Перейти к основному содержанию

СБУ — 25. Как все начиналось

«В начале 1990-х благодаря Евгению Марчуку были заложены основные принципы работы независимой украинской спецслужбы», — Анатолий САХНО
25 марта, 08:40
Фото з архіву "Дня"

СНБО вскоре рассмотрит Концепцию реформирования Службы безопасности Украины с учетом соответствующего опыта и лучших практик стран — членов Евросоюза и НАТО. Об этом заявил Президент Петр Порошенко во время выступления на торжествах по случаю 25-й годовщины СБУ. «Предполагается, что отдельные функции Службы безопасности Украины, не свойственные классическим специальным службам, будут постепенно переданы другим правоохранительным органам», — отметил Глава государства.

Президент подчеркнул, что СБУ есть и останется основным контрразведывательным органом государства. «Вместе, плечом к плечу мы делали все для ускоренного преобразования Службы в эффективный боевой организм. И нам это удалось», — сказал Петр Порошенко. Он отметил, что с начала российской агрессии Служба безопасности Украины потеряла двадцать одного воина, более 100 получили ранения. Первым свою жизнь за Украину в войне против российского агрессора на Донбассе отдал капитан подразделения «Альфа» Геннадий Биличенко.

«Нужно учиться работать в условиях усиления гражданского контроля над деятельностью СБУ, привлечения институтов гражданского общества к выработке решений в сфере национальной безопасности», — подчеркнул Президент и добавил, что Служба, согласно социологическим опросам, относится к числу тех государственных институтов, которые пользуются высоким доверием по сравнению со многими другими государственными структурами.

Напомним, что 20 сентября 1991 года Верховной Радой Украины было принято постановление «О создании Службы национальной безопасности Украины». Этим же постановлением был ликвидирован Комитет государственной безопасности УССР. 25 марта 1992 года Верховная Рада приняла Закон «О Службе безопасности Украины», который готовился и разрабатывался тогдашним главой СБУ Евгением Марчуком. Именно дата 25 марта отмечается как День службы безопасности Украины.

Стоит обратить внимание на еще одну цитату Президента. Петр Порошенко отметил, что по содержанию, динамике и значимости событий 25 лет деятельности СБУ не были однородными. «Этот исторический отрезок содержит и период, когда Служба рождалась и динамично развивалась. И, к сожалению, были времена, когда с согласия руководства Украины Российская Федерация занималась демонтажем Службы безопасности Украины, ее превращением в недееспособную структуру, насыщенную предателями и оборотнями», — констатировал он.

Безусловно, СБУ нуждается в реформировании, но 25 лет деятельности Службы действительно не были однородными. И то, что СБУ оказалась не готова к российской агрессии, имеет свои объяснения. Виной тому не только Кремль и режим Виктора Януковича. В начале 1990-х первым председателем СБУ Евгением Марчуком была заложена основа современной Службы безопасности, была проведена реформа, однако впоследствии следующие руководители фактически коммерциализировали СБУ и использовали ее в политических разборках и рейдерских захватах. Разрушение органов безопасности началось, в частности, во время руководства спецслужбой Леонидом Деркачем, когда политики стали на службу не стране, а собственным интересам, которые во многих аспектах пересекались с интересами соседней, как оказалось вовсе не дружеской, страны. Усиление роли отдельных олигархов, тотально коррумпированная, порочная система власти превратила СБУ в карманный механизм для реализации задач ради личных интересов.

Еще со времен Леонида Кучмы началось проведение совместных коллегий ФСБ и СБУ, которые продолжались в течение нескольких лет. Одной из тем заседаний таких коллегий была, например, тема усиления совместных мероприятий по обеспечению безопасности структур Черноморского флота. Фактически тогда СБУ и начала превращаться в «филиал ФСБ». Совместные коллегии продолжались и при президентстве Виктора Януковича. Даже был подписан протокол о сотрудничестве и взаимодействии между СБУ и Минбезопасности России. Напомним также, что в 2012 году в Киеве российскими спецслужбами был похищен российский оппозиционер Леонида Развозжаев. Саму службу возглавляли россияне с далеко не патриотическими наклонностями. Итак, постепенное «вымывание» профессиональных кадров политиками, которые имели далеко не всегда государственные позиции, создало соответствующие основания для невозможности эффективной защиты национальных интересов как СБУ, так и другими государственными органами в нужное время.

Какими были стартовые позиции СБУ и что произошло потом? Говорим с бывшим начальником пресс-центра Службы безопасности Украины, советником председателя СБУ, первым заместителем начальника Главного управления СБУ в АР Крым, полковником, автором романа в трех книгах «Соло бунтівного полковника. Вершина» Анатолием САХНО.

