Запад-Россия: опасная интрига
«Речь идет о будущем не только Украины, но и европейской безопасности и мирового порядка», - Президент Украины Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ
Россия своими агрессивными действиями в последние годы, а особенно месяцы, фактически заставила западные страны пересмотреть отношения с Москвой. После захвата Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, преступное поведение Кремля и вызовы на восточном фланге альянса не могли больше оставаться без соответствующего внимания со стороны Брюсселя. Отсюда и следующие действия.
Министры иностранных дел стран НАТО на экстренной встрече 7 января обсудят наращивание военной мощи России в Украине и на ее границах, а также безопасность Европы в целом. «Внеочередное виртуальное заседание Североатлантического совета состоится в формате видеотелеконференции», - сообщила 4 января пресс-служба Альянса, и пройдет под председательством генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга.
17 декабря МИД РФ обнародовал так называемые проекты договоров (проще говоря – хотелки путинского режима) о фактическом распределении сфер влияния в Европе, которые Москва хочет подписать с Североатлантическим альянсом и США. В одном из пунктов Россия предлагает странам НАТО взять на себя обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств.
Шантаж со стороны Москвы возымел свои плоды. Западу пришлось усмирять агрессора (держите меня семеро) путем согласия сесть с ним за стол переговоров. Президент США Джо Байден в декабре дважды переговорил в онлайн режиме з президентом России Владимиром Путиным, которому как мантру повторяет – дальнейшее широкомасштабное наступление на Украину будет иметь серьезные последствия для России.
А в целом, если Москва хочет нормальных переговоров и существенного прогресса в диалогах, то это возможно «в условиях деэскалации, а не эскалации», подчеркнул американский президент. Дата запланированных диалогов уже известна. 10 января пройдут переговоры США с Россией в рамках платформы Стратегического диалога по безопасности. 12 января ожидается встреча Совета Россия-НАТО, а на 13 января запланирована встреча Россия-ОБСЕ.
Конечно, в Украине существует обеспокоенность по поводу намеченных переговоров, где россияне собираются поднимать вопрос о невступлении нашей страны в НАТО, что является посягательством на право Украины решать свою внешнеполитическую судьбу. После телефонного разговора Джо Байдена с президентом Украины Владимиром Зеленским, который состоялся 2 января, в Офисе президента сообщили, что украинский президент выразил благодарность за поддержку президентом США принципа «ничего об Украине без Украины», а также за готовность американской стороны принять решительные меры в случае осуществления Россией агрессии против нашего государства. «Сегодня речь идет о будущем не только Украины, но и европейской безопасности и мирового порядка, основанного на правилах и демократических ценностях», – заявил Зеленский.
Следует отметить, что абсолютно неприемлемые и наглые требования Москвы, которая хочет по-новому распределить сферы влияния в Европе, уже вызвали обратную реакцию отдельных европейских стран, которые не являются членами НАТО. Швеция решительно исключила требование России о том, чтобы Североатлантический альянс не принимал новых членов. «Мы категорически отвергаем все переговоры по существу европейского порядка безопасности. У нас должен быть мировой порядок, основанный на правилах, где у нас есть международное право, и каждая страна имеет право делать свой собственный выбор по политике безопасности», - заявила министр иностранных дел Швеции Анн Линде (eurointegration.com.ua).
Хотя требования России адресованы, прежде всего, США и НАТО, они также затрагивают не входящую в Альянс Швецию, отметила Линде. «Это очень сильно касается Швеции и Финляндии. Отказ от любого будущего расширения НАТО снизит возможности для самостоятельного политического выбора», - сказала глава МИД Швеции.
Отреагировали и в Финляндии. Там заявили, что страна «уважает свой суверенитет» и не собирается отказываться от возможности подать заявку на вступление в военно-политический альянс. «Мы сохраняем возможность подать заявку на вступление в НАТО. Мы должны дорожить этой свободой выбора и сохранять ее, потому что она касается права каждой страны принимать собственные решения в области безопасности. Это одна из основ европейской безопасности, закрепленная в Принципах ОБСЕ. Мы показали, что учимся на прошлом», - заявила премьер-министр Финляндии Санна Марин.
