые иконы на стенах, но ответы на современные вызовы у нас разные. Кто-то считает, что все ответы надо искать в прошлом или сохраняя неизменно все то, что уже существует. А кто-то считает, что, не трогая все то, что есть, надо создавать что-то новое. Я не занимаюсь реформированием того, что есть, я занимаюсь созданием новых проектов, в которых нуждается современное общество. И в этом смысле у меня нет конфликта, потому что я не претендую на ту «территорию», на которой уже «все застроено». Я рядом строю новое и предлагаю это как «площадку для диалога». Можно, конечно, выслушать аргументы консерваторов, но обычно они очень эмоциональны и суеверны. Это определенный тип религиозности закрытого типа. В украинской церкви есть тенденция к некоторому возрождению консерватизма, поэтому, когда мы начинали свои новые проекты, мы это обсуждали с друзьями и пытались определиться, кто мы. И нашли для себя такое определение: мы - представители открытого православия. Поэтому появился термин - Открытый Православный Университет. Фактически, это наша позиция.
«КРЕДИТ ДОВЕРИЯ, КОТОРЫЙ БЫЛ В ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ 90-Х, ПОЧТИ УТРАЧЕН»
- Являются ли сегодня церковь и духовенство моральным авторитетом для общества?
- Мне кажется, что тот кредит доверия, который был у церкви в начале 90-х годов, чтобы сделать определенные шаги внутри церкви и в обществе, уже почти утрачен. Но это вопрос к конкретным людям, к их действиям, к тому, что эти люди не смогли справиться с соблазнами власти, возможностей и денег. Кто-то избрал путь строительства внешнего, вместо воспитания внутреннего. Но Церковь вошла в 90-е годы не полная сил, а, скорее, изуродованная режимом, который пытался ее во что бы то ни стало ликвидировать. Когда мы в конце 80-х - начале 90-х приходили в церковь, нам казалось, что мы приходим в церковь гонимых, но позже мы начали понимать, что гонимые и гонители в одной церкви. И оказалось, что надо определяться внутри церкви - с кем ты? - с тем, кто служит земному и имеет земные интересы? Или с тем, кто проповедует Евангелие и имеет интересы в вечности?
С другой стороны, религиозные организации могут терять авторитет, но их авторитет все равно не от них самих, а от Евангелия, от Христа. И в этом смысле авторитет Христа будет искать воплощение в других людях и в их действиях. Более того, Христос постоянно говорил о конкретном воплощении христианских ценностей или конкретном исполнении библейских заповедей, а не о развитии административных структур. И в этом смысле авторитет церкви продолжает быть высоким, потому что многие люди видят рядом с собой реальных верующих и духовенство. Большинство духовенства служит в храмах в селах, где закрываются школы, больницы, откуда бежит молодежь. А храм там существует. Большинство духовенства живет натуральным хозяйством, вместе со своими прихожанами. И то, что мы видим иногда по телевизору, - это верхушка айсберга, которая не соответствует действительности. Поэтому надо увидеть всю реальность, которая существует в повседневной жизни. Когда на Грушевского происходили стычки, христианские священники пытались стать между протестующими и милицией. Именно тогда появился термин «христианство прямого действия». Христос призывает нас к прямому действию, независимо от наших политических взглядов, возможностей или национальности.
- Символично то, что сейчас происходит в Киево-Печерской лавре - одном из крупнейших памятников Киевской Руси. Страна в очередной раз наблюдает за скандалом вокруг ее настоятеля владыки Павла, который ведет далеко не монашеский образ жизни, а его окружение напало на журналистов канала «1+1».
- В прошлом году я оставил все свои кабинеты и за это время лишь несколько раз был в Лавре, поэтому мне трудно это анализировать. С другой стороны, я считаю, что мы должны жить так, чтобы не давать СМИ повода делать из этого какие-то скандалы и сенсации. Я специально не разбирался в этой истории, однако напомню, что церковь должна быть не только единой, но и святой. Эта святость проявляется как раз в жизни ее иерархов, священников. Даже Господь говорил о ветхозаветных церковнослужителях: «Все, что они скажут вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Поэтому слова Христа о книжниках и фарисеях и сегодня могут быть актуальными. Книжники - это люди, которые очень хорошо разбираются в Священном Писании, которые хорошо знают правила. Фарисеи - это люди, которые только внешне выглядят как христиане, священнослужители, но на самом деле живут по другим принципам и исповедуют другое мнение.
