Публика проявляет ненасытное любопытство ко всему, за исключением того, что действительно стоит знать.
Оскар Уайльд, выдающийся ирландский англоязычный поэт, драматург, прозаик, эссеист

Местные бюджеты-2015: новые угрозы и возможности

Как на местах подготовились к предложенной правительством финансовой самостоятельности
22 января, 2015 - 12:54
Местные бюджеты-2015
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Правительство таки сорвало бюджетный процесс. Девять из десяти органов местных громад Украины (городов, районов, областей) вынуждены «закрывать» расходы за январь 2015 года по формуле 1/12 от суммы бюджета 2014 года.

Так по данным Министерства финансов Украины, состоянием на 16 января в стране было утверждено только 1405 местных бюджетов разных уровней. Из них — 10 областных бюджетов (Винницкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Николаевская, Полтавская, Сумская, Харьковская области), 66 бюджетов в городах областного значения, 128 районных бюджетов и районных бюджетов в городах, в 33 городах районного значения, 94 сельских, 1074 поселковых бюджеты. А это только  11,9% от их общего количества. Из 669 местных бюджетов, которые имеют право на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, утверждены 197 местных бюджетов, или 29,4%.

Но эксперт Института политического образования Александр Солонтай отмечает, что те, органы местного самоуправления, которые в январе поспешили принять бюджет, нарушили действующее законодательство. «Бюджеты, которые голосуются в январе 2015 года, принимаются с нарушением действующего законодательства», — говорит СОЛОНТАЙ. Ведь, подчеркивает он, любое решение местного совета следует обнародовать за 20 рабочих дней до рассмотрения. «На практике, часто меньше недели, а иногда проект показывают перед голосованием. Люди фактически исключены из процесса, самоуправления громады нет, и ни один суд аннулировать такое решение не захочет, потому что это же бюджет!» — говорит эксперт.

Поэтому он убежден: нужно изменить бюджетный кодекс и усилить ответственность за его нарушение, а на местах усовершенствовать уставы, регламенты, правила обсуждения бюджета с общественностью и усиливать общественный контроль.

Ведь с этого года, в соответствии с принятым Верховной Радой Украины Законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс», правительство предпринимает первые шаги на пути к децентрализации власти. Местные бюджеты, якобы получают больше ресурсов, но в то же время увеличивается их ответственность за расходы. В частности, правительство передает местным бюджетам 10% налога на прибыль предприятий, 100% — государственной пошлины, 100% — платы за предоставление административных услуг, 80% — экологического налога, 25% — платы за недра, а еще акцизный налог, налог на имущество, единый налог, налог на прибыль коммунальных предприятий, местные сборы, другие налоги.

Как к нововведениям отнеслись громады — «День» опросил ответственных за бюджетный процесс на местах. Мы попросили ответить экспертов на два вопроса: первый — об ожиданиях от бюджета-2015 года, второй — о том, как город/область/район закончили минувший бюджетный год. Отметим, что практически все опрошенные нами представители местного самоуправления отрапортовали о «перевыполнении» бюджета 2014 года.

Напомним только, что в феврале этого года парламент собирается пересмотреть государственный бюджет Украины на 2015 год. Правительство обязалось внести коррективы. Впрочем, как заверил премьер-министр Арсений Яценюк, они не коснутся местных смет. Поэтому местные бюджеты могут быть приняты местными органами власти самостоятельно, независимо от того, какие изменения будут внесены в государственный бюджет на 2015 год. «Вы имеете право самостоятельно, не ожидая решения правительства или Верховной Рады о госбюджете, без принятия центрального бюджета, принимать свои бюджеты», — заявил глава правительства. Готовы ли к такой самостоятельности и ответственности. Читайте ниже — в комментариях.

ДНЕПРОПЕТРОВСК

Евгений ЖАДАН, председатель депутатской Комиссии по вопросам социально-экономического развития, бюджета и финансов Днепропетровского городского совета:

— Городской бюджет на 2015 год еще не принят. Причины понятны — Верховная Рада приняла государственный бюджет накануне Нового года, а опубликован он был только в январе. Кроме того, изменилась сама модель местного бюджета. В связи с этим мы работали над бюджетом две последние недели, все департаменты горсовета и профильные комитеты. Сейчас проект городского бюджета размещен на официальном сайте Днепропетровского горсовета, и с ним можно ознакомиться. Могу сказать, что бюджет с доходами в 5,3 млрд гривен будет сбалансирован на 100%. Разумеется, в нем присутствуют изменения, обусловленные политикой децентрализации, — это касается в первую очередь администрирования единого налога, а также акцизов и налога на недвижимость. На мой взгляд, к налогу на недвижимость необходимо подходить дифференцировано — социально незащищенные люди должны платить меньше, или их нужно вообще освободить, а состоятельные — должны платить больше. Впрочем, этот вопрос будут решать депутаты горсовета. Что касается января текущего года, то существует практика, когда за основу расходов берут одну двенадцатую от бюджета предыдущего года. Именно так мы и сделали.