— Во времена независимости Украины СБУ рождалась вместе с государством в начале 90-х, а затем в 2014-м вынуждена была возрождаться как Феникс из пепла. С чем столкнулась Служба безопасности тогда и кто заложил основы ее развития в новых условиях?

— В 90-е СБУ должна взять все лучшее от КГБ, но уже в новых условиях построения демократического государства Украина. Методика служб безопасности не изменялась тысячелетиями. Иисус Христос отправлял своих учеников, чтобы те узнавали настроения в городах ... С обретением Украиной независимости возникли серьезные вопросы создания качественно новой Службы безопасности. Рождение СБУ связано с именем Евгения Кирилловича Марчука. Как только выехал из Украины руководитель КГБ УССР Николай Галушко, именно Марчук стал председателем Службы. Он тогда назначил меня главой пресс-службы СБУ. Главная задача, которую он обозначил мне, состояла в том, чтобы сделать все для того, чтобы СБУ не отождествляли с КГБ. Это была одна из ключевых моих задач. Пресс-центр должен рассказывать нашим гражданам и особенно диссидентам, патриотам Украины, что нужно менять отношение к новой Службе безопасности. Мы доносили им, что СБУ — это не КГБ, а служба, стоящая на защите интересов государства, которое они мечтают и стремятся построить. Нужно понимать, что до этого КГБ их прессовал, преследовал, и именно поэтому существовал шлейф недоверия, который необходимо было развеять. СБУ шло к ним с предложением давать нам советы, предоставлять кадры, ведь Служба должна реформироваться в соответствии со здоровыми патриотическими запросами общества. Марчук меня буквально посылал в толпу, чтобы я общался с людьми, которые в частности пикетировали здание на Владимирской, 35.

— А Запад как смотрел на это?

— Мы принимали журналистов с Запада, в частности из США и Канады. К нам тогда приезжала Кристина Фриланд, которая сейчас является министром иностранных дел Канады. Приезжали и другие чиновники, фамилии которых можно перечислять долго. Для нас очень важно, чтобы и они видели в нас не обломок советской системы, а качественно новый живой организм, который способен к эволюции и при этом имел бы мощный запас прошлого опыта.

— Однако не все даже внутри СБУ воспринимали новые реалии?

— 16 генералов СБУ, как только возникла независимая Украина, сразу добровольно уволились, потому что понимали, что не смогут работать в новой структуре. Их принцип мышления был иным, и изменить его они не смогли. Контрразведка формировалась совсем по другим принципам, отдел по борьбе с коррупцией. Тогда Евгений Марчук назначил председателем «Альфы» Крутова Василия Васильевича. Фактически мы все начинали с нуля. Конечно, как оперативники мы вынесли огромный опыт из КГБ, ведь в этом плане это была очень сильная служба по сравнению с «Моссадом» и ЦРУ. Агентурная работа, оперативная работа, вербовка  — это классические методы спецслужб и, безусловно, наработанные в советское время знания и навыки сотрудников нам очень пригодились. Но сам дух, мышление уже были другими, и конечно не все это смогли воспринять. Такие люди отсеивались.

— Тем не менее, на какой юридической базе действовало СБУ?

— Очень важным этапом была разработка и принятие Закона «О Службе безопасности Украины», который, кстати, тоже создал Евгений Марчук, как не только опытный представитель спецслужбы, но и как высококвалифицированный юрист. Со дня принятия Закона «О Службе безопасности Украины» и начался отсчет празднования дня СБУ — 25 марта 1992-го года. До этого СБУ находилась в правовом вакууме. Потом уже был принят закон об оперативно-розыскной деятельности, который регламентировал нашу деятельность касательно оперативной работы, прослушивания, наружного наблюдения и т. п. Так наша деятельность стала полностью на путь исключительно Закона, как этого и требовал Марчук, ведь он понимал базовое значение этих правовых кирпичиков, которые должны были стать фундаментом для развития именно правового государства. Кроме того, тогда, в начале 90-х годов, была проведена первая настоящая люстрация, а не ее имитация. К нам приходили диссиденты, можно сказать моральные авторитеты народа, и в сотрудничестве с ними через определенное «сито» проходили сотрудники Службы безопасности и те, кто стремился работать в СБУ. Отсеивались те, у кого еще оставались так называемые «кагебистские штучки». Это было и верно, и органично, и не допускало спекуляций или манипуляций. СБУ становилась качественно новой по своей сути службой, и на этом необходимо сделать акцент.

— Что произошло с СБУ после перспективного начала?

