Университет «дальнего плавания»
Михаил МИЮСОВ: «Мы — четвертые в мире по числу наших офицеров, работающих в торговом флоте. Уступаем Филиппинам, Китаю и Индии»
Михаил Валентинович Миюсов — ректор Национального университета «Одесская морская академия» с 2000 года, почетный член Института морской науки, техники и технологии Великобритании, член исполнительного комитета Международной ассоциации морских университетов. Один из немногих людей, кто знает морскую отрасль страны в ее разных аспектах и взаимосвязях с внешним миром и национальной экономикой. Сегодня мы говорим с профессором Миюсовым о подготовке украинских моряков и роли уникального вуза в системе международных отношений на морском транспорте.
— Михаил Валентинович, сегодня чуть ли не каждый украинский вуз называет себя академией. У нас в Одессе их не меньше десятка. Что стоит за этими названиями, кроме статусных соображений и бонусов для профессорско-преподавательского состава?
— Мы стали академией еще до распада СССР, в апреле 1991 года, как единственное высшее учебное заведение, где сосредоточен научный и методический потенциал целой отрасли. В структуру вуза входит не только сама академия в Одессе, но и Азовский морской институт в Мариуполе, Дунайский институт в Измаиле, Мореходный колледж технического флота, Мореходное училище им. А.И.Маринеско и факультет Военно-Морских сил. Все это единый комплекс научной мысли и профессиональной подготовки моряков, где работают и учатся более 13000 человек и ежегодно повышают свою квалификацию более 5000 специалистов. Последипломному образованию мы уделяем значительное внимание. Центр подготовки и аттестации плавсостава, аспирантура, докторантура и специализированный ученый совет занимаются научной и практической работой в этой области.
В 2016 год академия вступила в новом качестве, со статусом университета и новым наименованием. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины и Указом Президента Украины с 1 января 2016 года Одесская национальная морская академия (ОНМА) преобразована в Национальный университет «Одесская морская академия» (НУ «ОМА»). Название приведено в соответствие с Законом «О высшем образовании» и международными стандартами образования, где университет занимает приоритетную позицию по сравнению с академией.
— Значит, вуз охватывает все, что связано с подготовкой моряков и одинаково значим для матросов и капитанов?
— Конечно же, мы готовим командный состав. Кроме плавательных специальностей: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, автоматизация судовых энергетических установок, электрооборудование и автоматика судов, радиоэлектронные приборы, системы и комплексы, мы готовим профессионалов в области морского права и менеджмента. Выпускники наших факультетов могут работать на судах всех типов, в структурах береговых служб, органах государственного управления — везде, где нужны квалифицированные кадры, знающие море. Мы действительно уникальный в стране вуз, обеспечивающий флот основными морскими профессиями.
— В наше время все интересуются рейтингами. Кому, как не вам, знать все о месте украинских моряков в системе международного распределения труда на море? Действительно ли наши моряки отвечают самым высоким профессиональным критериям?
— Я бы не стал говорить о критериях качественных оценок, это вещь сложная. Но есть количественные показатели, которые косвенно указывают на уровень качества. Мы занимаем четвертое место в мире по числу офицеров, работающих в торговом флоте. Уступаем Филиппинам, Китаю и Индии. Это страны с огромными людскими ресурсами, поэтому по соотношению моряков к численности населения мы, безусловно, лидеры. Я не называю общей цифры, поскольку точной статистики у нас нет, но могу предположить, что в море у нас работает более 100 тысяч человек, из которых большинство — командный состав.
— Есть такое мнение, что из-за отсутствия собственного флота наши моряки стали трудоустраиваться в других странах?
— Это не совсем так. Работа в море — сложная часть трудовых отношений, которые регулируются рынком и международными стандартами, в частности, Международной конвенцией по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (STSW 1978), Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Здесь нет линейных зависимостей между количеством моряков и размером флота страны. Сейчас НУ «ОМА» готовит в два раза больше специалистов, чем это было в советское время.
Более 70 процентов судов мирового торгового флота зарегистрировано под «удобными» флагами Панамы, Либерии, Мальты, Багамских островов и многих других стран, которые создают для судовладельцев выгодные условия регистрации и налогообложения.
— А мы пока этого не делаем?
— В Министерстве инфраструктуры были попытки создания так называемого «второго реестра», но дальше идей дело не пошло. С нашей системой бюрократии вряд ли возможно предоставить судовладельцам благоприятные условия регистрации и налогообложения.
— Раз уж мы заговорили об экономической стороне морского дела, то давайте, хотя бы примерно, оценим выгоды государства, у которого на пять сотен жителей приходится один плавающий гражданин.
— Заработные платы на море достаточно высокие. Специалист, только окончивший университет, получает от судовладельца около 3 тыс. долларов в месяц. Старший командный состав, в зависимости от типа и класса судна, от 7 до 15 тыс. По приблизительным оценкам, от моряков экономика страны получает 1,5—2 млрд долларов в год. Это гораздо больше, чем дает туризм, хотя в публичной сфере все выступают за поддержку туризма и молчат об увеличении количества моряков.
