У нынешней модели развития закончился «бензин»
Политические итоги года![](/sites/default/files/main/articles/28122012/6viboru.jpg)
Чем «порадовала» нас власть в 2012 году? Какие изменения увидела страна? Что мы получили в результате? Попробуем ответить на эти вопросы в коротком обзоре главных событий уходящего года
ЗАКОН О ДИСКРИМИНАЦИИ УКРАИНЦЕВ
Продвинув через антиукраинского Колесниченко и не менее экстравагантного «выдающегося законника» Кивалова закон о языках, власть в действительности выполняла несколько функций: во-первых, нужно было мобилизовать «свой» электорат, показать меру пресмыкательства перед Москвой (точнее, отсутствие всякой меры). Власть утверждала, что закон якобы направлен на защиту прав тех, кто говорит на русском языке. В действительности, чтобы достичь таких простых целей, не нужен был новый закон. Просто потому, что и так действовал закон об обращении граждан, который предусматривает, что «граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, к должностным лицам на украинском или другом языке, приемлемом для сторон». О языке обучения в Украине и говорить нечего. Законодательство всегда позволяло открывать иноязычные школы и классы по требованию родителей. Есть заявления родителей — есть классы.
Более либерального условия для преподавания в школах на других языках, кроме государственного, в мировом опыте просто не существует. С языком в судах, медицине все еще проще. В судах и при прежнем законодательстве каждая сторона говорила так, как ей приемлемо. А норма об инструкциях к лекарствам на разных языках вообще могла быть введена простым приказом Минздрава Украины. Как метко отметил один донецкий журналист, «борьбу с украинизацией в Донецке, где украинскую вывеску не сыщешь днем с огнем, а украинская речь звучит на улицах реже арабской, могут вести либо законченные кретины, либо безнадежные параноики». Заявления о защите права общаться на русском выглядят редким бредом в стране, где в любое время суток 8—9 из 10 кнопок телеэфира говорят по-русски. В условиях, когда сегодня, по данным Ассоциации издателей периодической прессы и Ассоциации книгоиздателей, только 13% книжного, 30% газетного, 10% журнального рынка составляет украиноязычная продукция, этот закон — в действительности — является законом о языковой дискриминации украинцев на их собственной земле. Действительно, в законе антиконституционным способом нивелирован конституционный статус государственного языка, ведь в стране можно будет родиться и умереть, не имея никакой необходимости его использовать.
Норма «языкового законопроекта» об условиях получения языком статуса регионального (и фактических условий замены им государственного языка, то есть использование не наряду с государственным, а вместо него) означает силовой разрыв и так крайне уязвимого информационного пространства страны, которая только рождается, на две приблизительно равновеликие части. Что в нынешних условиях информационного общества означает практическую подготовку к дезинтеграции страны. Президент обещал исправить закон до 27 сентября, однако уже Новый год на носу, но, как известно, обещанного три года ждут.
РЕФЕРЕНДУМ: КАК ОБМАНУТЬ И ОСТАВИТЬ УДОВЛЕТВОРЕННЫМИ
Серьезно сфальсифицировав выборы, но не получив желаемых 300 голосов для увековечения своего правления через изменения в Конституцию, власть пошла напролом — через референдум.
Закон о референдуме был принят в последние дни работы прошлой Верховной Рады, без общественного обсуждения, когда власть, проиграв оппозиции со счетом 43:50 процента, наглядно показала отсутствие поддержки общества для судьбоносных решений.
В предчувствии 2015 года Янукович будет проталкивать Конституцию через референдум, чтобы обеспечить свое господство навечно.
Особая тема, выписанная в законе о референдуме, — создание вертикали комиссий для проведения референдума, что полностью будет находиться в руках власти. Рисуй такой результат, какой захочешь. При этом закон о референдуме полностью не исключил возможности вынесения на него вопросов, которые нарушают независимость страны. Кроме того, предусмотрено, что освещение позиций президента и Верховной Рады относительно вопросов референдума не будут считаться агитацией, а СМИ могут выражать позицию «за» или «против» вопросов референдума только за деньги.
