Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Запад должен занять более ответственную позицию ...»

Эксперты - о трудностях имплементации Парижских соглашений и вызовы для Украины
10 марта, 18:26

В Национальном университете «Острожская академия» в рамках проекта Эразмус+ WARN - Академическое противодействие гибридным угрозам, Школы политической аналитики «ПОЛИС» и Центра политических исследований состоялась презентация аналитического доклада «Мирный процесс на Донбассе: трудности имплементации Парижских соглашений (9 декабря 2019 года) и вызовы для Украины» с участием авторов - доктора политических наук, профессора кафедры политологии и национальной безопасности Юрия Мациевского и преподавателя Михаила Мозоля.

Исследователи сосредоточились на анализе проблем, связанных с реализацией основных пунктов Парижского саммита, а для лучшего понимания акцентировали внимание на внутриукраинском контексте.

«Парижский саммит, на который Владимир Зеленский возлагал большие надежды, не принес прорыва. Причиной, по-прежнему является противоположный взгляд на суть противостояния: в Украине доминирует мнение, что война на Донбассе является скрытой агрессией России, в то время как РФ пытается навязать Украине и Западу дискурс внутреннего конфликта. Пытаясь быстро достичь мира, Зеленский попал в ловушку завышенных ожиданий: поскольку прекращение конфликта невозможно без согласия Путина. Получить его Зеленский сможет только после принятия российских условий, но эти условия не приемлемы для большинства украинцев. Даже если под давлением РФ руководство Украины согласится на российский вариант мира, последующий внутренний кризис может стать опасным не только для успеха мирного процесса, но и сохранения украинской государственности. Такой результат в интересах Путина, но вряд ли приемлем для западных партнеров Украины. Чтобы предотвратить этот сценарий, Запад должен занять ответственную позицию в вопросе войны на Донбассе», - отметил Юрий Мациевский.

Как отметили исследователи, из шести пунктов Парижских соглашений на сегодня выполнен только один, в частности по организации обмена пленными. Другие вопросы остаются предметом согласования в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске, однако ощутимый прогресс в их выполнении по состоянию на середину февраля не был достигнут. Ключевым вопросом является закон об особом статусе Донбасса, положения которого, по мнению российской стороны, должны быть инкорпорированы в Конституцию Украины.

По словам докладчиков, устойчивого прекращения огня так и не удалось достичь. Так, на заседании Трехсторонней контактной группы в Минске 18 декабря 2019 года все договоренности, достигнутые в Париже, были сорваны представителями «Л/ДНР». Стороны согласились лишь продлить условно выполняемое «июльское» перемирие. Отчет Совместной Мониторинговой Миссии (СММ) ОБСЕ за январь 2020 года указывает на более 14000 нарушений режима прекращения огня. Украинские позиции все чаще обстреливает крупнокалиберная артиллерия. В результате боевых действий в январе 2020 года погибли 10 военнослужащих Украины и 27 со стороны «Л/ДНР». Повышение интенсивности обстрела, по мнению экспертов, вызвано желанием Кремля заставить Киев быстрее имплементировать политическую часть Минских договоренностей. При этом замалчивание информации по поводу обострения конфликта выгодно и для Киева, и для Москвы. Президент Зеленский таким образом пытается убедить мир в прогрессе мирного процесса. Россия, со своей стороны, молчит об обострении, поскольку тогда может возникнуть вопрос - почему Кремль не влияет на боевиков.

«В последнее время Зеленский избегает жестких высказываний в адрес РФ. Он не называет ее агрессором, не говорит прямо об ответственности России за все, что происходит на оккупированных территориях. Тактика украинского президента, очевидно, заключается в том, чтобы мягкой риторикой в отношении РФ получить хоть какие-то уступки в вопросе конфликта на Донбассе. Однако четких сигналов о том, что РФ готова гарантировать прекращение огня в зоне боевых действий, по состоянию на начало февраля, нет», - подчеркнул Михаил Мозоль.

Более положительная динамика, по мнению ученых, наблюдается в вопросе обмена пленными. Так, 29 декабря 2019 года состоялся первый этап обмена между Украиной и «Л/ДНР» по формуле «всех на всех». В районе контрольного пункта «Майорское» на линии разграничения в Донецкой области Украинской стороне было передано 76 человек, а представителям «Л/ДНР» - 124. Еще 5 граждан Украины, которые были уволены в рамках этого обмена, остались на оккупированной территории по семейным обстоятельствам.

«Общественная реакция на это событие была положительной, впрочем, процесс подготовки обмена в очередной раз обострил противоречия между сторонниками Зеленского и его оппонентами. Дело в том, что по требованию российской стороны в списки обмена были включены несколько десятков человек, которые не принимали участия в боевых действиях на Донбассе, но находились под следствием в Украине. Среди них: пятеро бывших бойцов спецподразделения «Беркут», обвиняемых в расстреле участников протеста на Майдане в феврале 2014 года, двое организаторов терактов возле Дворца спорта в Харькове в 2015 году, одиннадцать человек, подозреваемых в организации серии взрывов в Одесской области в 2014 -2015 годах; четверо подозреваемых в захвате здания Мариупольского городского отдела милиции 9 мая 2014 года; двое подозреваемых в государственной измене и сотрудничестве с ФСБ России», - уточнил Юрий Мациевский.

«Поведение российской стороны, а также представителей «Л/ДНР» свидетельствует о том, что они ожидают от Украины уступок как сигнала для более эффективной коммуникации. Президент Зеленский пока имеет достаточный уровень общественной поддержки, который, однако, уменьшается. Также у него проблемы с координацией работы собственной фракции в парламенте, что может серьезно осложнить принятие политических решений, направленных на урегулирование конфликта. Социологические опросы показывают, что стремление к миру в обществе не является безусловным, а большинство украинцев считает, что возвращение Донбасса в политико-правовое поле должно происходить на довоенных условиях, без предоставления этим территориям особого статуса. По нашему мнению, следует ожидать того, что под предлогом уступок в гуманитарных вопросах, а также при содействии западных партнеров, заинтересованных в смягчении санкций, российская сторона продолжит давление на Зеленского, склоняя его к предоставлению Донбассу особого статуса, в обмен на пересмотр порядка выполнения Минских соглашений, что является условием украинской стороны. В свою очередь, предоставление Донбассу особого статуса, даже при условии передачи Киеву контроля над восточной границей и прекращения огня, не только обострит политическое противостояние внутри страны, предоставляя конкурентам Зеленского шанс для усиления позиций, но и несет в себе риски серьезной внутриполитической дестабилизации Украины», - подытожил Михаил Мозоль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать