Виденье сельского головы создания состоятельных общин
![](/sites/default/files/main/articles/01072015/11667964_842519942494681_1629498664_n.jpg)
Хочу сразу ответить на вопрос, который возникает у большинства тех, кто живет в сельской местности, или у читателя, который хочет понять, «зачем объединение в принципе?»
ВЫРВАТЬ ИЗ ПАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДРАКОНА ПОЛНОМОЧИЯ И РЕСУРСЫ
Начну с истории. В октябре 1917 года в Российской империи свергли Временное правительство Керенского и при отсутствии руководящего органа власти функции управления всеми сферами жизнедеятельности взяли на себя советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Настоящее и полное народовластие, которое должно было бы перерасти в истинную демократию. Но введение «диктатуры пролетариата», которая не имела целью учитывать мнения и интересы различных классов и слоев общества, привело к созданию авторитарного централизованного аппарата принуждения в виде ЦК, обкомов и райкомов коммунистической партии. «Руководящая и направляющая сила» взяла на себя все управленческие функции, а советы стали формальными и заполитизированными. Диктат и подавление «инакомыслия» стали нормой и судьбу государства, территорий, отдельных людей и целых народов стали решать «их величества начальники».
Ужасные социальные эксперименты, преступные методы принуждения от репрессий до расстрелов побуждали общество взорваться в 1990-е и свергнуть всевластную КПСС.
Казалось, наступило время для расцвета демократии и народовластия, но не получилось то, о чем мечталось. Райкомы как временная форма управления в «переходный период» осталась в форме вертикально интегрированной системы госадминистраций.
Фактически административная «булава» в руках президентов превратилась в «дубину принуждения» при «мутной» приватизации и «дерибане» госимущества. Государственная разрешительная система превратилась в сплошную систему поборов, взяток и «откатов». И никакие агентства по противодействию коррупции не могли и не смогут эффективно бороться с взяточнической инфекцией, потому что назначенцы в администрациях всех уровней подотчетны лишь тому, кто на «горе», а носитель власти в государстве — народ — фактически бесправный и никоим образом не может влиять на бюрократические решения конкретных лиц или процессы.
Обильно окропив кровью героев свержение Януковича, можем ли утвердительно сказать, что общество победило отвратительную систему, которая и до сих пор держит в своих лапах львиную долю финансов, полномочий по управлению землями, недрами, лесами и водными объектами.
Исходя из выше изложенного, наверное, ни у кого нет сомнения — это безобразие — систему госадминистрации — нужно ликвидировать, потому что это тормоз развития, почва для взяток и злоупотреблений.
Вот мой ответ, для чего нужно объединение общин в современных условиях: «чтобы забрать и вернуть советам на местах все полномочия и ресурсы», передать все под контроль общин.
У многих может возникнуть вопрос: «А разве Президент своим указом не может одномоментно денонсировать Закон Украины «О государственных администрациях» и передать государственнические функции советам?». Может, но децентрализация не наступит, потому что при нынешних полномочиях областных и районных советов передача полномочий исполнительным комитетам этих советов сохранит бесправность на сельских территориях. Ну не может быть управления соцзащиты, госземагенства, отделов образования, медицины, налоговых структур, экстренных служб, регистрационных подразделений в каждом селе. Не прокормим. А оставив эти службы в районах и областях, лишь поменяем вывески администраций на советы, формально имея лишь возможность выбирать депутатов или глав, которых не знаем. Хребет системе не сломаем и почву для коррупции сохраним.
Я, вчерашний скептик в отношении объединения, сегодня осмеливаюсь очень широкой аудитории сказать, что это ныне шанс взять всю полноту власти и ответственности на места. Объединение общин, способных предоставлять административные услуги для оптимальных по территории и населению образований, с правом общин на формирование бюджета, стратегией развития, с контролем за деятельностью коммунальных и экстренных служб — это способ вырвать из пасти административного дракона полномочия и ресурсы.
НЕРЕАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ПЛАНЫ НИКТО БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ СПУСКАТЬ СВЕРХУ
И в дополнение хочу описать свое виденье того, как должно было бы осуществляться управление в территориальном объединении, какие права следует требовать селам, которые войдут в состав объединения, роль и функции старостата, депутатов, общины.
Изучая опыт функционирования гмин в Польше, объединенных общин в Швеции и Эстонии, я понял, что при создании нового административного территориального управления исчезает сама потребность в многоуровневой структуре государственного управления. Никто сверху не может диктовать, кому передать в аренду коммунальную землю, имущество или недра. А деятельность наемных по результатам конкурсов работников служб и институтов подконтрольна гражданам. Волокита в оформлении документов, несоблюдение сроков выполнения, торможение развития предпринимательства, жалобы потребителей услуг — это немедленное расторжение контрактов найма.
Главное, что меня лично радует, — это то, что нереальные бюджетные планы никто не будет спускать сверху, а зато потребность его наполнения будет побуждать к креативности в поиске возможностей развития местного производства, интенсификации коммерциализации, выбору оптимальных ставок местных сборов, которые побуждали бы к ведению бизнеса и привлечению капитала.
Мнения многих людей, которые при объединении обязательно закроют школы и амбулатории, потому что, мол, теперь их финансирование сбросят на местный бюджет, требуют некоторого пояснения. Позволю как бывший учитель лаконично осветить некоторые особенности финансирования этих государственных учреждений. Так было и так ныне — средства из государственного бюджета на содержание заведений среднего обязательного образования передаются в виде целевой субвенции на отделы образования пропорционально количеству учеников. То есть в соответствии с нормативами финансирования определена сумма в год на ученика. И конечная сумма зависит от количества учеников. Поэтому-то и идет речь об оптимальных общинах, где будет не менее 250 детей. Эта сумма позволит обеспечить качественное финансирование образовательной услуги. Кстати, первичная медицина финансируется по тому же принципу. Поэтому количественно большая община будет получать большую субвенцию. Нагляднее это продемонстрировать на примере пенсионного фонда. Всем же понятно, что выплаты нашим пенсионерам осуществляются из целевых средств государства, а не из местной казны. Думаю, всем понятно, что открытое вблизи вашего села, где-то в соседнем населенном пункте отделение ПФУ не будет финансироваться из бюджета объединенной общины, а из государственного.
ОДНА ИЗ САМЫХ ПЕРВЫХ ЗАДАЧ — ЭТО НАЛАЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ СЕЛО — УЧРЕЖДЕНИЯ
В продолжение темы на упреки, что, мол, мы раньше ездили в район автобусом в учреждения, а теперь из-за отсутствия сообщения с новым админцентром объединенной общины будут трудности, а то и вообще коллапс, отвечу так: в ХХІ веке говорить о бумажном обращении документов наивно. Электронная связь решает этот вопрос и к тому же навсегда. Одна из самых первых задач в объединенных общинах — это налаживание электронной коммуникации село — учреждения. Вот это функция и роль старостата приблизить через такой механизм услуги к потребителю, а в случае плохого выполнения своей работы коммуникатором неизбежна замена его лучшим и дисциплинированным исполнителем.
Для наглядности продемонстрирую, как это действует сегодня и как должно работать в ближайшем будущем. Вы приходите в нынешний сельский совет для представления декларации и заявления на получение субсидии. Разве у вас есть необходимость куда-то ехать? Ваши бумаги отвозит уполномоченное лицо совета в управление социальной защиты. И все. Назначение субсидии вы получите в зависимости от ваших доходов, исходя из формул расчета. А что ухудшится завтра, если даже работнику совета или старосте не нужно ехать в соседнее село, где работник социальной службы примет все документы электронной почтой. И так все службы и заведения. Кроме нотариальных действий, где нужны будут ваши подписи, скажем, на договоре купли-продажи дома. Кстати, нотариус будет не в 30—50 км, а рядом в соседнем селе в 10—20 км без очередей, да еще и по предварительно согласованному графику через старосту или его помощника.
Наверняка знаю, что наученные горьким опытом реформ в Украине, читатели скажут мне, что я идеалист или мечтатель. Не мечтает лишь мертвый. А мы живые и для того, чтобы мечты сбылись, а бюрократы не сохранили эту отвратительную систему, в которой паразитируют, нужно предпринимать рискованные шаги, учиться на лучших практиках наших соседей, и не просто завидовать как у них хорошо, а улучшить и кардинально изменить ситуацию в нашем доме.
СЛЕДУЕТ ТРЕБОВАТЬ ЗАКРЕПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ КОДЕКСЕ КОРЗИНЫ ДОХОДОВ ОБЪЕДИНЕННЫХ ОБЩИН
В завершение о фундаментальных вещах. Первое: для защиты и гарантии прав общин, которые будут входить в состав объединенных, следует требовать от субъектов законодательной инициативы (народных депутатов) не популистских обещаний, а закрепления в бюджетном кодексе корзины доходов объединенных общин с правом жителей сел, которые войдут в состав состоятельной территориальной общины, на управление 50% создаваемого на их территории объема закрепленных доходов и сборов на собственные проекты, возможность субсидирования их из общего бюджета, бюджетов высших уровней и грантов. Например, водопроводы, ремонты и содержание социальной инфраструктуры, введение и развитие кооперации, концесионно-долевое участие в коммерческих бизнес-планах и тому подобное. Второе: нужно четко очертить полномочия и ответственность старост. По моему мнению, староста должен избираться прямым голосованием избирателей наряду с депутатами объединенного совета и его председателя.
Следует предусмотреть финансирование расходов на осуществление депутатских полномочий (переезды, промоционные и издательские расходы) депутатам совета, чтобы не усложнять принятие решений советом. Двойной мандат староста-депутат или член исполнительного комитета-депутат недопустим.
Третье. Поскольку объединенные общины сильно будут отличаться стартовыми инфраструктурными возможностями, то надо требовать от правительства немедленной разработки и введения Программы технической стимуляции объединяемых территорий. По моему убеждению, оптовые закупки медицинской, пожарной, коммунальной и коммуникативной техники, разработка и финансирование строительства типовых проектов инфраструктурных объектов значительно удешевили бы их приобретение и введение в действие, и ускорили бы безболезненный переход к новой системе территориального управления и качественного предоставления всех видов услуг.
Наличие поблизости, в 10—20 км, пункта экстренных служб, которые действительно в течение 15—30 минут смогли бы прибыть к месту вызова — разве это не стоит того, чтобы за такие блага и рабочие места побороться. А формирование учреждений образования, медицины, землеустройства, муниципальной милиции, отдела финансов и казначейства, земкадастра, нотариата, регистрационных служб, ДРАЦа, коммунальных учреждений — это ли не шанс для молодежи и людей с опытом побороться за места трудоустройства?
Нельзя оставлять так, как было вчера. Думая и представляя, как хотелось бы жить завтра, нужно пытаться действовать, делать шаги сегодня. И даже если будет господствовать тенденция — мы подождем и по результатам кого-то примем решение позже — это тоже прогресс. Пока еще никто не чувствует сладость, потому что нет хотя бы проектов законов, которые бы давали возможность просчитать штатные расписания и должностные оклады, размеры потенциально возможных субвенций и приблизительный бюджет расходов, чтобы сопоставить его с показателями сегодняшних поступлений. Наевшись перца предыдущих «не очень удачных», мягко говоря, реформ, есть страх обжечься опять. И такое опасение имеет основание. Закон Украины «О государственных администрациях» действующий, а проект или виденье функций префектур нигде не представлено, тем более, нет конкретных изменений или внесенных на рассмотрение парламента предложений к налоговому и бюджетному кодексам в отношении финансового обеспечения объединенных общин, передачи полномочий и тому подобное.
Чтобы утолить голод демократии и народовластия, стоит весьма тщательным образом и вдумчиво приготовить это блюдо, чтобы оно не было сырым, а тем более, чтобы при насильственном кормлении не захлебнуться.
Выпуск газеты №:
№114, (2015)Section
Политика