Никак не ограничено количество слов в вопросе референдума (выноси хоть и целые законы) и количество самих вопросов. А сколько в обществе процентов людей, которые способны прочитать и понять те законы, когда их часто не понимают те, кто пишет? Неограниченный размер и количество вопросов для референдума — это не что иное, как использование беспомощного состоя избирателей.
Полная манипуляция, которая не имеет ничего общего с демократией
По сути, власть сделала все, чтобы заблокировать общественную дискуссию и беспрепятственно проталкивать желаемые для себя решения.
ОМОН ДЕЛАЕТ РЕФЛЕКТОРНЫЙ ВЫБОР
Негатив: фальсификация власти и чрезвычайно широкий подкуп, который повлиял на результат в десятках округов. По Верховной Раде будут ходить несколько десятков депутатов, которые, по сути, не являются таковыми.
Позитив: постепенное возрождение в обществе веры в собственные силы, возобновление способности действовать совместно. Выборы по пропорциональным спискам дали более оптимистичные оценки здравого смысла населения в сравнении с теми, которые ему давали большинство политиков. Другой обнадеживающий результат выборов — судьба «технических проектов». Футболисты, актеры, экс-президент провалились в первую очередь из-за того, что несли за собой минимум содержания. Конечно, кто-то может сказать, что 30% за Регионы и больше 10% за КПУ — это очень много. Но, с другой стороны, в концлагере можно было бы добиться еще лучших результатов, и разве узники были бы виноваты? Люди в провинции Юга и Востока страны десятилетиями живут в изолированном информационном гетто. И оппозиции пришло время спросить себя: сделала ли она все, чтобы прийти к этим людям с осознанными посылами? Потому что, если бы эти посылы были действительно осознанными, сегодня речь шла бы о выигрыше округов в Луганской области, а не о проигрыше в Киевской.
УСПЕХ «СВОБОДЫ»
Результат партии «подскочил» с 0,7% в 2007 до 10,44% в 2012. При этом, очевидно, у «Свободы» еще и немало голосов украли по дороге, потому что 4 из 6 экзит-полов дали «Свободе» больше голосов, чем коммунистам, которые в итоге набрали свыше 13% голосов. 25% электората «Свободы» — русскоязычные. Главные причины успеха — уникальная для политиков Украины идейность, способность партии к организации, достаточное количество мозгов, чтобы не выносить свои внутренние процессы наружу, а также, очень важно — последовательное раздражение украинских избирателей Партией регионов и ее антиукраинскими фриками наподобие Табачника, Колесниченко и некоторых других. Партия начала весьма энергично: спилила забор, подралась, покричала за язык. Как оказалось, партия не слишком похожа на европейских правых — дает знать этническая толерантность украинского избирателя. Актуальный национальный радикализм «Свободы» начался и закончился одиночной (правда, не очень разумной) попыткой назвать одну экс-представительницу национального меньшинства тем названием, которое ей вряд ли бы понравилось. Сможет ли «Свобода» стать первостепенной политической силой, будет зависеть от разума ее руководителей, способности партии перевести борьбу с исключительно вопросов идентичности в плоскость реальных решений, действительно определяющих жизнь нации, — антикоррупционная, судебная реформы, земельный вопрос, местное самоуправление и т.п.
А ТЕПЕРЬ «ПОЗИТИВЧИК»: НЕВСТУПЛЕНИЕ В МУТНЫЙ (ТАМОЖЕННЫЙ) СОЮЗ
Таможенный союз отличается от ЕС так же, как села российского Нечерноземья от пейзажей Франции. Он объединил отсталые полуфеодальные экономические и социальные системы, да и те смотрят в разные стороны: куда бы выйти. Каким новым технологиям Украина может научиться у стран Таможенного союза: как сосать нефть и газ, строить феодализм и крепостничество или как сажать картошку и пасти верблюдов?