— Когда Евгений Марчук пошел на другие высокие государственные должности, в частности должность премьер-министра Украины, во главе СБУ становились разные люди, с которыми я также сотрудничал. Не стал я работать главой пресс-центр при Деркаче, так как чувствовал уже определенную усталость. Тогда меня назначили советником председателя СБУ. И при Виталии Маликове, и при Владимире Радченко, и особенно при Леониде Деркаче были разные «шатания» в Службе. Но все же те принципы и наработки, которые заложил Марчук изначально, были доминирующими. Все понимали масштаб фигуры последнего, и это, безусловно, влияло на них.

— Кстати, именно тогда началось обострение ситуации в Крыму.

— О Крыме стоит рассказывать отдельно, и эта тема для меня очень близка, ведь на полуострове я был первым заместителем начальника Главного управления СБУ. Все эти провокации с «русским миром» происходили еще тогда на моих глазах. Россия действительно никогда не оставляла без внимания этот полуостров. После Марчука я видел, как СБУ потихоньку сбивается с тех путей, которые он проложил.

— Коммерциализируется?

— Служба превращалась в совершенно другую по сути структуру, с другими, если хотите, ценностями, которые не всегда коррелировали с государственными задачами. В Крыму это все очень четко проявлялось. Все это в конце концов дошло до того, что при Викторе Януковиче Службой безопасности Украины начали управлять сотрудники спецслужб соседнего государства. Но пришли мы к этому постепенно. В сердце безопасностной сферы в итоге засели не то что не патриоты, а враги Украины.

— Возвращаясь к началу 90-х, когда закладывались основы Службы безопасности, было ли ощущение настоящей опасности от России?

— Не было. Представить себе возможность развертывания войны Россией против Украины было невозможно. Была конфронтация интересов, споры, но чтобы пролилась кровь — это нонсенс.

— Однако уже в 1994 году, кстати во время боевых действий в Чечне, когда РФ буквально уничтожала целые чеченские села и города, в Крыму разворачивались опасные тенденции в упомянутом Крыму. До боли известный прототип нынешнего Аксенова — Мешкова...

— И в 1994 году в Крыму, и в 2003-м на Тузле ситуацию «разруливал» тот самый Евгений Марчук. Возможно, он что-то и чувствовал, но мне было сложно себе представить возможность развертывания именно войны. Должен сказать, что Марчук в этих ситуациях действовал филигранно и очень оперативно. Этого не хватало в 2014 году.

— Но те же события 1994 года в Крыму говорили о том, что Москва не оставляет намерений забрать часть украинской территории.

—  Марчук как-то отправил меня в Москву, чтобы я там внимательно присмотрелся к работе пресс-службы ФСБ, ведь они первые поставили работу с обществом на высокий уровень, в частности через Центр Общественных Связей. Они тогда еще при Владимире Крючкове, который отмечал, что для КГБ «гласность — это все», уже широко отрабатывали методы коммуникации с гражданами. Тогда пресс-службой ФСБ руководил Александр Кандауров, который, кстати, сейчас находится в оппозиции к Путину. Меня поселили в гостинице «Пекин». После рабочего дня вечером ко мне в номер по моему приглашению пришел Кандауров. И он, уже немножко выпив, сказал: «Для чего вам эта независимость? Мы же вроде бы братья?». Тогда я ему в шутку намекнул, что вот накрыт стол, хоть я в гостях, а он — принимающая сторона, а также бутылки пива не принес. Конечно, дело не в бутылке, а в отношении друг к другу. Им как будто все что-то должны, а мы для них какая-то периферия. Это ментальность, принципы бытия и мышления. Они не понимали и не хотят понимать, что мы являемся независимым государством. Но и до нас не до конца доходило, что Россия — это враг №1, ведь никто и подумать не мог, что они пересекут границу и начнут проливать кровь.

— Для этого, получается, нужно было прожить несколько десятков лет...

— Сотни лет. Давайте откроем книги «Дня» «Сила м’якого знака» или «Україна. Incognita ». Там все ответы на это есть. Опасность от Московии исходит веками. Просто мы словно уснули.

— Сейчас вы следите за работой спецслужб? Насколько она эффективна в нынешних условиях? Например, оказывается, что в центре Киева можно средь бела дня застрелить человека, который должен был находиться под усиленной охраной.

— Я не могу сказать, что доволен работой СБУ сейчас, но учитывая условия, в которых она сейчас работает, сложно себе представить результат ее работы лучшим. Тут вопрос не только в СБУ, но и во всей государственной системе. А она сегодня находится в искривленной системе координат. Что не может не отражаться и на СБУ. Что касается покушения на Вороненкова недалеко от Бессарабки, то я бы не стал обвинять в халатности наши спецслужбы. Как говорил Евгений Марчук, когда его спросили, пользуется ли он охраной: «Если вас действительно заказали, пусть вас охраняют и сотни людей, вы все равно не спасетесь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать