Об «очках Запада» в Крыму
После резолюции Европарламента, в которой требуется вернуть полуостров Украине, свой отчет по результатам миссии на оккупированной территории должен подготовить ПАСЕ
Миссия Совета Европы по правам человека пришлась почти на вторую годовщину оккупации Крыма Россией. Работала миссия во главе со швейцарским дипломатом, послом Жераром Штудманом на аннексированной территории в течение недели - с 25 по 31 января. Это была первая группа европейских наблюдателей, которые получили доступ на полуостров за последние два года.
Так, Россия запланировала для наблюдателей собственную показательную программу. Однако европейцы к такому «гостеприимству» были готовы и сумели изменить тот формат, который настойчиво навязывала оккупационная власть. Наблюдатели провели важные встречи с членами Меджлиса, представителями ряда украинских и крымскотатарских общественных организаций, пообщались с активистами и журналистами. «Особое место заняла встреча Жерара Штудмана с заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа, политзаключенным Ахтемом Чийгозом, который находится в застенках ФСБ», - отметил на своей странице в Фейсбуке глава Меджлиса Рефат Чубаров.
Отчет по результатам миссии положат на стол генсеку Совета Европы Турбьёрну Ягланду в конце февраля - начале марта. А тем временем «День», проанализировав ход миссии, пообщался с экспертами о предпосылках, возможных последствиях и других нюансах первого европейского мониторингового визита в аннексированный Крым.
«РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОДНОМ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИИ УКРАИНЫ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ КРЫМА»
Александр СУШКО, научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества:
- Это первый законный визит через два года после аннексии. Несомненно, это политически значимый факт. Делегация состояла из людей, которые уважают международное право, в частности территориальную целостность Украины. До этого все делегации были абсолютно незаконны. Их создавали те, кто отвергает международное право. Речь шла о людях, которые повторяют политическую линию России, помогая ей таким образом легитимизировать ее действия. Ранее вся информация о нарушениях прав человека касалась только Донбасса. О нарушениях в Крыму Совет Европы и другие международные организации узнавали не напрямую. Теперь у них появился материал, собственные наблюдения, которые позволят надлежащим образом сформировать общественное и политическое мнение в странах Европы.
Речь идет об одном из элементов стратегии Украины по возвращению Крыма. На сегодняшний день работает рабочая группа под эгидой СНБО, которая разрабатывает основные направления политики Украины в вопросе возвращения аннексированного Крыма. Одним из важных элементов такой политики, очевидно, станет привлечение международных организаций, которые могут иметь, во-первых, активное право голоса, а во-вторых, реальный физический доступ к Крыму. Они могут направлять туда людей, представляющих политическое большинство в мире, которое не признает аннексии Крыма и поддерживает Украину в стремлении восстановить свою территориальную целостность. На сегодняшний день надо пользоваться теми возможностями, которые есть, а также создавать новые возможности.
В этом случае стратегия заключается в том, что приоритетом для Совета Европы является защита прав человека, независимо от того, где и под какой властью он проживает. Этот гуманитарный аспект аннексии Крыма очень важен, чтобы для западноевропейской общественной мысли подчеркнуть незаконность и несоответствие запросам человека этой аннексии. Российская сторона как раз и выстраивает свою линию на том, что, мол, аннексия Крыма отвечает интересам жителей Крыма. А знакомство с фактами массовых нарушений прав человека, непосредственное общение с жертвами оккупации помогает развеивать штампы российской пропаганды.
«В КРЫМУ СИСТЕМНО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО УБИВАЮТ СВОБОДУ. РЕЗУЛЬТАТЫ МИССИИ БУДУТ ИМЕТЬ ВЛИЯНИЕ НА ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ»
Эмине ДЖЕППАР, советник Министра по вопросам информационной политики относительно Крыма:
- В экспертном кругу было несколько версий, почему произошла эта миссия ПАСЕ. Первая версия - желание выяснить реальное состояние жизни в аннексированном Крыму, в частности в части нарушения прав человека, и дальнейшее политическое давление на РФ. Вторая - желание найти повод для ослабления санкций в отношении РФ, ведь европейский бизнес тоже несет убытки. И третья - разовая акция для нейтрализации общественного давления относительно якобы бездействия органа. С моей точки зрения, итог политических последствий миссии можно будет подвести только после объявления результатов мониторинга. В том случае, если это первый вариант, будут продолжать искать дополнительные инструменты присутствия или последующих визитов международных организаций, миссий, групп в той или иной форме. Тем более что крымские активисты, в частности Меджлис крымских татар, постоянно обращаются к международному сообществу с просьбой обеспечить присутствие международного мониторинга на постоянной основе.
Изменить ситуацию миссия пока не способна, ведь, когда речь идет о Крыме, надо четко осознавать, что международные законы и право в аннексированном Крыму не действуют! Сам факт аннексии свидетельствует об этом. Поэтому влияние на российскую власть в Крыму и Кремле международно-правовым путем не будет иметь результатов с точки зрения изменения репрессивной политики, по крайней мере сегодня. Даже во время присутствия дипломатов в Крыму российские силовики продолжили тестировать на крымских татарах свой карательный арсенал. Были произведены обыски в детском образовательном центре в Джанкое и в Симферопольской мечети на ул. Мокроусова. Прошли обыски в домах крымскотатарских активистов (Идриса и Эскендера Аметовых) в Ленинском районе под носом у миссии. Сразу после того, как дипломаты ПАСЕ уехали, российские силовики устроили маски-шоу в бывшем помещении телеканала АТР, транспортной компании «Сим Сити Транс». Уже есть информация о массовых обысках крымских татар в Джанкойском районе, в селе Медведевка. Силовики утром 2 февраля ворвались в дом дочери Мустафы Джемилева с обыском и пытались найти внука Эрола, который учится на Кипре.
В Крыму каждый день системно, целенаправленно убивают свободу. Даже если миссия объявит однозначные выводы о нарушениях прав человека в Крыму и полностью раскритикует оккупационную власть, обыски, аресты, политические преследования и исчезновения людей вряд прекратятся. Впрочем, эта миссия - это очки Запада. Поэтому ее результаты повлияют на западные страны. Россия была лишена права голоса и права руководящих должностей в ПАСЕ из-за санкций в 2014-м и 2015 году. На этот раз, российская делегация устроила «ход конем», попросту игнорируя зимнюю сессию ПАСЕ, чтобы не дать возможности еще раз лишить российскую делегацию полномочий. Несмотря на заявления спикера Госдумы Нарышкина об уважении ПАСЕ и открытом диалоге с ней, по факту имеем поведение не комильфо, когда игнорируются все правила. По сути, Россия сделала невозможным любое давление на себя со стороны ПАСЕ.
Хорошо, что программа, которую предложили крымской миссии ПАСЕ россияне, была переформатирована. Главное, что миссия получила альтернативную информацию, а не шоколадно-медовые рассказы о счастливой жизни всех народов в «родной гавани». Это залог возможности представить объективный вывод миссии.
Думаю, вывод миссии ПАСЕ во главе с Жераром Штудманом может быть шагом к реализации задачи добиться постоянного присутствия наблюдателей в Крыму. Мы понимаем, что без согласия РФ такая миссия не смогла бы даже заехать на полуостров. Аналогично постоянное присутствие международного мониторинга в Крыму, который фактически находится под юрисдикцией РФ, невозможно без российского согласования. Хотя это и правовой абсурд. Другой вопрос, почему РФ согласовала работу миссии и не является ли это признаком уступки или определенных неизвестных нам договоренностей? Это станет более понятно после объявления экспертных выводов работы миссии.
Section
Политика