Экономика всех стран Таможенного союза вместе едва доходит до десятой части экономики ЕС. В соседней с Таможенным союзом Польше зарплата втрое выше, чем в нем. А о Западной Европе нечего и говорить.
По данным российского Министерства экономического развития, часть высокотехнологической продукции в российском экспорте составляет только 4,5%.
Чем заплатили за Таможенный союз Казахстан и Беларусь — уже известно. Стремительным ростом цен на внутреннем рынке, засильем некачественной российской продукции, стагнацией собственных попыток найти свое место в мировом разделении труда, значительными потерями бюджетных поступлений. А эффекта — ноль. За этот год экспорт Казахстана в страны Таможенного союза упал на 10%.
ЕС дает своим членам равенство: каждое из 27 государств имеет своего собственного члена Европейской комиссии. В ЕС равноправны все 23 его языка. Крупнейшее государство Европы и основной страна-донор ЕС Германия имеет только 12% в Европарламенте.
Зато в Таможенном союзе все просто: 57% голосов имеет Россия, язык один, центр принятия решений — один. Москва, в сущности, единолично контролирует внешнюю торговлю своих «младших партнеров», их возможность зарабатывать на себя, парализуя их попытки стать на ноги.
Агитаторы за Таможенный союз рассказывают о «сказочных» скидках на газ в обмен на вступление в него. Но забывают сообщить, что эти скидки будут продолжаться только 2 года. И за эти пару лет прозябания надо будет заплатить способностью страны самостоятельно зарабатывать на себя. В действительности мы выбираем не между Таможенным союзом и ЕС, а между дорогой раба и свободного человека. Весь наш украинский и мировой опыт доказывает: рабов хорошо не кормят. И чем дальше от этого Таможенного союза живут люди, тем они живут лучше. И украинские, и российские чиновники это прекрасно иллюстрируют собственным примером, сделав свой персональный европейский выбор, — покупают недвижимость в Ницце и Монако, оставляя народу евразийский тупик.
КРИЗИС ПОКАЗАЛ, КТО ЧТО СОЖРАЛ
ВВП упал на 1,3% за ІІІ квартал. По итогам года Президент обещал 1% роста. По данным Госстата, падение промышленного производства за 11 месяцев — с января по ноябрь — составило 1,5%.
Хотя, как известно, в своей свежей предвыборной программе Партия регионов «гарантирует» рост ВВП по меньшей мере на 5%. Ведь легче «гарантировать», чем сделать. И это в то время, когда мировая экономика в этом году вырастет на 2%, а экономика развивающихся стран, соизмеримых с Украиной по уровню развития, — на 4,5%. Таким образом, Украина идет не в двадцатку самых развитых государств, как обещал Президент, а совсем в другую сторону.
Эти данные означают очевидное: у нынешней модели развития закончился бензин. Дальше красть нельзя, иначе страна за пару лет сойдет на маргинес подобно Ливии.
Еще в 1994 году, как раз когда нынешний глава правительства начал писать бюджеты Украины, наша экономика была вдвое меньше польской и вдвое больше румынской. Сейчас — более чем втрое меньше польской и на 15% меньше румынской. Зато у кого-то в Монако и в Лондоне улучшения.
В сущности, экономику страны убивают две простых вещи: коррупция, высасывающая деньги из экономики, и монополизм, разрушающий рыночные стимулы для развития и инвестиционную привлекательность. Власть, возможно, это и понимает, но остановиться не может, инстинкты не позволяют.
Однако есть один существенный позитив. При том, что сельхозпроизводство в Украине упало на 4%, все равно страна в 2012 году имеет позитивное сальдо торговли продукцией агропромышленного комплекса на 10 миллиардов долларов. Ровно на столько больше Украина продает продуктов, нежели покупает. Свой хлеб с маслом страна, несмотря ни на что, зарабатывает — еще и на праздники хватит.
Выпуск газеты №:
№239, (2012)Section
Политика