Президент Финляндии Саули Ниинисте в новогоднем обращении также упоминал вступление в НАТО. Он заявил, что страна готова поддерживать усилия по продолжению диалога с Россией. Политику Финляндии в области внешней и внутренней безопасности Ниинисте назвал стабильной и заявил, что страна оставляет за собой возможность вступления в НАТО, «если решит так сама».
Реакцией на так называемые красные линии Путина, конечно, могло стать предоставление Украине ПДЧ о вступлении в НАТО. На этом настаивает не только Украина, об этом говорят и на Западе. Настало время реализации обещания, которое НАТО дало Украине и Грузии в 2008 году относительно предоставления им места за столом Альянса. Об этом в своей статье для издания Politico написал генсек НАТО в 2009-2014 годах Андерс Фог Расмуссен. «Мы пообещали и Грузии, и Украине места за столом НАТО в 2008 году. Настало время разработать план действий для реализации нашего обещания. В случае потребности мы можем сделать это при условии, что статья 5 НАТО касается только территорий, которые находятся под контролем Киева и Тбилиси, но Альянс не может иметь политику открытых дверей относительно расширения, в которой она продолжает позволять Путину выполнять роль швейцара», - заявил он.
Расмуссен также напомнил, что Россия подписала Хартию европейской безопасности ОБСЕ в 1999 году, в которой говорится о том, что «неотъемлемое право каждого государства-участника свободно выбирать или изменять свои планы безопасности, включая договоры о союзах, по мере их развития».
Что следует ожидать Украине от предстоящих диалогов? Отвечает главный консультант Национального института стратегических исследований Николай БЕЛЕСКОВ:
– Интригой остается реакция Запада на требования России. Формально требования РФ США вроде бы отвергли, но сделать это открыто, они не могли. Поэтому Вашингтон избрал достаточно сдержанную и взвешенную позицию. Как они сказали, мы не ведем переговоры публично. Хотя, при этом, Вашингтон послал соответствующие претензии, ведь у него и его союзников есть вопросы по той деятельности, которая ведется Россией. Речь идет, в частности, о принципах территориальной целостности и суверенитета, которые нарушает РФ. Несмотря на то, что эти идеи и позиции уже были заявлены, администрация Байдена пытается поддерживать у руководства России иллюзию готовности выслушать позицию Кремля и обсудить ее.
Дальше будет важно – готов ли Вашингтон отстаивать свою позицию при попытке выслушать Москву? И какой может быть реакция Кремля?.. Ведь ответственность за дальнейшее развитие событий лежит именно на Российской Федерации. Считать, что Россия отказалась от возможности использования ядерного оружия, было бы еще одним ошибочным предположением, которых уже было сделано достаточно со стороны администрации Байдена. А вот существует ли позиционный остов у Вашингтона по поводу распределения влияния в Европе, для меня остается открытым вопросом. Важно, чтобы США придерживались устойчивости, несмотря на шантаж со стороны России
Основой современного геополитического противостояния и ситуации, которую создала Россия, является вызов для самостоятельного выбора стран своей внешнеполитической ориентации. В этом плане в Вашингтоне, несмотря на угрозы Москвы, есть большая вера в дипломатию. В частности, США пока отказываются от реализации идеи предоставления Украине дополнительной партии летального вооружения до возможного расширения российской агрессии против нас. Они готовы предоставлять оружие после новых агрессивных шагов Кремля.
Несмотря на то, что главной интригой является окончательная реакция РФ, которая выдвигает в своем большинстве совершенно неприемлемые требования, есть опасность, что определенные круги вокруг Байдена выступают за лояльный диалог с Москвой. Это говорит, что в окружении Байдена еще сохраняются иллюзии поиска компромиссов с учетом позиций Москвы – акцент на дипломатию, а не обороноспособность Украины. Поэтому, пока можно сказать одно – у администрации Байдена по поводу российско-украинского вопроса единой точки зрения нет. Там есть два подхода – советника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана с акцентом на дипломатию, и госсекретаря Энтони Блинкена, который всячески и более решительно поддерживает Украину, согласно его заявлениям. Для нас более приемлема вторая позиция.
Section
Политика