— Как только у нас начинаешь говорить о высоких доходах в профессии или бизнесе, тут же в эти сферы устремляются чиновники, готовые «регулировать процесс». Сегодня отечественный крюинг, как, впрочем, и другие отрасли, стремится освободиться от чрезмерной государственной опеки. Насколько это ему удается?
— Если государство начнет вмешиваться в этот бизнес, усложняя его и увеличивая затраты, то компании быстро переориентируются на другие рынки. Ведь это международная система отбора кадров и она не ограничивает свою деятельность одной страной. Например, компании V.SHIPS, MSC, Anglo-Eastern, Marlow Navigation, OSM и многие другие, представительства которых работают в Украине, имеют офисы по всему миру. Стоит одному-двум морякам не попасть на борт ожидающих их судов, возникнут огромные проблемы и штрафы. Ставки высоки и никто не станет увеличивать риски в своем деле. Очень велика конкуренция. Огромные средства в подготовку моряков вкладываются в странах Юго-Восточной Азии: Филиппины, Индонезия, Вьетнам... Мы должны понимать, что в наше время не бизнес помогает государству, а государство — бизнесу. В европейских странах подготовка моряков по дневной форме обучения осуществляется полностью за счет госбюджета.
— Тогда поясните, как в нашей бедной стране вуз может готовить специалистов для очень наукоемкой отрасли, где на одно совершенствование учебно-материальной базы нужны миллионы? И как вам удается отслеживать тенденции развития флота?
— Мы развиваемся благодаря нашим партнерам. Без этого сотрудничества было бы трудно готовить специалистов. Взять одну только морскую практику на судах. Это огромные расходы на перелеты, проживание, питание, спецодежду, страховки и зарплату на борту. Их берут на себя различные заинтересованные компании. Сегодня таких договоров более двухсот. Кроме того, некоторые компании оказывают академии спонсорскую помощь на развитие, среди них: V.SHIPS, MSC, OSM, BSM, MOL.
В прошлом году удалось подписать меморандум о сотрудничестве с Международным советом морских работодателей IMEC (International Maritime Employers Council), в который входит более двухсот судоходных компаний мира. В рамках этого договора уже завершается первый проект стоимостью 660 тыс. долларов. 22 апреля, после окончания Международного форума «Образование, подготовка и трудоустройство моряков», который уже в четвертый раз академия проводит на морском вокзале Одесского порта, будет организован технический тур по академии. Мы покажем гостям недавно смонтированный новый тренажерный комплекс машинного отделения современного судна. Оборудование изготовлено норвежской компанией Kongsberg.
Вуз продолжает интегрироваться в международные структуры, связанные с научной и практической сторонами подготовки моряков. Мне выпала честь быть избранным председателем одного из комитетов Международной ассоциации морских университетов (IAMU) — организации под патронатом японского фонда Nippon Foundation, которая, в свою очередь, является неправительственным членом Международной морской организации (IMO). Представители университета работают в составе делегаций на ассамблеях, в комитетах, подкомитетах и рабочих группах в IMO и IAMU. Ежегодно университет принимает участие в нескольких международных проектах, бoльшая часть которых финансируется Европейской Комиссией. Это позволяет преподавателям вуза участвовать в международных форумах и конференциях, расширять и совершенствовать свои знания в профессиональных сферах. Мы отслеживаем все новости и события в области судоходства, морского права, профессиональных стандартов, используя эти знания в учебном процессе.
— Каковы перспективы увеличения доли украинских моряков в международном судоходстве? Что тут зависит от нас и от конъюнктуры рынка?
— Конечно, основные правила диктует глобальный рынок, но многое зависит и от политической ситуации в стране — насколько она стабильна и позволяет реализовывать долгосрочные программы в 5-6 лет. Это время подготовки офицера флота. Если мы увеличим объемы подготовки специалистов, то сумеем всем оказать содействие в трудоустройстве. На международном рынке труда существует дефицит высококвалифицирован-ных специалистов. Другое дело, ресурсы для такого увеличения. Не все молодые люди в состоянии оплатить контрактное обучение, а бюджетные места сокращаются из года в год. Кроме того, в стране не работает система льготного кредитования образования. В условиях конкурентной борьбы с учебными заведениями из других стран наиболее важны качество профессиональной подготовки и знание английского языка.
— Михаил Валентинович, газету «День» читают по всей Украине, в том числе и в далеких от моря городах и селах. Но, думаю, и там молодых людей привлекает либо морская романтика, либо перспективы морских заработков. Можете ли вы составить портрет сегодняшнего курсанта вуза. Кто он, откуда? Тяжело ли ему дается учеба и трудоустройство после выпуска?
— В основном, к нам приходят выпускники средних школ, преимущественно из семей моряков и тех, кто живет в приморских городах: Одессе, Николаеве, Херсоне, Мариуполе, Измаиле... Но есть юноши и девушки из Запорожья, Днепропетровска, Западной Украины. География абитуриентов широкая, хотя еще не везде знают, что образование и зарплату мирового уровня можно получать и в собственной стране. Учиться у нас непросто, зато уже в период обучения можно получить необходимые практические навыки на борту иностранных судов, перспективы дальнейшего трудоустройства в ведущих судоходных компаниях мира, посетить многие страны и заработать достойные средства.
Выпуск газеты №:
№67-68, (2016)