Прошлый финансовый год мы завершили с большим профицитом. Где-то 200 млн гривен. Это потому, что Госказначейство задерживало средства на счетах. Если быть точным, это даже не профицит бюджета, а профицит платежей. Этот вопрос будет рассматриваться на сессии горсовета в марте. Нужно определиться с бюджетными остатками и распределить их. Все защищенные статьи на образование, медицину и прочее были профинансированы. Пострадал в первую очередь бюджет развития, капитальные расходы. Их недофинансирование и является негативом прошлогоднего бюджета, а позитив заключается в том, что свободные остатки пойдут на расходы этого года.

ВОЛЫНЬ

Петр САГАНЮК, городской голова Владимир-Волынского (Волынская область):

— Новый год сейчас пришел с задачей быстрого формирования городского бюджета. Поэтому даже тогда, когда другие службы отдыхали, часть аппарата работала над формированием этого основного финансового документа года. Исходили из тех контрольных цифр, которые стали известны при принятии в конце декабря государственного бюджета. Но еще рано утверждать, что такая работа приближается к завершению. Ведь в связи с многочисленными изменениями в налоговом и других законодательствах возникает много вопросов, и они теперь остаются без ответов. А ответ должны искать в министерствах, на этом уровне. Вот, например, на местном уровне нужно устанавливать налог на имущество, но в каких пределах? Каждый город должен установить свой размер этого налога. Какими критериями при этом руководствоваться?.. На местах должно оставаться и 5% от акцизного сбора, в частности — из продажи горючего. Но из тех около десятка заправок, которые есть в нашем городе, лишь одна в нем зарегистрирована. Опять возникает вопрос: как все остальные будут платить этот сбор? Мы, конечно, свой бюджет уже более-менее сформировали и видим, что справимся, как справлялись и в прошлые годы.

23 января состоится очередная сессия городского совета, на которую и выносим проект бюджета. Очевидно, что вскоре его и примем, а необходимые изменения будем постепенно вносить.

Теперь же имеем проблему с тем, что бюджетная сфера, в частности — педагоги и медики, не могут получить заработную плату. Теперь заработная плата работникам образовательной и медицинской сфер будет выплачиваться за счет государственных субвенций. В начале недели я ставил вопрос перед главой облгосадминистрации: когда же поступят нам эти средства? Ведь в городе возникает социальное напряжение. Получил ответ, что профильные министерства еще только разрабатывают механизмы выплат. Поэтому пришлось направлять письма в профильные министерства и просить срочно перечислить городскому бюджету вышеуказанные субвенции.

В прошлом году Владимир-Волынский выполнил свой бюджет на 150%. Имеем надежды, что справимся с освоением бюджета и в этом году.

ЧЕРНИГОВЩИНА

Валерий ДУДКО, директор департамента финансов Черниговской ОГА:

— Доходная часть областного бюджета сформирована с учетом тех изменений, которые внесены в Налоговый и Бюджетный кодексы, и некоторых других законодательных актов. Общий размер доходов областного бюджета с учетом межбюджетных трансфертов — более 2 млрд 532 млн грн, в том числе общий фонд 2 млрд 459 тыс. 659 грн. По сравнению с 2014 годом, это больше на 47,5 млн или на 2%. Объем общего фонда при этом без трансфертов, без субвенций и дотаций прогнозируется в сумме 285,7 млн грн. На его уменьшение повлияли изменения к Налоговому кодексу.

