Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Россия становится жертвой собственной стратегии

Эксперт назвал три сценария для экономики РФ
31 июля, 09:02

Завтра вступят в действие санкции третьего уровня ЕС против России. Сегодня Верховная Рада Украины еще раз рассмотрит проект закона о чрезвычайном положении в энергетике, нормы которого также направлены на отпор агрессору. Но уже вчера, да и еще раньше было понятно, что Россия становится жертвой собственной стратегии как в использовании энергетических ресурсов в качестве политического оружия, так и в политике силового захвата территорий и вмешательства во внутренние дела соседних государств и, в частности, Украины. Об этом вчера рассказывал журналистам президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил ГОНЧАР.

По его словам, российский «Газпром» и кремлевская энергетическая политика попали в капкан, выставлявшийся ими в свое время для Украины и Евросоюза. Оценивая санкции, принятые, наконец, ЕС против России, эксперт отметил, что эти меры носят долгосрочный характер и дестабилизируют там ситуацию изнутри. В доказательство Гончар приводит высказывания российских экспертов, которые показывают, что в России существует в связи с этим серьезная обеспокоенность и ощущение того, какими проблемами это может закончиться уже в среднесрочной перспективе для российского нефтегазового сектора. В частности, по мнению экспертов, в результате санкций может оправдаться негативный прогноз относительно антиукраинских обходных газотранспортных проектов и, в частности, «Южного потока», который стал сегодня визиткой России в Европе... По оценке Гончара, потенциал живучести России в связи с санкциями Запада сегодня сравним с потенциалом СССР в 80-е годы прошлого столетия, который держался на нефти и был легко сведен к нулю.

Эксперт также обращает внимание на возможные контрсанкции России против Европы. Россия и дальше настроена на эскалационный сценарий, и не только в контексте событий на востоке Украины, но и в энергетическом секторе. «И тут она стала заложником своей собственной модели поведения», — отмечает Гончар. Он видит в числе контрмер России ограничение участия американских компаний в освоении арктического шельфа, пересмотр сахалинских проектов, препятствия для американских и европейских сервисных компаний, работающих в Западной Сибири. Вместо американских компаний есть намерение привлечь китайские, но, как объясняет эксперт, они владеют лишь копиями западных технологий, который по определению всегда хуже оригинала.

Среди возможных радикальных вариантов газового влияния России на Европу Гончар называет угрозу прекращения транспортировки топлива в ЕС через украинскую территорию, а также «нереалистический», по его словам, перевод Европы на предоплату. «Милитаристская риторика в газовых отношениях, — уверен Гончар, — указывает на готовность Кремля задействовать традиционные рычаги влияния. Когда это будет сделано, — это только вопрос времени». Но это в том случае, если победит милитаристская логика, а не экономическая, которая сильно от нее отличается. По словам эксперта, практически уйдя с украинского газового рынка, «Газпром» уже практически потерял $12 миллиардов, тогда как вся его выручка от экспорта газа составляет $67 миллиардов.

С учетом этого Гончар перечисляет три возможных сценария развития событий. Первый — все остается как есть, и стороны действуют ситуативно... Второй вариант — «газово-милитаристский». После прекращения подачи газа в Украину может быть перекрыт вентиль и для Европы. Вместе с тем эксперт видит для России и нестандартный, с точки зрения Кремля, но экономически оправданный вариант, в отношении которого есть рекомендации российских ученых из Сколково. В соответствии с ними, Россия могла бы снизить цены на газ до уровня спотовых цен ($190—$230 за тысячу кубометров), что в среднесрочной перспективе обеспечило бы ей выигрыш в конкуренции и рост доходов. Такое решение эксперт называет своеобразной взяткой ЕС за то, чтобы не вводились санкции третьего уровня.

Отвечая на вопрос «Дня» о перспективах принятия законопроекта о чрезвычайном положении в энергетике, Гончар сказал: «Да, он проблемный, потому что практически вводит режим ручного управления, но в условиях, когда против Украины идет внешняя агрессия, по-другому (работать. — Авт.) трудно». Эксперт предположил, что в парламенте будет найден консенсус, и закон будет принят.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать