О парадоксах «народной власти», национал-социализме и охлократии
Действительно, Украина — страна парадоксов! В последнее время наша страна приобрела способность удивлять мировое сообщество возникновением всяческих парадоксов в своей общественно-политической жизни. Началось все с оранжевой революции, а точнее сказать — с пародии на революцию. Ведь то, что произошло с президентскими выборами 2004 года, трудно назвать революцией. Просто удачная манипуляция массовым сознанием при поддержке иностранного капитала привела к власти группу политиков, кстати, сторонников различных идеологических доктрин. Произошел обычный государственный переворот, в основе которого лежали сугубо частные интересы самих «революционеров» и государства- заказчика. Но на весь мир красиво была провозглашена «народная власть», «свободная нация» и новый этап становления украинской государственности. А далее — властная «панацея» от общественных болезней в виде «шоковой терапии» для украинского общества: политические репрессии, кадровый калейдоскоп, внутривластные распри, ценовая истерия, карикатурный феномен «Гринджол», валютная паника в результате так называемой стабилизации гривни, и в конечном итоге, бензиновый кризис.
Хочу заметить, что все эти факты лежат, так сказать, на поверхности айсберга и их видит все общество. Но основная часть коренится значительно глубже, она может быть незаметной для рядового гражданина. Главная причина коллизий, которые происходят в украинском обществе, касается самих основ и принципов, на которых строится нынешний властный механизм. Попробуем выяснить, что на самом деле представляет собой наша «народная власть», этот наибольший и опасный парадокс украинской действительности.
Представители новой власти не перестают повторять, что они являются настоящими представителями народа и в своей деятельности отстаивают принципы так называемой народной идеологии, идеологии, которая была рождена Майданом, а следовательно, это принципиально новый вид идеологии. А на самом деле так ли это? На самом ли деле это новая идеология? Способна ли она объединить украинское общество, направить его в нужном направлении социально-экономического благополучия, политического согласия? Следует отметить, что идеология является одной из форм политической сознательности, это целостное, концептуальное отражение интересов определенных классов, социальных групп и других сообществ. По-настоящему конструктивная идеология должна соответствовать жизненным реалиям, иметь возможность разработать адекватные подходы к социальным процессам, проблемам внутренней и внешней политики. В нашем же случае мы имеем дело, скорее, с суррогатом нескольких совершенно противоположных по своей сути политических идеологем, которые в совокупности отнюдь не могут претендовать на статус государственной идеологии Украины. Ведь сегодня высшие государственные посты занимают представители «оранжевой» коалиции «Сила народа», центральными игроками в которой были блок «Наша Украина», БЮТ и Социалистическая партия. Следовательно, видим, что в Правительстве откровенно либерально-националистические тенденции «Нашей Украины» каким-то образом объединяются с социалистическими приоритетами СПУ и социально-реформаторскими настроениями БЮТа, причем каждый из элементов утрачивает свое самостоятельное значение. Либерализм здесь становится источником для перераспределения результатов экономической деятельности в пользу избранных, а социализм — только инструментом и обоснованием для такого перераспределения. Нынешняя перераспределительная идеология основывается на внешнеэкономическом принуждении и является тоталитарной. Однако либеральная перераспределенность изыскано скрывает свою тоталитарную сущность. Перераспределение (реприватизация) здесь осуществляется под маской реализации социальной справедливости, обеспечения свободы и правопорядка. Таким же способом оправдывается и преследование политических оппонентов.
Такая «народная» идеология откровенно имеет претензии на монополию, поскольку экстраполируется в создание новой партии «Народный союз «Наша Украина». Но она не может приобрести государственного статуса именно по причине того, что сочетание либерализма, национализма и социализма просто невозможно. А может это — новый национал-социализм в украинском исполнении?
Человечество уже имело опыт воплощенного национал-социализма, который перерос в диктатуру и тоталитаризм после прихода к власти в 1933 году Немецкой национал-социалистической рабочей партии во главе с Гитлером. Причем сегодняшнее правительство само себя и свои действия оправдывает и обосновывает только тем, что это якобы «правительство народного доверия». Других доказательств не существует. Что-то очень похоже на гитлеровское «национал- социализм не может быть доказанным и не нуждается в доказательствах. Он обосновывает сам себя своей деятельностью, которая обеспечивает жизнь общества» («Mein Kampf»).
Сегодня смущает и то, что «оранжевые» политические силы Украины пытаются сделать все возможное и невозможное, чтобы получить максимальное количество мест в парламенте после выборов 2006 года. Подтверждением этого является создание НСНУ как мощного админресурса и разговоры Президента Ющенко о предвыборной коалиции (НСНУ, БЮТа и Народной партии). А это, в свою очередь, означает угрозу тотального контроля над всеми ветвями власти и окончательной потери украинским обществом демократии. Мы не говорим уже о проявлении в Украине типичных признаков полицейского государства с присущими ему политическими репрессиями и преследованием оппонентов. Это факт, не требующий доказательств. Поневоле вспоминаются слова главного пропагандиста Немецкой национал-социалистической рабочей партии Геббельса: «Мы идем к Рейхстагу, чтобы в арсенале демократии вооружиться ее собственным оружием. Мы становимся депутатами, чтобы парализовать веймарский дух с его же помощью... Мы приходим так, как волк врывается в овечье стадо».
Но наихудшее то, что в такой власти участвуют социалисты. Представители Социалистической партии Украины, поддерживая политику либерально и националистически настроенного правительства, занимая в нем должности, по существу, не только предают собственные программные цели, а и подрывают надежду граждан, которые ожидали от СПУ воплощения в украинском обществе именно социалистических идей, принципов равноправия, социальной справедливости и солидарности. Даже рядовой гражданин понимает, какая идеологическая бездна разделяет либерализм и национализм с одной стороны и социализм с другой. В программе СПУ записано: «СПУ — партия интернационалистская... исходит из необходимости разработки современной теории социализма и учитывает: марксистскую концепцию общественного развития... ленинскую концепцию социалистических преобразований и противоречивый опыт строительства социализма в СССР; вывод об исторически назревшей необходимости устранения господствующей роли наемного характера труда в системе современных производственных отношений; теоретические наработки партий мирового социалистического, коммунистического, социал-демократического и общедемократических движений». Так что же ищут уважаемые украинские борцы за социализм в рядах правоцентристской власти, которая, как говорится, по определению не может принять социалистические идеи? Ответ прост — саму власть! И ни при чем здесь борьба за интересы граждан.
Напоследок скажу: национал-социализм в Украине недопустим. В Германии начала ХХ века идеология диктатуры была своеобразной формой «прикрытия», «рационализацией» захвата власти, осуществленного узким кругом люмпен-интеллигенции, которая камуфлировала корысность, узко профессиональные цели идеологией. Нынешняя украинская власть тоже знала, к чему она шла и к чему стремилась. То, что сегодня строится в Украине как государственный механизм, еще в 1998 году в общих чертах описал нынешний вице-премьер М. Томенко и назвал, как это не парадоксально, охлократией. «Охлократический режим: — некомпетентность политической власти; — попытка простыми методами решать сложные общественные или государственные проблемы; понимание права как воли государства; использование популистских настроений социальных групп, для реализации узко корпоративных интересов» (Томенко М. Самовизначення України: від історії до політики. — К., 1998. — С.23). Признаки нынешнего украинского властвования видны невооруженным взглядом. Как говорят в Украине: «За що боролись, на те і напоролись!»
Выпуск газеты №:
№108, (2005)Section
Политика