В частности, во время расчета поступлений основного для нас налога на доходы физических лиц мы учли сохранение действующего порядка определения налоговой социальной льготы в размере 50% существующего прожиточного минимума и увеличение ставки налогообложения с доходов физических лиц, а также повышение ставки налога для пассивных доходов, снижение порога для налогообложения пенсий и тому подобное.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, за областными бюджетами теперь закреплены 10% налога на прибыль частных предприятий, эти поступления мы прогнозируем в сумме 16,5 млн. И потому есть резон областной администрации бороться с убыточностью предприятий, потому что это будут доходы наших бюджетов, которые могут быть направлены на содержание социальных учреждений.

Мы предполагаем, что рентную плату за пользование лесным ресурсом мы получим в размере 27,6 млн (на 10% больше), за специальное использование воды получим 8 млн, будет засчитываться всего 25% ренты за добычу ренты полезных ископаемых (2,5 млн), административные услуги (почти 14 млн, уменьшение произошло, потому государство перестало регулировать ряд вопросов). Планируем налог на прибыль коммунальных предприятий — 1 млн 400 тыс.

Ожидаем, что в местные бюджеты поступит 80% всех сборов, собираемых в области, и в областной — 55%. В государственном бюджете на этот год для нашей области утверждены расходы на централизованные мероприятия в сумме 76 млн. Они будут реализованы путем передачи материальных ценностей бюджетным учреждениям (учебники на 1,5 млн, медицинские мероприятия и программы — почти 25 млн).

Что касается расходов в целом, то они, конечно, должны быть сбалансированы с прибылями, и мы их планируем в сумме 2 млрд 529 млн 981 тыс. грн, в том числе — общего фонда 2 млн 445,8 тыс. Профицит будет направлен из общего фонда в специальный на капитальные расходы наших учреждений. Что касается отдельных отраслей, то мы планируем 350,4 млн на финансирование сферы образования. Впервые на финансирование интернатных мероприятий (государственная гимназия им. Ушинского) предусмотрена образовательная субвенция в сумме 147,1 млн. Также впервые предусмотрена субвенция для финансирования 19 профессионально-технических учебных заведений на подготовку рабочих кадров (более 112,5 млн). На финансирование других учреждений и мероприятий в сфере образования предусматриваем почти 100 млн за счет собственных поступлений областного бюджета. В целом на образование предусмотрено на 18% средств больше, чем в прошлом году.

По здравоохранению: впервые в этом году мы финансируем медицинскую отрасль за счет медицинской субвенции из государственного бюджета, объем которой предусматривается в сумме 461,4 млн. Это на 9% больше, чем в прошлом году.

ХЕРСОН

Роман ПИДПЕРИГОРА, директор Департамента бюджета и финансов Херсонского городского совета:

— За 2014 год городской бюджет по налогам и сборам выполнен на 104,2%, то есть дополнительно поступило 17 млн гривен. Удалось выплатить заработную плату работникам бюджетной сферы, осуществить расчеты по энергоносителям и по другим защищенным расходам в полном объеме. За 2014 год по социально-культурной сфере проведено капитальных расходов на сумму 18,3 млн грн. Расходы направлены на проведение капитальных ремонтов помещений, кровель, систем отопления в заведениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также на приобретение бытовой, компьютерной техники, медицинского оборудования и тому подобное. На протяжении 2014 года в бюджет города поступило 141,4 млн грн субвенции из государственного бюджета на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу. Также получены субвенции на осуществление государственных программ социальной защиты населения (государственная социальная помощь, льготы, субсидии населению, компенсационные выплаты за льготные перевозки). За 2014 год в городе не существует задолженности по выплате государственной социальной помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства.

Остались «не проведенными» органами Государственной казначейской службы платежи за выполненные работы капитального характера и другие виды работ, которые проведены подчиненными организациями на общую сумму около 43 миллионов гривен.

Учитывая децентрализацию финансовых ресурсов, осуществленную Верховной Радой Украины путем внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины, бюджет города будет получать ежегодно налогов и сборов на 15—20% больше.

В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Украины и статьей 77 Бюджетного кодекса Украины, органы взыскания, которые контролируют и администрируют налоги и сборы, не предоставили в исполнительный комитет городского совета прогнозные показатели на 2015 год. Это является причиной непринятия на данное время городского бюджета на 2015 год.

Налоговой инспекцией в Херсоне готовятся прогнозные показатели на 2015 год с учетом объявленной децентрализации. Город живет по временному бюджету на I квартал, утвержденному соответствующим решением городского совета.

