Показательная расправа
Накануне третьей годовщины убийства Бориса Немцова в Москве состоялся многотысячный Марш оппозиционных сил
«Немцов, как Троцкий, ждет своего ледоруба», - сказал в 2013 году одиозный российский политик Владимир Жириновский. Через несколько лет 27 февраля 2015 года Борис Немцов был убит в центре Москвы, возле Кремля. Безусловно, на фоне формальных лидеров оппозиции, которые больше напоминают статистов, Немцов выделялся особой харизмой. В расцвете лет, спортивный, талантливый, с большим опытом управленца, он был полной противоположностью Путину. Более того, он не стеснялся прямо оскорблять Путина, используя соответствующий арсенал нецензурной лексики и мощный фактаж.
Власть в РФ, очевидно, показательным убийством не столько расправилась со своим оппонентом, сколько сделала очередной прецедент для испытания покорности российского общества. Даже ожесточенные адепты Путина в такой ситуации должны задаться вопросом: не перешагнула ли российская власть черту? Как видим, российский народ «проглотил» расправу над Немцовым. Более того, существует большое количество россиян, которое обрадовалось этому убийству. Так же, как обрадовалось оккупации части территории Украины. И именно этот момент является симптоматическим и показательным. Ведь Путин в феврале 2015 года мог окончательно убедиться в том, что его кровавые аппетиты могут и дальше безапелляционно удовлетворятся. Но, как показывает исторический опыт, именно безнаказанность тиранов приводит к гибели империи. В этом плане смерть Бориса Немцова может в какой-то момент обрести новый исторический смысл. Не будем забывать известную фразу, прозвучавшую во Франции на заседании Конвента 9 термидора 1794 года в адрес обреченного Робеспьера: «Кровь Дантона душит тебя, злодей!»
«НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА В РФ ЯВЛЯЕТСЯ НОРМОЙ»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый российский журналист:
- К большому сожалению, в российском обществе вообще нет исторической привычки задавать вопросы власти и тем более требовать справедливости. Более того, нет привычки вообще ассоциировать преступления, совершаемые именем государства, с властью. Этой привычки не было ни до, ни после убийства Немцова. В этом случае можно списать такую апатичность россиян на то, что большинство поддерживает Путина, а не оппозицию. Но для меня показательна другая история. Никто в России не задает вопрос власти о гибели самолета, летевшего из Египта в Санкт-Петербург. Российские власти объявили, что это был теракт и никаких подробностей не предоставили. И никто об этом не вспоминает в России, при том, что Египет никогда не признавал эту катастрофу терактом. Вот это показательная ситуация - россиянам все равно, что на самом деле произошло. Никто не спрашивает о теракте в Санкт-Петербурге, за который вообще никто не взял на себя ответственность. Насилие со стороны государства в РФ является нормой, и такой же нормой, повторяю, является привычка людей не задавать вопросы власти. Таким образом, трагическая гибель Немцова стала лишь очередным событием, которое подтвердило эту тенденцию.
Если мы внимательно посмотрим на российскую историю, то увидим, что крайне редко у власти оказывались яркие личности. Вспомним того же Троцкого, который изначально был личностью, которая стала движущей силой революции. Затем Троцкого не только уничтожили физически, но и было сделано все, чтобы его вычистить из истории. Властные вопрос в Кремле всегда решались кулуарным образом. Да, здесь были революции, но на самом деле даже они (на примере того же Троцкого) переходили в фазу закулисных интриг. Люди, которые были реально яркими личностями со всеми их недостатками, к власти в России не приходили. Их убирали. На эти моменты надо обращать внимание для того, чтобы понять природу российской власти и ее механизмы. В России существует априорное убеждение, что политика - это дело нечестное, и, соответственно, то, что ею занимаются нечестные люди, является базовым. И это глубоко трагический для России подход, ведь люди таким образом сами позволяют власти так относиться к ним. Они считают, что коррупция была и будет, а значит - они против нее не протестуют. Они считают, что убивать оппозиционных лидеров - это нормально, а следовательно, они закрывают на эти преступления глаза. Мол, власть делает свое, а мы делаем свое. Россияне не понимают, что в современном мире не бывает так, что человек полностью остается независимым от политики.
Однако это не значит, что в России нет людей, которые понимают эту проблему. К сожалению, противостоять этому пока пытаются единицы. Есть человек, который все эти годы охраняет Народный мемориал на месте убийства Немцова. Этот Мемориал все время власть пытается уничтожить. Сам Немцов, с одной стороны, является невинной жертвой, а с другой - политическим героем. Тот факт, что в очень сильный мороз 25 февраля в Москве состоялся многотысячный Марш в память Бориса Немцова, тоже является показателем того, что оппозиция в России существует. А также есть люди, которые сохраняют и человеческую, и политическую память о Немцове.
Section
Политика