То, что пытаюсь делать я, нацелено на изменение мировоззрения и перемену ума. Ибо любые изменения в обществе или реформы в стране невозможны без внутренних изменений - постсоветского, атеистического, коммунистического, тоталитарного, имперского – на библейское, христианское, цивилизованное, общечеловеческое.
- Поддержка интеграции церквей в Украине также связана с необходимостью уменьшить внешнее влияние на государство через один из патриархатов.
- Московский Патриархат - это церковь Советского Союза. Сегодня в Украине мы как раз и имеем войну между СССР, который пытается возродиться, и Украиной, которая пытается сохранить свою независимость. Патриотов мифического Советского Союза у нас в Украине хватает и без церкви. И в церкви тоже есть разные люди. И вопрос в том, на что мы обращаем свое внимание и что мы освещаем. Бесспорно, очевидна определенная неадекватность части духовенства МП в Украине относительно нынешней ситуации, чувствуется определенная ориентация на чужой политический центр, где церковь фактически выступает «подпоркой» новой империи. Но, с другой стороны, существует другая часть церкви, где священники, прихожане являются патриотами своей страны и верными своей Церкви.
Во время Майдана были те, кто был категорически против, но влияние церкви тогда было колоссальным - она пыталась стать посередине сообщества. Представители разных конфессий были едины с людьми. Мы уже забыли, что именно Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций был той площадкой, где встречалась власть и оппозиция. Была еще третья сила - сам Майдан. Иногда Совет Церквей выступал посредником между оппозицией и Майданом. Тогда церковь пыталась всех примирить.
Но когда началась внешняя агрессия, церковь внутри страны перестала быть авторитетом для внешних. Более того, ее начали использовать как инструмент, в том числе того, что мы называем пропагандой или «гибридной войной».
Как и общество, церковь состоит из разных людей, поэтому нам нужно поддерживать такой формат единства, который бы помогал отстаивать независимость страны, а не приводить к конфликтам и противостоянию. Там, где сражаются, переговоры невозможны. Но важно, чтобы государство обеспечивало верховенство права. Ты госслужащий или верующий - если ты нарушил закон, то должен за это ответить. Если ты имеешь права, то должен их реализовывать.
- Недавно в СМИ появилась информация, что в украинские церкви и монастыри прибудут служить 1450 российских священников и 700 семинаристов. Ваше отношение к такому «десанту»?
- Для граждан Украины есть много возможностей вести религиозную деятельность даже без регистрации, а для иностранцев установлены законом правила и ограничения. Поэтому относительно их приезда надо задавать вопросы Миграционной службе, Министерству культуры, СБУ. И как гражданин я считаю, что все должно происходить по закону. И если эти люди приезжают выполнять не религиозные функции, а вести подрывную деятельность, то ими должны заниматься службы, которые существуют за наши налоги.
- Есть священники, которые благословляли Гиркина, а есть те, которые собирают благотворительную помощь на АТО. Это диаметрально разные позиции в одной церкви, поэтому важна позиция именно ее администрации.
- После смерти Блаженнейшего митрополита Владимира я от официальных должностей в церкви отошел, поэтому мне трудно оценивать, что там происходит. Более того, мне кажется, что и сегодня церковь пытается дать возможность быть рядом разным людям. Это очень сложно или даже невозможно во время войны. Я понимаю всю ту сложность проблем, с которыми встретился митрополит Онуфрий. Человек, который был воспитан в советском «религиозном гетто» и с 1990 года был Черновицким и Буковинским митрополитом, может, не все понимает, что тогда происходило в Киеве. Поэтому должно пройти определенное время и тогда можно оценивать его деятельность. Единственная проблема, которую мы имеем, но тут у меня может быть предвзятость, - это отсутствие опоры на фундамент, который заложил митрополит Владимир. А это значит, что те ошибки, которые были в начале 90-х, привели к разделениям и не дали возможности восстановить единство, могут повториться.