КИРОВОГРАД

Павел ТОПЧИЙ, депутат Кировоградского городского совета:

— 20 января внеочередная сессия городского совета утвердила бюджет города. Произошли существенные перемены в источниках финансирования таких отраслей, как образование и медицина. С 2015 года городская медицина будет финансироваться за счет медицинской субвенции из государственного бюджета, за которую отвечает Министерство здравоохранения, а городское образование, за исключением детских садиков и спортивных школ, будет финансироваться за счет образовательной субвенции, за которую отвечает Министерство финансов Украины. Насколько министерства справятся с задачей своевременного финансирования этих чрезвычайно важных для города отраслей — покажет время.

Бюджет выглядит более-менее сбалансированным. Есть проблема в том, что в этом году государство не дает деньги городу на питание учеников младших классов, но я думаю, что мы эту проблему решим положительно. Как всегда, есть хроническое недофинансирование отрасли ЖКХ, но есть и определенные резервы в виде налога по недвижимости и налога на роскошные автомобили, а также акциза на розничную торговлю подакцизными товарами.

Что касается изменений в соответствии с объявленной децентрализацией, то такие изменения есть. Не такие, как анонсировалось, и не такие, как хотелось бы, но это уже другое дело. Был уменьшен норматив отчисления налога на доходы физических лиц с 75% до 60%. Зато введены две субвенции — образовательная и медицинская, о которых я уже говорил. Также расширили базу налогообложения налогом на недвижимость, то есть если раньше облагалась налогом только жилищная недвижимость, то сейчас вся, за исключением того, что установлено законом. Ввели акцизный налог из реализации субъектами ведения хозяйства розничной торговли подакцизных товаров и транспортный налог. Правда, сейчас возникают определенные вопросы относительно порядка администрирования этих налогов. Вот на этом, к сожалению, и вся децентрализация.

Прошлый год был тяжелым для всей Украины, и Кировоград — не исключение. Хотя исполнительные органы городского совета и рапортуют о росте объема реализованной промышленной продукции и повышении заработной платы, но мы все знаем, что эти позитивные показатели возникли в связи с девальвацией нашей национальной валюты. Возвращаясь к бюджету на 2014 год, скажу, что он выполнен почти по всем показателям. Не удалось своевременно рассчитаться со всеми подчиненными организациями, но это из-за проблем с органами казначейства, которые просто не пропускали оплату счетов. Возможно, в этом году будет легче, ведь денежные средства бюджета развития позволили размещать в банковских учреждениях.

ВИННИЦА

Валерий КОРОВИЙ, заместитель городского головы Винницы:

— Проект городского бюджета на 2015 год будет вынесен на заседание сессии Винницкого городского совета 23 января. Сейчас продолжаются общественные слушания. Особенность нынешней главной сметы Винницы заключается в полном изменении системы межбюджетных взаимоотношений после введения в действие новых положений Бюджетного и Налогового кодексов. Прогнозируемые расчеты дают основания утверждать, что местный бюджет будет сбалансированным, а внесенные изменения (особенно в части новых источников поступлений) создают стимулы для местного развития. В частности, это касается 60% налога на доходы физических лиц, 5% акциза на алкоголь, табак, на горюче-смазочные материалы и единого налога, который перенаправляется в общий фонд.

Нашумевший в прессе налог на имущество физических лиц будет направляться по новым ставкам в местные бюджеты только с 2016 года, и то после обработки местными советами с точки зрения предоставления социальных льгот. В то же время налог на имущество коммерческих структур равными долями будет поступать уже с апреля текущего года. Одним словом, выигрывают те местные органы самоуправления, которые активно развивают территорию и успели провести нормативно-денежную оценку земли. Я могу сказать, что это первый и достаточно эффективный шаг бюджетной децентрализации.

Январь в соответствии с нормами бюджетного кодекса закрываем в рамках 1/12 по временным сметам. Уже выплатили аванс по зарплате и другим защищенным статьям.

Что касается бюджета прошлого года, то он выполнен на 100%. По собственным и закрепленным доходам даже есть прирост в пределах 6%. Основная проблема для финансистов известна — ликвидность операций по единому казначейскому счету. Вернулись платежки по 30 млн грн спецфонда (в основном бюджет развития) и 4 млн грн общего фонда. Сейчас городская власть прорабатывает механизм погашения этой кредиторской задолженности.

Подготовили Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск; Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк; Виктория СИДОРОВА, Чернигов; Инна ТИЛЬНОВА, Кировоград; Оксана СОБКО, Винница

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