Семейный круг на пересечении творческих опытов
Во Львове представили выставку «В кругу муз» художественной династии Откович
Экспозицию представили в зеркальном зале Львовской национальной оперы.
«Семья Откович — объединенная национальным посвящением и волевым действием конфигурация художественных индивидуальностей, репрезентантов культуротворческого процесса в современной Украине, — отметил на открытии выставки проректор Львовской академии искусств, историк искусства Роман Яцив. — Мотивированность духовными смыслами определила круг идей, которыми живет каждый художник в своей направленности усилий. При монолите базовых ценностных установок продолжают развиваться локальные деятельностные ответвления в семейном древе творческих опытов».
Мирослав Откович — автор с широким диапазоном художественных компетенций. Профессия реставратора, исследователя и реконструктора культурных артефактов прошлого насытила его мышления синкретической методологией, которая оригинальным способом трансформировалась в плоскость авторских художественных практик. Еще в 1980-х годах получив признание в области акварели, художник закреплял свою манеру письма, корректируя ее на каждой ступени познания высоких художественных традиций разных исторических периодов. На этот раз художник предложил сконструированную в полиптихе тему «Карпатских апокрифов», как семантической соборности ритуально-обычных элементов гуцульского Сакрума, как эхо величавой этнокультурной мифологии. Атрибутивный ряд предметов народного быта выстраивается в сквозные визуально-метафорические «тексты», вызывая острые эстетические реакции.
Тарас Откович, исходя из несколько иной живописной стратегии, конструирует соответствующую символическую реальность, прокладывая собственный путь к генезису архетипа Праматери. В его авторском моделировании пространства сопоставляются не только различные предметные формы, но и отличные контексты, в которых культурные символы (в частности скифские «бабы») растворяются в абстрагированном космосе авторской экзистенции.
Наталья Откович обладает отчетливо субъективированным ассоциативным мышлением. Ее внутренний мир полон лирических реакций на природу. Насыщенными флористическими формами она структурирует абстрагированное пространство, достигая целостных импровизированных метафорических композиций. С ними соседствует оригинальный тематический цикл «Птахорибізм», построенный на классической идее метаморфоз. Молодой автор нашла способ формально-стилевой модификации соответствующей темы, развивая ее в различных композиционных и технико-выразительных версиях.
А вот Зоряна Лильо-Откович оперирует еще другой концепцией формы, развивая индивидуализированный язык семантики с комбинацией универсальных знаковых систем и цитат-символов из контекста современности.
«Инспирированная темой Родового дерева многоэлементная структура «Круг» является попыткой обозначить определенную модель Вселенной через субъективированные конструкты «семейной памяти», более узкий и широкий круг ценностного императива семьи Откович, — отметил Роман Яцив. — В такой масштабной конфигурации творческих опытов и метафизических отголосков и возникает целостный концепт Семейного круга семьи Откович, совместно с выдающимся историком искусства, музейщиком, общественно-культурным деятелем, одной из знаковых фигур украинского национального возрождения рубежа XX-XXI веков — светлой памяти Василием Отковичем».
С открытием выставки «В кругу муз» художников поздравил генеральный директор — художественный руководитель Львовской оперы Василий Вовкун.
Встреча с семьей Откович была выстроена в формате музыкального салона — в исполнении камерного оркестра Львовской оперы (концертмейстер — Андрей Чайковский, дирижер — Ирина Стасишин) и солистов звучали, в частности, произведения Вольфганга Амадея Моцарта, «Аве Мария» Франца Шуберта и «Мелодия» Мирослава Скорика.
Поздравить семью Откович с выставкой пришли много людей, среди которых, в частности, академик, народный художник Украины, Шевченковский лауреат стеклянных дел мастер Андрей Бокотей и до недавнего времени генеральный директор Львовской национальной оперы Тадей Эдер.
Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Фото Андрея КУБЯКА