- Религиоведы говорят, что в УПЦ МП происходит углубление раскола, в частности проукраинских сил и тех, кто занимает пророссийскую позицию.
- Как и в обществе, в церкви есть определенная радикализация, сепарация различных взглядов. Церковные люди не живут на другой планете. Де-факто кто-то с кем-то перестал общаться, кого-то больше вообще не хочет видеть. Но сегодня все эти процессы не привели к большим потрясениям. Есть надежда, что будут найдены те форматы, которые позволят разным людям, с разными политическими взглядами быть членами одной церкви. С другой стороны, и государство должно искать формат для коммуникации людей с разными взглядами. Я не беру во внимание взгляды тех, кто желает уничтожения Украинского государства. Но разные политические взгляды должны быть учтены. Это общее дело церкви и государства - восстанавливать единство там, где оно было утрачено. Диалог должен вестись не с помощью автоматов или дубинок, а слов и аргументов, где каждый пытается услышать другого, а не только доказывать свое. Я за то, чтобы мы вернулись к ценностям, которые сейчас профанированы, – ценностям диалога, уважения, любви.
«МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИ СТРАНЫ МОЖНО РЕШИТЬ, НАХОДЯ НОВЫЕ ФОРМАТЫ ЕДИНСТВА»
- Не был ли исторически преувеличен конфликт между УПЦ (МП) и УПЦ (КП), возможно, благодаря вмешательству внешних сил?
- Патриарх Филарет может рассказать гораздо больше, чем я о роли Москвы в разделении украинского православия. К сожалению, за все это время не предложены реальные модели восстановления единства.
Я помню 2008 год, когда Вселенский патриарх Варфоломей приезжал в Киев и после этого впервые Блаженнейший митрополит Владимир был приглашен на встречу предстоятелей всех поместных церквей в Константинополь. Мы были там вместе с ним. Он передал каждому из руководителей поместных церквей письмо с просьбой помочь решить вопрос восстановления единства украинского православия. Этот вопрос до сих пор завис. Но многое можно решить внутри страны, ища новые форматы единства. С другой стороны, наш путь за нас никто не пройдет.
- Каковы ваши ожидания от Всеправославного собора, который запланирован на июнь?
- Надеяться, что там будет решен вопрос украинских проблем, - бесполезно. Они решают вопросы, важные для них.
Недавно мы были на приеме у патриарха Варфоломея. Как те люди, которые знают друг друга и много лет и были рядом с Блаженнейшим Владимиром, мы представили Вселенскому Патриарху наш новый проект. Патриарх принимал нас очень тепло, потому что лучшие гости - это те, которые не просят, а, наоборот, презентуют. Мы рассказали о проекте Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости, презентовали перевод его книги на украинском от наших друзей, издательства «Дух і Літера». Единственное, что мы у него просили, - это благословение для его богословов сотрудничать с нашим Университетом. Для этого не нужно каких-то международных решений, решений соборов, и это реально. Патриарх много говорил о Блаженнейшем митрополите Владимире и потом вместе с нами отслужил по нему панихиду. Это была демонстрация реального единства уже сегодня. И подобный формат можно найти для общения с Киевским патриархатом, с греко-католиками, с римо-католиками. А если кто-то ищет повода для разделения или ощущение превосходства, то это другой формат отношение к Евангелию.
- Как вы относитесь к преподаванию Закона Божьего в светских школах?
- Это нужно и возможно, но иногда это не нужно самой постсоветской церкви, у которой за несколько поколений отобрали даже мечту о христианском образовании. На самом деле, если бы было такое же мощное желание заниматься образованием, как было желание восстанавливать храмы и совершать крещение, венчание и отпевание, у нас бы уже давно было полно христианских школ, детских садов и университетов. Мы стараемся создать Открытый университет, исходя из тех возможностей, которые есть. Но церковь, имея гораздо большие возможности, не направляет их на образовательные проекты. И это не вопросы семинарий, которые готовят специалистов «для внутреннего потребления» - это вопросы внешней деятельности.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ КОВАЛЕНКО ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНИТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКИ «ДНЯ», А «СИЛА МЯГКОГО ЗНАКА» - ОДНА ИЗ ЛЮБИМЫХ. ТАК ЕГО КНИЖНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ПОПОЛНИЛАСЬ ЕЩЕ ОДНОЙ КНИГИ - «ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЦАРЬГРАД»...
Еще в 90-х гг. мы проводили опрос, и большинство родителей хотело преподавания в школах именно Закона Божьего. Но по факту церковь до сих пор не готова предоставить ни специалистов нужного уровня, ни учебников, которые отличались бы от внутрицерковного образования и были ориентированы на светское общество, где есть представители разных конфессий. Поэтому шанс ввести просто конфессиональное образование в школах уже потерян.
Опыт Европы показывает, что даже возможность изучения своей религии, в том числе в общих школах, не привела к толерантности между различными религиозными группами. Поэтому, думаю, будущее за религиоведческими курсами, которые бы не конфликтовали с религией, а давали бы детям в одном классе изучить традиции друг друга. Если там есть православные, католики, иудеи, мусульмане или вообще неверующие, они должны изучить религиозные особенности каждого, чтобы каким-то образом коммуницировать: как православным поздравить иудея, как иудеям поздравить христиан с Пасхой и тому подобное. Этот предмет нужен именно в светских школах, потому что внутри церквей знания о других конфессиях обычно апологетические: каждая церковь пытается себя защитить, поэтому применяет все методы, в том числе мифотворческие, чтобы никто от нее не ушел. Нужно образование, которое изучает религию, а не учит ей. А учить религии надо в приходах и семьях, и здесь мы видим положительный прогресс в сравнения в 90-ми.
... А ЕЩЕ - ФИРМЕННЫЙ ШАРФИК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕХ «СОФИЯ» - ДЛЯ ОДНОГО ИЗ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА СВЯТОЙ СОФИИ-ПРЕМУДРОСТИ
Но, с другой стороны, научная среда, которая изучает религию, сегодня тоже рассеяна, а этот процесс требует определенной координации и профессионального диалога, который бы имел целью наработку общей позиции. Потому договориться не может не только духовенство, но и ученые и политики - это тотальная проблема нашего общества.
«РУСЬ - ИМЕННО ЗДЕСЬ»
- Сегодня на востоке Украины война с Россией идет не только за территории или ресурсы - речь идет об исторической идентичности и первородстве. Согласно концепции «третьего Рима», Москва приняла «светоч православия» от Византии. До сих пор многие московские священники и российские верующие разделяют эту точку зрения. Но с исторической точки зрения православие на Руси зародилось в Киеве - это не абстрактная, а конкретная вещь. Какие еще нужны доказательства, что именно Украина является первоисточником православия на Руси?
В ДОПОЛНЕНИЕМ К ПОДАРКУ - ТРИПТИХ УЖЕ ИЗ СЕРИИ «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ» - «КОТЕЛ», «Я СВИДЕТЕЛЬ» И «КАТАСТРОФЫ И ТРИУМФ» ...
- В противовес «русскому миру» нам самим следует быть киевоцентричными, не смотреть все время в сторону империи - о чем она говорит и какую задает повестку дня. Мы должны формировать собственную повестку дня и никогда не должны отрекаться от своего первородства, ведь Русь - именно здесь. Но мы это должны осознать - для этого работает газета «День», ученые, историки - этот процесс происходит. И людям, которые работают на киевоцентричную модель, нужно объединяться и поддерживать проекты друг друга. И открывать обществу то, что было скрыто от нас в течение многих лет имперской, советской и российской пропагандой. Нам следует знать, кто мы, откуда, какая у нас история, кто наши князья и где центр нашей страны и церкви.
- Накануне праздника Пасхи чего бы вы пожелали всем украинцам?
- Любое религиозный праздник, а особенно Пасха - Светлое Христово Воскресение - это возможность встретиться с Христом и услышать Его. И эта встреча должна изменить наше мировоззрение и нашу жизнь. А если в нашем обществе большинство будут составлять не номинальные, а реальные христиане, тогда и произойдут изменения, к которым мы стремимся. Изменения нужно начинать с себя и радоваться тому, что Христос воскрес, и делиться этой пасхальной радостью друг с другом, особенно с теми, кто нуждается в нашей защите, нашем попечительстве и нашей любви.
Section
Политика